Шпаргалка по "Геополитике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Геополитика".

Работа содержит 1 файл

istoria1.docx

— 212.21 Кб (Скачать)

До XIV в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь.  Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы.

В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии – ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого  народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Первую  реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы  в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах  и местечках. В XVI – первой половине XVII вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин.

Сторонники  реформации выступали за реформу  католической церкви, чтобы она была дешевой для прихожан, высказывали  протест против церкви как крупного землевладельца, отрицали церковь как  посредника.

Реформация  содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось  число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении.

Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению  католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали  авторитет у определенной части  зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через  какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве.

Католицизм  в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные  течения. Через пять лет после  приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.

Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую  церковь.

Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия: Сохранение православных обрядов(на самом  деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского.

Подготовка  унии продолжалась 5 лет. В 15910г. группа православных епископов обратилась к Королю и Великому князю Сигизмунду III с письмом о необходимости заключения унии. Летом 1595 г. епископы К. Тарлецкий и И. Пацей, подписав вместе с другими иерархами акт об унии, выехали с этим документом к Папе в Рим. Климент VIII с радостью принял послов и дал свое благословение и согласие на унию. К.Острожский обратился к королю для обсуждения сложившегося положения, просьба была отклонена, наметились колебания в обществе, но король спешил ускорить события. Также была распространена практика раздачи епископских кафедр светским людям в кач-ве вознаграждений за оказанные услуги, Православное дворянство добивалось смешения этих епископов, однако те пытались укрепить свою власть и с помощью унии.

Уния  была провозглашена, однако начался  процесс ограничения автономии  униатской церкви и сближения  её с порядками в других частях католического мира.

Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов  унии своими епископами. Из-за вмешательства  государственной власти конфликт приобретает  характер политического столкновения между государством и православным населением РП.

1623г.  Убит епископ Кунцевич, который  жесткими мерами вводил униатство. 

Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусскоязычной культуры.  

14.Войны  и соц.-политич.  конфликты на бел.  землях(вт.пол.17-перв.пол.18в.) Экономич. упадок, его  причины.

--------------------------------------------------  отдельно  -------------------------------------------------- 

15.Попытки  реформ в РП  во вт.пол.18в. Разделы  РП и их историко-правовая  оценка.

На выборном сейме 1764 года королём РП был избран Станислав Август Понятовский. Он продолжал  политику проведения реформ. Его поддержала та часть магнатов и шляхты, которая  уже приспособила своё хозяйство  к товарно-денежным отношениям, но многие нововведения вызывали противодействие  тех магнатов и шляхты, которые  не хотели укрепления центральной власти. Противники России в феврале 1768 г. организовали  в Баре свою конфедерацию, которую  возглавил Юзеф Пуласки. Летом 1771 по предложению Пруссии начались переговоры по вопросу раздела РП. Екатерина II в связи с обострением международных  отношений, вызванных русско-турецкой войной, вынуждена была уступить и  дать согласие на раздел РП. Позже к  ним присоединилась Австрия. 5 августа 1772 года в Петербурге между этими  странами была подписана конвенция, согласно которой Пруссия получила северо-западную часть Королевства  Польского, Австрия- южные его районы. К России отошла большая часть  Полоцкого, почти все Витебское, все Мстиславское и восточная  часть Минского воеводства. на этой территории были созданы 2 губернии- Псковская  и Могилёвская. Население присоединенных земель в течение месяца должно было принять присягу. Шляхта получила права  и привилегии, которыми пользовалось русское дворянство. После первого  раздела политическое положение  РП изменилось незначительно. В ней  по-прежнему продолжалась борьба за власть между различными магнатскими группировками. Страх перед революционными выступлениями  народных масс и стремление сохранить  государственную независимость  РП заставили шляхетско-буржуазные круги попробовать провести некоторые  реформы. В этих условиях был создан «четырехлетний сейм»(1788-1792). На нем  взяли верх приверженцы реформ. Они  заставили сейм принять новую  конституцию, которая отменяла выборность короля, ликвидировала остатки государственности  ВКЛ и объявила о создании унитарного государства. Несмотря на шляхетскую ограниченность, конституция 3 мая 1791 года носила прогрессивный  характер. Ее принятие вызвало недовольство недовольство отдельных групп правящего  класса. Чтобы ликвидировать конституцию, они создали Торгавицкую конфедерацию и пошли на сговор с соседними  государствами, подготавливая новый  раздел РП. Торгавицкая конфедерация и последующие политические события  привели ко второму(1793) разделу РП. Договор о нем был подписан между Пруссией и Россией в  январе 1793 года. Согласно договору, Пруссия  присоединила к себе Гданьск и  Великую Польшу с Познанью, к России отошла Правобережная Украина и  центральная часть Беларуси. С  целью сохранить государственную  самостоятельность польская шляхта и представители буржуазии в  марте 1794 года подняли восстание  в Кракове во главе с Тадеушем Костюшко. 4 марта 1794 года восставшие под  предводительством Костюшки в битве  под Роцлавицами разбили русские  войска генерала Денисова. 17 апреля восстание  победило в Варшаве и вскоре перекинулось на Беларусь и Литву. 22-23 апреля оно  началось в Вильно. Его возглавил  полковник Якуб Ясинский. Чтобы придать  восстанию большую социальную базу, Касюшко 7 мая 1794 года издал Полонецкий универсал, где обещал освободить крестьян от личной зависимости и уменьшить  барщину. Но щляхецкое руководство  восстанием не пошло на отмену крепостного  права и наделение крестьян землёй, что и привело к подалению  восстания. Подавив восстание (осень 1794) , Австрия, Пруссия и Россия начали подготовку к третьему разделу РП. В 1795 году между ними была достигнута договоренность об окончательном разделе  ее территории. Границы между ними были утверждены договором, подписанным 26 января 1797 года в Петербурге. В  результате, РП перестала существовать. По третьему разделу к России отошли западная часть Беларуси, Литва, Западная Волынь и Курляндское герцегство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16.Эпоха  Просвещения. Культурное  развитие бел.  земель в составе  РП.

