Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 15:47, реферат
Благодаря своему подавляющему военному превосходству США способны, даже действуя в одностороннем порядке, уничтожить военные, экономические и политические цели противника, не считаясь при этом с позицией своих союзников.
Наука и исследования находятся в США на уровне, о котором Европа может только мечтать. За последние 50 лет американцы 66 раз получали Нобелевскую премию за работы в области физики, 68 раз в области медицины и 42 раза – химии.
Превосходство в информационных технологиях позволяет оснастить американские вооруженные силы неядерным высокоточным оружием.
США оккупировали лидирующие позиции и в области культуры. Американские книги, фильмы и телевизионные сериалы заполонили мировое культурное пространство.
Введение 3
Закон Голдуотера-Николса. 4
«Большая стратегия» США. 4
Стратегии США, претендовавшие на место «Большой стратегии» 6
Стратегия сдерживания коммунизма. 6
Стратегии доминирования 7
Стратегия «морской силы» 7
Стратегия согласованной безопасности 7
Стратегия избирательной вовлеченности 9
Гегемония США 10
Стратегия неоизоляционизма 11
Сферы США 12
Экономическая сфера 12
Военная сфера 12
Культурная сфера 13
Космос 13
Заключение. 17
Список литературы. 18
Считается, что термин «глобализация» был введен в оборот в 1980-е гг.3, а в конце 1990-х гг. он уже воспринимался в качестве не только научной, но и политической категории. «Стратегия национальной безопасности США 1999» определила «глобализацию как процесс ускорения экономической, технологической, культурной и политической интеграции»4.
Эта концепция, питаемая либеральной школой внешнеполитической мысли США, сохраняет определенную преемственность с концепцией коллективной безопасности - приоритет отдается совместным многосторонним усилиям государств по предотвращению и отражению агрессии. Вместе с тем она идет дальше как в определении угроз безопасности, так и в выборе средств противодействия им.
В дополнение к угрозам, традиционным для уровня межгосударственных отношений, сторонники «согласованной безопасности» выделяют как более характерные для современного мира угрозы, возникающие внутри государств, - геноцид, этнические чистки, другие формы массовых нарушений прав человека, экологические преступления, терроризм, в отношении которых прежняя система коллективной безопасности с ее приматом суверенитета, незыблемости границ и невмешательства во внутренние дела оказывается бессильной. Главными источниками этих угроз считаются отсутствие демократии, репрессивный характер режима страны-нарушителя. Эта исходная презумпция приверженцев «согласованной безопасности» позаимствована у неокантианской -школы «демократического мира» (М. Доил, Д. Лэйк, Б. Рассет, К. Лэн и др.). Согласно ее главному постулату «демократы никогда не воюют друг с другом». По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитического равновесия является главной гарантией обеспечения международной безопасности и жизненных интересов самих США.
Связь национальных интересов США с состоянием демократии в мире становится, как считают сторонники данного подхода, особенно ощутимой в условиях глобализации, впервые делающей мир действительно неделимым. Во все более зависимом мире, как отмечает первый заместитель госсекретаря США С. Тэлбот, постоянно растет заинтересованность американцев в демократизации правления в других странах.
Если
глобализация, по мнению сторонников
«согласованной безопасности», делает
нарушения демократических норм
более опасными (в т. ч. и для
США), то развитие других тенденций
в последние десятилетия
Поэтому сторонники «согласованной безопасности», не довольствуясь традиционными мирными методами принуждения, допускают и военные способы решения подобных проблем силами Оон или региональных организаций безопасности типа НАТО при ведущей роли США. В этих целях разрабатываются различные концепции «гуманитарного вмешательства», оправдываемого с помощью доктрины «ограниченного суверенитета» государств, отрицающих демократические права своих граждан. «Согласованная безопасность» подразумевает сохранение превосходства США и их нынешнего военного потенциала как главной составляющей коллективных международных сил, способных одновременно вести активные интервенционистские действия в различных регионах мира.
В 1995 году была издана «Национальная военная стратегия США»- «стратегия гибкои и избирательной вовлеченности». Эта стратеги У.Клинтона касалась вопросов и проблем глобализации: давалась оценка результатам экономических отношений с организациями ГАТТ/ВТО, НАФТА, ЕС, АТЭС и др.), отдельными странами и регионами.
Эта концепция развивалась в русле школы «реализма» и очерчивает более широкий круг национальных интересов США.
