Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:25, доклад
Алексей Николаевич Ларионов родился 19 августа 1907 года в деревне Грибаниха Онежского района Архангельской области в бедной крестьянской семье. В 13 лет стал комсомольцем. Трудовую жизнь начал в хозяйстве родителей, затем в 17 лет покинул родительский дом и стал рассыльным в уездном профсоюзном бюро в городе Онеге Архангельской области, затем – секретарем волостного комитета крестьянской взаимопомощи.
В области развернулась новая отрасль промышленности – цветная металлургия. В Рязани началось строительство завода по переработке оловянных шлаков, стоимость которого составляла 117 млн. рублей. Он был рассчитан на переработку около 120 тыс. тонн металлургических шлаков в год. В 1950 г. был создан Рязанский завод по производству и переработке цветных металлов, в 1952 г. – завод «Касимовнеруд» и в 1956 г. – Скопинский гидрометаллургический завод, которые дали городу и области множество рабочих мест и положили начало развитию одной из важнейших промышленных отраслей в Рязани.
Получила свое развитие и химическая промышленность города. Причем особое внимание уделялось заводу искусственного волокна. Решением ЦК КПСС от 23 июля 1958 г. было отнесено к особо важным стройкам большой химии, поэтому темпы его сооружения были ускорены. Завод начал выпуск продукции в1959 г., в 1960 г. были завершены основные работы по его возведению. Помимо «Химволокна», был введен в эксплуатацию завод кислотоупорных изделий в п. Соколовка.
Несмотря на то, что приоритет был отдан тяжелой промышленности, легкая промышленность в области отнюдь не стояла на месте. В 1951 г. она достигла довоенного уровня выпуска продукции. Предприятия легкой промышленности были очень слабо механизированы, в большинстве из них основную роль играл ручной труд, а производство основано на привозном сырье. Таким образом, предстояла огромная работа пот подъему местной легкой промышленности, и многое в этом направлении было достигнуто благодаря работе А.Н.Ларионова. Так, например, к обувной фабрике «Победа Октября» был пристроен новый обширный рабочий цех. В 1952 г. в городе появилась мебельная фабрика, в 1954 – чаеразвесочная; развернулось строительство макаронной и кондитерской фабрик. Открывались новые предприятия легкой промышленности и в районах области: Касимовская швейная фабрика, Рязанский комбинат хлебопродуктов, Михайловская фабрика нетканых материалов, Спасский хлебокомбинат, Рыбновский крахмалопаточный завод, Сасовский мясокомбинат, Клепиковская швейная фабрика, Кораблинский молокозавод, Михайловский консервный завод, Пронский молокозавод.
в
соответствии с постановлением Совета
министров СССР в Рязани были созданы
проектные и научно-
Валовая продукция к 1960 г. увеличилась более чем в 4 раза по сравнению с 1950 г. производство средств производства составило 70%, что характеризовало Рязань, недавно бывшую незаметным провинциальным городом, как сильный, высокоразвитый промышленный центр. Каждые 10 дней в городе вырабатывалось столько продукции, сколько выпускалось во всей губернии в 1913 г. (!) Значительно улучшилось и качество промышленных товаров, выпускаемых предприятиями города. Изделия рязанских заводов и фабрик пользовались спросом не только в стране, но и за ее пределами: их продукция поставлялась более чем в 30 стран мира. Весной 1958 г. продукция Рязанского кожевенного завода была представлена на Международной ярмарке в Лейпциге. Помощник редактора английского журнала «Metal Working Production» («Металлообрабатывающая промышленность») Питер Трип, побывавший в конце 1956 г. на станкостроительном заводе, писал в своем журнале: «Рязань расположена в200 км от Москвы. До сих пор этот город был известен только тем, что здесь родился знаменитый физиолог Павлов, открывший условный рефлекс. Сейчас Рязань – индустриальный город, здесь имеется станкостроительный завод; оригинальной чертой токарного станка, выпускаемого заводом, является применение пластмассовых направляющих. Рязанские конструкторы в этой области сделали очень важное открытие».
Одной из основных проблем А.Н.Ларионов считал благоустройство Рязани. Решением этой проблемы он стал заниматься непосредственно с момента вступления в должность. Городское хозяйство находилось в плачевном состоянии.
На одном из совещаний А.Н.Ларионов поставил перед областным и городским комитетами задачу превратить Рязань «в образцовый город Подмосковья», горд зелени и садов. Он верил, что для этого есть все условия.
Уже летом 1949 г. рязанцы должны были отремонтировать фасады всех зданий и покрасить их. При этом А.Н.Ларионов обращал особое внимание на выбираемые цвета краски. По его мнению они должны были придать городу красивый вид. До этого все здания красили в неприятный ржавый цвет, отчасти это было принято из-за отсутствия подходящей краски в военные и послевоенные годы. А.Н.Ларионов прервал эту «традицию». Деревянные ворота и заборы на центральных улицах были заменены красивыми металлическими решетками и оградами. Большое значение придавалось озеленению города. Немаловажными задачами по благоустройству являлись очистка Рязани от мусора, превращение каждого двора «в цветущий уголок отдыха», налаживание образцового обслуживания в культурно-бытовых учреждениях города.