Развитие  культуры Б. во вт.пол.17-18вв. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе РП, Б. вместе с ней переживала затяжной кризис. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством. Основными предметами изучения в Виленской академии и иезуитских коллегиях были теология, латинский язык и философия. Философия рассматривалась как подготовка для усвоения «высшей мудрости» т.е богословия.  Не в лучшем состоянии находились и науки прикладного характера. Ученые-медики, например, боясь обвинений, стремились обойти спорные проблемы. Считалось, что с болезнями необходимо бороться прежде всего при помощи молитв и заклинаний, которые являются более эффективными, чем другие средства. Однако через философский взгляды пробивались искры свободомыслия и материализма. В 80-е годы воспитанник местной иезуитской коллегии, Казимир Лыщинский написал на латинском языке трактат « О несуществовании бога». По мнению автора, бог является плодом человеческой фантазии. Философ отрицал бессмертность души и провозглашал разум высшим авторитетом в вопросах познания. Католические инквизиторы жестоко расправились с белорусским мыслителем. В 1689 году он был сожжен на костре в Варшаве. Во вт. пол.17 в. в Б. начали распространятся идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить гос. реформы, считали свободу мышления обязательным условием развития науки. Наиболее яркие ранние просветители: Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Илья Копиевич. Но из-за преследования иезуитов они вынуждены были покинуть пределы Б. В середине и во вт.пол.18в. в результате оживления соц.-экономич. жизни, внедрения капиталистического способа произв-ва идеи Просвещения получили наиболее широкое распространение. К наиболее видным представителям просветительской мысли этого времени относят Нарбута, Добшевича, Почобута-Одляницкого, Карповича... Многие из них считали, что положение дел в об-ве можно изменить путём постепенных реформ, а для этого достаточно только изменить взгляды людей, воспитать в человеке высокие гражданские чувства. В неблагоприятных условиях в Б. во вт.пол.17-18вв. развивалось и образование. Постоянные гонения православных братств, их погромы привели к сокращению количества братских школ. Наиболее широкую сеть школ имели иезуиты. На протяжении 16-17вв. они открыли в Б. около 20 коллегий. Такая система образования просуществовала до половины 18в. Но она уже не могла удовлетворить нужды развивающейся экономики. Необходима была реорганизация школьного дела, и она была проведена. В 1773 году для ее проведения была создана эдукационная комиссия. Из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запрещалось преподавание теологии. Большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведению, нравственности, физич. воспитанию. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах в 70-е годы 18века меценатом Тизенгаузом. Это были первые в истории РП профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертёжников. В них обучались перимущественно дети крепостных крестьян. Ликвидация ордена иезуитов и более широкое распространение идей Просвещения в посл.четверти18в. положительно сказались на развитии высш. образов. и научных знаний. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу ВКЛ, первое высшее светское учебное заведение в Литве и Б. На территории Б. в к.18в. широкую известность получили идеи физиократов, которые выступали в защиту равенство людей и критиковали крепостное право. Большой популярностью пользовался философ и церковный деятель Георгий Конисский. Он широко ценил природоведческие науки и их роль в познании. Расширение идей Просвещения содействовало развитию печатно-издательского дела. Во вт.пол.18в. в Б. уже действовало 11 типографий, светская литература стала преобладать. Литература вт.пол.17-18вв. носила переходный характер. В ней отживали средневековые идеи и худож. формы и утверждались новые. Вместо традиц. летописания появились песенно-интимная лирика, комедии, интермедии, сатирическая проза, поэзия и другие жанры, а основным художественным направлением стало барокко.  Наиболее характерными произведениями литературы переходного периода были «Речь Мелешки» и «Послание к Обуховичу». В них осуждалось положение, в котором очутилось ВКЛ после Люблинской унии 1569 года. Во вт.пол.18в. утонченное борокко сменилось неоклассицизмом и сентиментализмом. Но литературные произведения в это время писались, в основном, на польском языке. Во вт.пол.17-18вв. в Б. дальнейшее развитие получило театральное искусство. Особенно быстрыми темпами развивался школьный театр. Его возникновение было связано с деятельностью иезуитов. Стремясь расширить своё влияние, окатоличить местное население, иезуиты широко использовали театральные представления. Продолжал развиваться и кукольн. театр-батлейка. Уникальным явлением белор. ис-ва вт.пол.18в. стали крепостные театры. Первый в Б. крепостной театр был основан ещё в 40-е годы 18в. в Несвиже.  Во вт.пол.17в. в связи с развитием школьного театра значительных успехов достигло многоголосное хоровое пение. Господствующим стилем в архитектуре Б. во вт.пол.17-перв.пол.18вв. было барокко. К 30-м годам 18в. сложилась своеобразная архитектурно-художественная система, получившая название «виленское барокко». Его расцвет связан с творчеством выдающегося архитектора Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальным памятником «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др. В 60-70 года 18в. в архитектуре начал утверждаться новый стиль -классицизм, характеризующийся монументальностью форм, симметричностью планировки. В стиле классицизма в это время были созданы дворцово-парковые ансамбли в Щорсах, Святске, Деречине, Ружанах, Гомеле, Шклове. Впервые в Б. начала вестись и типовая жилищная застройка: городская в Гродно и сельская в Ворнянах Ошмянского уезда. Графика Б. в это время развивалась в двух направлениях- книжной и станковой гравюры Высокого расцвета во вт.пол.17-18вв. в Б. достигло народно-прикладное искусство. Огромную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50-60-е годы 18 в. под руководством Яна Моджарского. Они делались из шелковых и золотых нитей и украшались разноцветным орнаментом, отличались удивительным сочетанием линии и цвета, четкостью композиции. Высоким худож. уровнем отличались ковры, гобелены, шпалеры и скатерти, ткавшиеся в Мире, Кореличах, Гродно. Подводя итоги, следует отметить, что культура вт.пол.17-18вв. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.

