Русская школа геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

В современной интерпретации геополитика - это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями - ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами – «география как судьба».

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Российская научная элита между Западом и Востоком в начале XX века. 6

2. Геополитические школы в России………………………………………….. 23

2.1 Славянофилы……………………………………………………………... 23

2.2 Милютинская геополитическая школа…………………………………. 25

2.3 Движение евразийцев……………………………………………………. 28

3. Задачи современной российской геополитики…………………………….. 32

4. Россия как новая Европа……………………………………………………. 36

Заключение……………………………………………………………………… 43

Список использованной литературы………………………………………….. 47

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский  государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине «Геополитика»

Тема: «Русская школа геополитики» 
 
 
 

      Выполнил: Кузавкова К.Ю.

      группа  УГЗ 401

      Проверил: Яблонская Л.М. 
 
 
 
 
 
 

г. Челябинск

2011 год 
 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 3 

1. Российская  научная элита между Западом  и Востоком в начале XX века. 6 

2. Геополитические школы в России………………………………………….. 23

   2.1 Славянофилы……………………………………………………………... 23

   2.2 Милютинская геополитическая школа…………………………………. 25

   2.3 Движение евразийцев……………………………………………………. 28

3. Задачи  современной российской геополитики…………………………….. 32

4. Россия  как новая Европа……………………………………………………. 36

Заключение……………………………………………………………………… 43

Список  использованной литературы………………………………………….. 47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Геополитика как наука сформировалась во второй половине ХХ века. Само понятие ввёл шведский учёный Рудольф Челлен, дав ему следующее определение: «Это - наука о Государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве». В современной интерпретации геополитика - это наука о пространстве, о человеке и его поведении, определяемом этим пространством проживания и его специфическими особенностями - ландшафтом, рельефом, климатом. Иными словами – «география как судьба».

     Научные достижения основателей геополитики  немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии. Однако термин, да и сама наука постоянно подвергались обструкции со стороны научной общественности, а в сознании широких масс она прочно ассоциировалась с политикой экспансии нацистской Германии. Слишком откровенное обнажение скрытых механизмов внешней политики государств не устраивало и власть предержащих, не мешая, тем не менее, пользоваться на практике открытыми законами.

     В СССР долгое время геополитика была под запретом, как «буржуазная наука», на Западе же за короткий срок она стала чрезвычайно популярной дисциплиной в вопросах стратегического и военного планирования, и в настоящее время преподавание этой науки является обязательным во всех высших учебных заведениях Запада, готовящих руководителей государств и ответственных аналитиков.

     Между тем геополитика просто наука, такая  же, как, например, математика или гляциология. Геополитика изучает закономерности в развитии государств, народов, культур, цивилизаций и религий. Через призму географии, пространственных факторов геополитика исходит из того, что география народов есть судьба.

     Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географической позиции, которую  то или иное государство или нация реализует в своей истории.

     У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение  географических пространств. Есть у  геополитики и метод - системный  анализ пространственного положения  географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику. В конечном счете, геополитика есть философское учение и раздел общей философии, как, например, этика или логика.

     Геополитика, похоже, переживает сегодня свой ренессанс. В наши дни совсем нередкими становятся утверждения, согласно которым геополитика  является последней разгадкой и  объяснением многих цивилизованных процессов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Геополитическая проблематика оказывается в центре внимания значительного числа публикующихся в научной периодике статей, аналитических центров, специально создающихся журналов. Политические деятели, журналисты, теле- и радиокомментаторы охотно оперируют самим термином, ставшим уже привычной деталью политического лексикона.

     Такой интерес и даже своего рода мода на геополитику вполне объяснимы. Современный этап всемирной истории характеризуется мощными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Происходят глубокие сдвиги в соотношении сил на мировой арене, сопровождающие крушение всего прежнего международного порядка.

     В России реабилитация геополитики и  повышенный в последнее время  интерес к ней обусловлены  резким изменением в результате распада  СССР баланса сил в мире в ущерб  нашим национальным интересам. Отставание в разработке геополитических проблем в российской науке во многом обусловило проигрыш в «холодной войне» с Западом. Между тем, набор актуальных геополитических тем очевиден. Это в частности:

  • новое геополитическое положение России;
  • история и современная оценка концепции евразийства;
  • национальный и религиозный факторы в геополитической проблематике;
  • проблемы русскоязычного населения в ближнем и дальнем Зарубежье;
  • территориальные претензии к России.

     При этом невозможна разработка современных  концепций геополитической науки  без всестороннего изучения исторического наследия, оставленного нам русской школы: Петр Савицкий, Данилевский Н.Я. Лев Гумилев, Чаадаев, западники: Герцен, Вяземский, славянофилы: Даль, Тютчев, братья Самарины, Кириевский. К.Н. Леонтьев и другие.

     Это обусловило выбор темы настоящего исследования: «Русская школа геополитики».

     Задачи:

  1. Рассмотреть этапы становления и развития русских геополитических школ
  2. Определить задачи современной российской геополитики.
  3. Определить положение современной России по отношению к новой Европе

     В данном исследовании были использованы работы Гаджиева К.С., Данилевского Н. Я., Дугина А. Г., Жириновского В. В., Зеньковского В. В., Лаврова С., Морозова Е.С., Рогова С.М., Сорокина К.Э и др.

 

1. Российская научная элита между

Западом и Востоком в начале XX века 

     Русские геополитики стали называть науку, которой они занимались как таковой, только в 20-х гг. (первыми это сделали  евразийцы). Но сама геополитика как  наука, хотя и под другими названиями, развивается в России с 30-х годов  прошлого века [8], когда на исходе XIX века, «золотого» в культурном отношении и «полосатого» в отношении политическом, под звуки молодецкого купеческого разгула и нарождающегося тяжелого, «железнодорожного» (в прямом и переносном смысле слова) государственного капитализма стали стихать застарелые споры славянофилов и западников об «особом пути» развитии, капиталистов и интеллигенции, которые так и не смогли договориться о месте России в мире, да и о своем месте в России [ 19 ].

     К началу XX века в России сформировался особый социальный слой, состоящий из представителей университетской и академической науки. Его характерными чертами были профессионализм и высокая степень социально-политической активности, направленной на реализацию конкретных научных интересов, а также резко выраженная корпоративность. Именно в то время проходил процесс становления российской научной элиты в качественно новом понимании этого термина. Она стала отчетливо осознавать свою «самость» в рамках существовавшей общественно-политической системы и место, занимаемое большинством ее представителей в социальной иерархии соответствующей профессиональной среды.

     В то время развитие общества выявило  необходимость сочетания естественнонаучных знаний с «гуманитарным восприятием» реальностей. Усиление междисциплинарного характера таких взаимосвязей обусловило и ряд особенностей российской ситуации: политически активную часть научной элиты на протяжении 1900-1917 годов составили историки, географы, экономисты, специалисты по статистике, психологи и философы. Несмотря на проявлявшуюся разновекторность политических и идеологических интересов внутри данного слоя, у его представителей доминировали либеральные ценностные установки и государственнический подход к большинству внутри- и внешнеполитических проблем России.  
Конец XIX - начало XX века были отмечены рядом крупных военно-политических конфликтов как регионального, так и более широкого, глобального масштаба. Среди них большая часть была связана в той или иной степени с европейским континентом, так как и географически, и политически в них были задействованы европейские государства. Эти конфронтационные по своему содержанию события лишь усилили поиск концептуальной системной основы возможного алгоритма развития пространственно-политической картины в ближайшей (а иногда и удаленной) перспективе, и прежде всего в европейском регионе. Ситуационный и прогностический характер прежних эсхатологических построений в новых условиях заменялся более конкретным подходом к позициям определенных стран и регионов в наступающем столетии. Борьба за колонии, за влияние на континенте, стремление к территориальному переделу или, наоборот, к сохранению своих владений, т.е. все то. что связано с функционированием сложившихся государственных образований в Европе. начало приобретать новые черты, не похожие на существовавшие ранее формы мировых конфликтов.

     В этой связи вполне естественным становился процесс поиска «смыслового ключа» происходящих изменений, способного объяснить  с позиций системного подхода  механизм мировой политики и территориальных трансформаций. На первый план стали выходить естественно-географические и социально-политические науки. Все сильнее обнаруживалось стремление отдельных представителей академического мира европейских стран определить алгоритм государственного и политического развития, этно-политических и этносоциальных процессов в контексте международных отношений. Особое внимание уделялось соотношению между географическим расположением стран, их этническим составом и общественно-политическим строем, объективными внешнеполитическими устремлениями, а также международным статусом соответствующих государств. Так постепенно складывался научный интерес к формировавшейся и вскоре ставшей дискуссионно известной дисциплине, названной геополитикой.

     Главными  центрами, где теоретические основы выработки долговременных внешнеполитических доктрин оказались предметом специального рассмотрения, в силу объективных и субъективных условий стали университетско-академические сообщества развитых стран. Активизировался процесс образования «референтных групп», проявивших себя на протяжении XX века в разработке и принятии правящими слоями политических решений. В начале же столетия механизм взаимодействия между учеными-профессионалами и политическими структурами еще только формировался.

     Изменяющаяся социально-политическая и территориальная картина мира существенно влияла на пространственно-политические представления (воззрения) интеллектуальных кругов тех из государств, которые особенно сильно испытывали на себе взаимосвязь колониальной и континентальной политики, а также взаимообусловленность величины территориальных владений государства и потребностей его присутствия на международной арене. Основными составляющими нового подхода к перспективам международного (межгосударственного) взаимодействия были базовые смысловые элементы - территория и народ. На смену статическому описательному методу физической и политической географии приходят попытки объединения этих двух направлений (субдисциплин) с этнологией и историей в целях выяснения комплексных факторов государственно-географических изменений, как в прошлом, так и в перспективе.

     Главные принципы нового подхода к пространственно-политическим явлениям (хотя и в несистематизированном  виде) были изложены еще германским географом и этнографом, профессором Лейпцигского университета Ф. Ратцелем в его работах «Антропогеография» и «Политическая география», изданных в 1882-1897 годах. В основу метода была положена установка: «географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (рассмотрение развития) должны... идти рука об руку» [1]. Естественно-природные элементы физической географии «оживали», становясь частью политической системы - государства. При этом определялась прямая зависимость пространственно-географических характеристик государства от культурного (в широком смысле) развития. Одновременно отмечалась прямая связь между его социально-хозяйственной деятельностью и территориальными изменениями, выявлялся алгоритм роста государства. Составляющими этого процесса были поглощение малых государств, стремление абсорбировать в своих границах всю полноту географического ландшафта (прежде всего - выходы к морям), реки, равнинные районы и природные ресурсы. В данных условиях граница приобретала значение показателя позитивных или негативных изменений государства как организма [2].

Информация о работе Русская школа геополитики