Еще одним важным вопросом благоустройства Рязани было решение проблемы городского транспорта. Имеющиеся автобусы едва-едва обслуживали только основную линию от вокзала до Ямской заставы (сейчас площадь Театральная), остальные линии и, особенно, связь центра города с окраинами регулярным автобусным сообщением вообще не обеспечивалась. Городской транспорт не удовлетворял возраставшим потребностям населения, работа автобусов вызывала справедливые нарекания. Поэтому 25 мая 1949 г. было подписано распоряжение Совета Министров СССР о строительстве в Рязани троллейбусной линии. С ее постройкой проблема городского транспорта значительно облегчалась. Троллейбус должен был обеспечить нормальное обслуживание населения на основном направлении пассажирского потока. Это давало возможность направить освободившиеся автобусы на другие линии и наладить регулярную связь центра города с остальными жилыми районами и пригородом. Постройка троллейбусной линии стала одним из первых крупных мероприятий по коренной реконструкции Рязани, по изменению облика города, значительным шагом вперед в деле превращения его в крупный, благоустроенный областной центр. Строительство троллейбусной линии было нелегким делом. Сначала необходимо было привести в порядок, частично перемостить и заново заасфальтировать улицы, по которым должен был пройти троллейбус, установить металлические опоры и провести контактную сеть, построить поворотные круги, построить и оборудовать здания троллейбусного депо, тяговой подстанции и проч. Руководство города приняло решение превратить сооружение троллейбусной линии в народную стройку. Основные работы завершили к 6 ноября 1949 г. 13 ноября состоялось открытие троллейбусного движения в городе, 15 ноября прошел торжественный митинг, посвященный пуску троллейбуса. Первые машины прошли по центральным улицам: 1 Мая, Красной Армии, Революции и Ленина.
Стараниями А.Н.Ларионова в Рязани была построена сеть автомобильных дорог – «Большое Рязанское кольцо». Ее строительство первый секретарь тщательно контролировал, сам «прошел все дороги»: поверял качество укладки, следил за условиями жизни рабочих.
Новая Рязань строилась и обновлялась очень быстрыми темпами. По планам А.Н.Ларионова осуществлялось строительство трамвайной линии, ширилось автобусное сообщение, было построено несколько асфальтовых заводов, асфальтирование улиц города пошло быстрыми темпами. Протяженность водопроводной и канализационной сетей была увеличена в 5 раз, потребление воды горожанами возросло в 4,5 раза.
Еще одним направлением деятельности А.Н.Ларионова являлось расширение сети высших учебных заведений Рязани. В 1949 г. в городе был открыт сельскохозяйственный институт. Идея его создания появилась еще до вступления на должность А.Н.Ларионова. Этого требовали сельскохозяйственные интересы Рязанской области. С открытием института сельское хозяйство могло рассчитывать на приток молодых специалистов. По инициативе обкома ВКП (б) и лично А.Н.Ларионова перед правительством и Министерством высшего образования СССР был поставлен вопрос об организации в Рязани сельскохозяйственного института. Вскоре появилось постановление правительства об организации в городе института, которому было присвоено имя знатного рязанца, почвоведа П.А.Костычева. рязанский сельскохозяйственный институт стал 91м высшим сельскохозяйственным учебным заведением в СССР. Институт был создан в очень короткий срок, проделана огромная организационная работа. На приобретение учебного и хозяйственного оборудования правительство отпустило около 1,5 млн. рублей. Институт разместился в лучших зданиях города. 1 сентября 1949 г. 150 юношей и девушек приступили к занятиям на первом курсе.
В 1950 г. 10 июня постановлением Совета Министров СССР третий Московский медицинский институт был переведен в Рязань и переименован в Рязанский медицинский институт имени академика И.П.Павлова. Институт имел более 50 кафедр, в нем обучалось свыше 2тысяч студентов. Среди его профессоров и преподавателей были крупнейшие деятели науки, действительные члены Академии медицинских наук СССР.
А.Н.Ларионов
приложил максимум усилий, и решение
о переводе института приняли
уже в начале лета. 1 сентября 1950 г.
институт должен был начать свои занятия
в Рязани. Перед городом стояла задача
в короткий срок отремонтировать и оборудовать
выделенные для института здания и обеспечить
успешное начало учебного года. Правительство
выделило для этого около 7,5 млн. рублей.
На эти средства были построены три учебных
здания на территории больницы имени Семашко,
еще три – капитально переоборудованы.
Также на эти деньги были построены дома
для профессорско-
Постановлением Совета Министров СССР в декабре 1951 г. в Рязани был создан радиотехнический институт, официальное открытие которого состоялось 1 сентября 1952 г. На улице Гагарина был построен комплекс зданий – учебный корпус, общежития, жилые дома для профессоров и преподавателей. Большой учебный корпус возвели на ул. Ямской (ныне ул. Циолковского).
Начальное
и среднее образование также
расширялось и развивалось
Значительно улучшилась и
Большое внимание А.Н.Ларионов уделял коммунальным проблемам, например газификации города. В 1954 г. Советом Министров было принято несколько постановлений. В канун первомайских праздников 1954 г. в домах Рязанцев впервые появился газ, всего за год было газифицировано 1300 квартир. В последующие годы работа по газификации продолжалась: было построено 8 газорегуляторных станций, начаты работы по переводу промышленности на газ, строительство газопровода Коломна – Рязань.
К 1960 г.
в Рязани было построено очень
много культурно-бытовых
За успешное развитие городского хозяйства и благоустройство города Рязань неоднократно завоевывала призовые места во Всероссийском социалистическом соревновании городов. Дважды городу присуждалось первое место в этом соревновании и переходящее Красное знамя РСФСР и ВЦСПС. За успехи, достигнутые в озеленении Рязани, город был утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1958 г. А.Н.Ларионов очень гордился этими результатами, тем более именно он сыграл главную роль в их достижении.