17. Промышл. революция в Англии и соц-эк результаты. Англия – эк лидер эпохи домонополистического капитализма

   Причины: зарождаются буржуазные эк. отношения, бурный рост пром-ти и конкуренция, промышленная революция в Англии, рост эк. и полит. значения буржуазии, подчинении деревни городом, усиление антифеодального движения, полная замена связей между людьми денежными отнош., распр. просветительных идей равенства и свободы.  

В середине 18 ст. в Англии сложились необходимые  условия для промышл. переворота. Основным содержанием этого процесса стал переход от мануфактуры к  фабрике. От мелкого производства, опирающегося на ручной труд, - к крупной машинной индустрии, сначала в легкой промышл-сти.  Она изменила технику, технологии и  организ. про-ва. Машины обеспечивали непрерывность  трудового процесса.  Фабричная  продукция была более качественная и дешевая. Произошло отделение  промышл-сти от с/х. Возникли крупные  промышл. города и центры. Формировался класс буржуазии – фабрикантов  и наемных рабочих – промышленного  пролетариата. 

И все  же, Европа в 18 ст. значительной степени -  аграрная. С/х производство определяло существование и функционирование общества. В этой сфере было занято большинство населения: от 75% в Англии, 80-85% во Франции. Постепенно аграрный сектор претерпевал изменения форм и  структуры аренды.  Мелкая аренда вытеснялась крупной коммерческой. Все больше в арендные отнош. привлекался  наемный труд. В прямой зависимости  от этого находилась соц.-эк.дифференциация  крестьянства.  С одной стороны, создавалась  резервная армия  труда и росла с/х буржуазия  в лице зажиточного крестьянства. С/х перешло на интенсивной земледелие, произошла замена севооборотов, на смену ручному труду пришли с/х  машины.

Промышл. переворот – это переход от мануфактуры с ручным разделением  труда к фабрично-заводскому производству, с формир. промышл.буржуазии и  промышл. пролетариата. В Англии он охватил конец 18 и начало 19 века и  имел несколько направлений. Переворот  начался в текстильной пром-сти  и прежде всего в хлопчатобумажной. Потеснив другое сукно, ткань из хлопка, сделанная  с помощью новых  машин стала качественной и недорогой. Ткань смогла обеспечить собственный  спрос, так и вытеснить конкурентов  на мир. рынке.

Вначале усовершенствования и изобретения  затронули качество.  В 30-е года 18 ст.  создан «летающий челнок», вдвое повышающий производительность труда. В 80-90 гг было создано несколько  моделей механического ткацкого станка, что позволило в 40 раз  превзойти производительность ручного  станка и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"