Союз Белоруссии и России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формы объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

Работа содержит 1 файл

контральная.docx

— 72.53 Кб (Скачать)

В современных  условиях безопасность каждой страны напрямую зависит от ее интегрированности в систему мирового хозяйства. Нарастание взаимозависимости государств во всех сферах общественной жизни способствует тому, что как внешнеэкономические факторы, так и внутрихозяйственные аспекты играют значительную роль.

С каждым годом  в мире набирают обороты глобальные интеграционные процессы. Способность  страны участвовать в них, несомненно, становится не только ключевым показателем  эффективности ее внешнеэкономической  деятельности, но и определяющим внешним  фактором обеспечения национальной экономической безопасности. Россия и другие постсоветские страны пока не всегда в состоянии эффективно защитить свои интересы при подключении  к мировым интеграционным процессам, прежде всего из-за внутренней экономической  слабости и разрозненности между  собой. Их стратегическим ориентиром должна служить интеграция в мирохозяйственные  отношения таким образом, чтобы  занять экономически выгодное положение  в глобальной экономической системе.

 

 

 

2.2 Экономические предпосылки формирования союза России и

Белоруссии

 

Проблемы  в белорусской экономике, начавшиеся до образования союза, продолжались и принимали драматические формы. Сам президент говорил, что экономика  находится в «свободном падении».

Глубокая  экономическая депрессия, отбросившая  страну на 116 место по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и  Узбекистана, — имели  объективные  и субъективные причины. Объективные  заключались, прежде всего, в полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с некоторыми послаблениями для  Минска) подняла до мирового уровня, и которые Белоруссия была не в состоянии оплачивать.

Рисунок 1 - Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП)

 

Кроме того, Белоруссия имела специализацию  «советского сборочного цеха» и  в высшей степени была включена в  систему разделения труда между  республиками СССР. Как следствие, после  установления таможенных границ между  странами СНГ белорусский экспорт  в Россию резко сократился с более  чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с Россией скорее способствовал экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия до конца 1996 г. имела дефицит внешнеторгового баланса в $1.4 млрд., из них только в торговле с Россией — $624 млн. В то же время из-за низкой конкурентоспособности белорусской продукции возможна была лишь ограниченная переориентировка на западные рынки.

В результате этих, а также иных неблагоприятных  факторов можно проследить непрерывное  ухудшение экономических показателей  Белоруссии до создания союза.

Рисунок 2 - Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.)

Еще один впечатляющий пример распада экономики  — взаимные задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП.

Исходя  из приведенных данных, можно говорить о том, что объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии. Несомненно, Россия тоже получала преимущества в  виде расширения своей территории, что всегда выступает положительным явлением в государстве, а также огромного притока рабочей силы за счет населения Белоруссии.

Понимая значимость экономических реформ для  создания благополучного будущего своих  народов, Россия и Белоруссия посчитали  целесообразным и необходимым восстановление утраченных межгосударственных хозяйственных  связей на новой - рыночной - основе, чтобы  совместно в рамках Союзного государства обеспечить защищенность своих граждан в экономической сфере.

Под экономической безопасностью Союзного государства понимается состояние  защищенности жизненно важных интересов  российско-белорусского интеграционного  союза от внутренних и внешних  угроз, которое обеспечивается национальными  и союзными институтами власти путем  налаживания более эффективного функционирования и развития народнохозяйственных комплексов в рамках единого экономического пространства.

Состояние экономики с точки зрения ее жизнеспособности характеризуется комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности  его эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам  для обеспечения социальной стабильности.

При построении Союзного государства обеспечение  экономической безопасности становится важным направлением экономической  политики. В ней фокусируется вся  сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации  на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого  развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном  государстве.

Необходимость создания такого государства заключается  в том, что от союзных стран  на современном этапе требуется  объединение их потенциалов для  решения поставленных экономических  задач. Отвлечение сил и средств  на нейтрализацию существующих угроз  затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется  задаче создания таких внутренних и  внешних условий, при которых  обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так и в Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Политические предпосылки образования Союзного государства

 

С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве  объединение России с Белоруссией  представляет собой адекватный ответ  на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье  на западе. Однако, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.

Для Белоруссии объединение с Россией  в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

У стран – непосредственных соседей  Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле необычный  шаг президентов Польши, Литвы  и Украины — заявление от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.

С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц.

Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в  мире. В современной международной  обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени  возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым  последовательным и надежным союзником  России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой  и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.

Не  является секретом, что любые попытки  сближения и объединения народов  бывшего Советского Союза встречают  жесткое противодействие западных геополитических конкурентов. Все  годы становления Союзного государства  Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой  предпринимаются беспрецедентные  шаги по дискриминации ее политического  и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство  суверенной республики. [4]

Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское  пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии

 

3.1 Внешняя  и внутренняя политика союза  России и Белоруссии

 

Значение cоюза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных  с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного государства других государств; взаимодействие в международной  сфере по военным и пограничным  вопросам, включая реализацию международных  договоров по вопросам сокращения вооруженных  сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями  внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими  республиками СССР в рамках СНГ, участие  в обеспечении стабильности и  безопасности на евразийском континенте и в мире.

Главный акцент в интеграционном сотрудничестве России и Белоруссии ставится на создание единого экономического пространства. В этой плоскости ведется работа по углублению валютной интеграции, в  рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных  преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической  деятельности, страхования, валютного регулирования.

Активно развиваются российско-белорусские  торгово-экономические связи. В 2005 г. двусторонний товарооборот составил 15,8 млрд.долл. Удельный вес Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет около 6%, а России во внешнеторговом обороте Белоруссии – порядка 50%.

Одним из важных направлений интеграции является реализация около 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2006 г. составил более 3 млрд. российских рублей.

Расширению  экономического сотрудничества содействует  образование межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Зарегистрировано 6 МФПГ: "БелРусАвто" - по развитию дизельного автомобилестроения; "Формаш" - по производству оборудования для выпуска химических волокон и нитей, переработки льна и шерсти; "Межгосметиз" - по производству металлокорда; "Электронные технологии" - по производству телевизоров и средств связи; "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование".

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет быстро развивающееся межрегиональное  сотрудничество. В настоящее время  все 6 белорусских областей и Минск  связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации. В Минске действуют представительства 6 российских регионов. В десяти регионах России открыты отделения посольства Белоруссии.

Осуществляется  тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают с  единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, другими  универсальными и региональными  организациями. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими  ведомствами в рамках двухгодичной Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства». В феврале 2006 г. состоялось четвертое совместное заседание коллегий МИД России и МИД Белоруссии, на котором была принята Программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора «О создании Союзного государства» на 2006 - 2009 гг.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. В декабре 2001 г. принята Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. Проводятся мероприятия по восстановлению кооперационных связей между предприятиями ВПК.

Информация о работе Союз Белоруссии и России: проблемы и перспективы