Так, авторитетная гарвардская Комиссия по национальным интересам Америки включает в их число защиту США от нападений с применением оружия массового уничтожения (ОМУ), предотвращение возникновения враждебных государств-гегемонов в Евразии, сохранение свободного доступа к источникам энергии, поддержание стабильности мировой торгово-экономической и финансовой системы, а также обеспечение безопасности союзников США. Особое значение придается поддержанию стратегического равновесия между ведущими странами Евразии с целью предотвращения конфликта между ними. Поэтому теория «избирательного вовлечения» предусматривает сохранение (хотя и на более экономной основе) военного присутствия США в стратегически важных для них регионах мира (Западная Европа, Восточная Азия, Персидский залив), активное противодействие распространению ОМУ, профилактику и урегулирование региональных конфликтов, в которые могут быть втянуты крупные страны, обеспечение особой роли США в международных финансовых и торговых организациях.
Сторонники
«избирательного вовлечения»
Концепция
гегемонии США также опирается
на школу «реализма», но ориентируется
при этом на модель стабильности, основанной
на гегемонии. Согласно этой концепции
оптимальной основой
Поддержание
американского превосходства
«Гегемонисты» считают важнейшей задачей сохранение существующей системы военно-политических союзов с решающей ролью Америки в обеспечении их эффективности. Признавая, что главная цель этих союзов периода холодной войны - коллектив-главная самозащита – во многом утратила свою актуальность, «гегемонисты выступают за их перенацеливание на задачи «экспорта» или «проецирования» безопасности вовне. (Не случайно именно «гегемонисты» первыми выступили за расширение состава НАТО и сферы ее деятельности за пределами границ альянса.) При этом «гегемонисты», как и сторонники «согласованной безопасности» считают мир неделимым и подчеркивают, что даже периферийные угрозы и «вакуумы силы» за пределами проамериканских союзов могут создавать серьезную угрозу безопасности США. В таком «проецировании безопасности» ведущая США становится еще более необходимой, что исключает перераспределение ответственности в пользу союзников США, предлагаемое сторонниками «избирательного вовлечения». «Смогут ли Германия и ее западноевропейские партнеры справиться с дестабилизацией в Восточной и Центральной Европе, на Балканах и в России? - вопрошает один из ведущих теоретиков этого направления Р. Каглер. - Не случится ли то же самое в Азии, если предоставить самим себе Японию и Корею, не говоря уже о гораздо более слабых арабских партнерах США в районе Персидского залива?»
С
учетом множественности реальных и
потенциальных угроз
Таблица
III. Направления гегемонистской
политики США
Три основных направления или фактора гегемонистской политики США: | ||
модернизация военной мощи | использование информационно-технологического преимущества | применение финансово-экономических |
Сторонники неоизоляционизма исходят из узкой (минималистской) трактовки национальных интересов США как ограничиваемых защитой своих суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Этим интересам США, по мнению неоизоляционистов, в современном мире ничто не угрожает, учитывая географическое положение страны, фактор ее ядерной мощи, а также отсутствие у нее реальных конкурентов военной сфере в настоящем и маловероятность их появления обозримом будущем.
Известный теоретик неоизоляционизма Э. Нордингер считает, что США «стратегически неуязвимы», а потому могут ограничить свои внешнеполитические и военные обязательства необходимым минимумом. Правый республиканец П. Бьюкенэн призывает отказаться от втягивания Соединенных Штатов в войны в чужих землях. Конкретно речь идет о свертывании участия в военно-политических блоках, созданных для «сдерживания» более не существующего противника, резком сокращении объема помощи другим странам и всего внешнеполитического аппарата США, а также военных расходов (примерно наполовину, если брать за основу расходы начала 90-х годов). Исключения не делается и для главного военно-политического союза - НАТО.
Еще
один видный идеолог неоизоляционизма
Т. Карпентер называет НАТО «анахронизмом
холодной войны» и предлагает передать
основную ответственность за безопасность
Европы самим европейцам. Неоизоляционисты
отвергают глобальную ответственность
СИТА за поддержание существующего миропорядка,
который, на их взгляд, в основном является
саморегулируемым, основанным на взаимном
уравновешивании великих держав.
Основные сферы доминирования США:
Экономика США —
крупнейшая экономика мира по объёму ВВП
по ППС (на 2009 год).
Рис. I.Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992—2009 годах, в процентах от уровня 1992 года6
На сегодняшний день вооружённые силы США остаются одними из крупнейших в мире. Военный бюджет США на 2010 год составил 668 млрд долларов США. Вооружённые силы США включают в себя армию (сухопутные войска), ВВС, ВМС, Корпус морской пехоты и Береговую охрану. По данным на апрель 2007 года, 1 426 700 человек проходили службу в регулярных частях вооруженных сил и 1 458 500 человек в резервных формированиях.7
В ближайшие годы военное ведомство США будет концентрировать свои ресурсы на следующих основных направлениях: