Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 08:41, реферат
Ключевую роль в современной системе международных отношений продолжают играть независимые национальные государства (nation-states). Вестфальский международный порядок, установленный после известного конгресса 1648 г., предопределил на несколько столетий вперед главенствующие позиции суверенных государств и межгосударственных отношений в мировой политике.
Введение 2
Эволюция международных организаций 2
Характеристика международной системы 5
Многосторонняя дипломатия 11
Пределы международных организаций 16
Заключение 21
Список литературы 22
Одной
из новейших публикаций сторонников "критического
направления" является статья Д. Галларотти
"Пределы международных
Анализируя литературу, Д. Галларотти заключает, что в ней наблюдается доминирующая тенденция рассматривать МО как структуры, полностью зависимые от международных отношений. Он предлагает вернуться к традиционной точке зрения и изучать МО как явление особого рода (sui generis), отличное от международных отношений, над которыми МО надстроены. Автор отмечает, что в литературе недостаточно внимания уделяется последствиям деятельности МО, а в основном рассматриваются их роль, цели и структура16.
Д. Галларотти признает, что в последнее время на МО начала вестись атака как справа, так и слева. "Правые" критикуют их как дестабилизирующую силу в мировой политике, считая, что попытки разрешения международных споров силами и средствами МО лишь усугубляют эти споры. Главным объектом их критики является ООН. "Левые" клеймят МО как порождение и следствие классовой гегемонии, направляя свои стрелы прежде всего против МВФ и Мирового банка.
"Критическое направление" предлагает ограничить сферу действия МО, а также децентрализовать международные отношения, в результате чего МО должны в большинстве случаев лишь создавать условия для международного сотрудничества. Д. Галларотти не может согласиться с таким критическим подходом, видя его главный недостаток в отсутствии системности как у "правых", так и у "левых".
Основной тезис статьи заключается в том, что в настоящее время МО слишком разрослись, поэтому они приносят больше вреда, чем пользы. Причина этого кроется не столько в плохом управлении этими организациями, сколько в объективной закономерности.
Неудачи
в деятельности МО, которые оказывают
негативное или дестабилизирующее
воздействие на международные отношения,
Д. Галларотти разделяет на две группы:
системные, которые заложены в сущности
МО, и несистемные, вызванные конкретными
ошибками в управлении или другими субъективными
факторами18.
Системные
ошибки проявляются в четырех
сферах.
1.
При попытках повлиять на
2.
Когда решения МО уничтожают
предпосылки и побудительные
мотивы для государств искать
долговременные решения
3.
Когда деятельность МО
4.
МО также могут быть "субъективно-психологически"
дестабилизирующим фактором в
тех случаях, когда своими
Д. Галларотти, критически проанализировав системную неспособность МО к управлению международной системой, предлагает свой подход к определению их роли и места в современном мире. Автор называет его "лимитирование деятельности международных организаций". Его основные выводы и предложения сводятся к следующим положениям:
1)
наднациональные институты
2)
МО должны быть
3) МО будут более эффективны для регулирования простых связей, чем сложных хаотических систем;
4)
МО будут более эффективны, если
будут искать долговременные
решения, а не ограничиваться
полумерами в регулировании
5)
эффективность МО повысится,
6)
роль, функции и цели МО должны
базироваться на структурных
основаниях международной
Возникновение и рост МО явилось выражением закономерных процессов интернационализации интеграции, переплетения и взаимозависимости. Ускоряющаяся глобализация будет вести к дальнейшему увеличению количества МО, особенно МНПО. Вероятно, будет происходить дальнейшая институционализация механизмов многосторонней дипломатии, в том числе "большой семерки". Увеличение роли ММПО и МНПО требует от них разработки соответствующей стратегии по управлению и регулированию международной системой. Сотрудничество государств в рамках ММПО будет все более пониматься как продолжение национальных механизмов постановки и решения соответствующих задач. Это приведет к сближению внутренней и внешней политики государств. Государства будут проявлять большую готовность поделиться своим суверенитетом с МО, что может способствовать повышению роли и значения последних в международных отношениях.
Таковыми нам представляются перспективы развития МО и их взаимоотношений с национальными государствами. Естественно, что в конкретно-исторической действительности эти взаимоотношения не будут подчинены строгой логике все большей передачи государствами своих суверенных прав МО. Последние, особенно ООН, подвергаются справедливой критике за системную неспособность к управлению международными отношениями. Повышение эффективности действий МО на путях децентрализации, рационализации, продуманной долговременной стратегии и конструктивного сотрудничества обеспечит им более прочное, незаменимое место в современном мире.
1 Hamelink G. The Politics of World Communication: A Human Rights Perspective. SAGE Publications: Thousand Oaks-London-New Delhi, 1994.
2 Archer C. International Organizations. 2nd Ed. London, 1992. P. 22.
3 Bennett I. A. International Organizations: Principles and Issues. 4th Ed. Englewood Cliffs. New Jersey, 1988. P. 20.
4 Gladwyn J. The free world and the United Nations // Foreign Affairs. 1953. N 3. P. 390.
5 Woyke W. (Hrsg.). Handwцrterbuch Internationale Politik. Aktualisierte Aufl. Bonn, 1998. Einleitung. S. X.
6 Ibid. S. XI.
7 Mowlana H. Global Communication in Transition: The End of Diversity? SAGE Publications: Thousand Oaks-London-New Delhi, 1996. P. 72—75.
8 Woyke W. (Hrsg.). Handworterbuch Internationale Politik. Einleitung. S. XIII.
9 Sallivan E. Multilateral Diplomacy in the Post-Cold War World // Multilateral Diplomacy and the United Nations Today. Ed. by J. P. Muldoon, J. P. Aviel, R. Reitano, E. Sallivan. Boulder. Colorado, 1999. P. 203.
10 Woyke W. Internationale Organizationen // Woyke W. (Hrsg.). Handwortebuch Internationale Politik. S. 174—175.
ll Sallivan E. Multilateral Diplomacy in the Post-Cold War World // Multilateral Diplomacy and the United Nations Today. P. 205.
12 Ibid. P. 206—207.
13 Ibid. P. 207—208.
14
Дробот Г. А. Роль
15 Gallayrtti G. The Limits of International Organization: Systematic Failure in the Management of International Relations // The Politics of Global Governance: International Organizations in an Independent World. Ed. Paul F. Diehl. London, 1997. P. 375—414.
16 Ibid. P. 377.
17 Ibid. P. 379—381.
18 Ibid. P. 381.
l9 Ibid. P. 393.
20 Ibid. P. 381—395.
21 Ibid. P. 395—402.
Информация о работе Роль международных организаций в мировой экономике