Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:08, реферат
Порядок формирования палат Федерального Собрания является одной из самых животрепещущих тем в политической жизни России.
Мировая практика парламентаризма знает различные способы фор-мирования верхних палат, различающиеся в зависимости от националь¬ных и исторических традиций, особенностей их места в системе высших органов государственной власти и формы государственно-территориаль¬ного устройства.
Решение об избрании кандидата от законодательного органа оформляется его постановлением, а решение двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — совместным постановлением обеих палат. При этом возможны два варианта делегирования представителей от двухпалатных законодательных собраний. В первом варианте сначала определяется представитель одной из палат, в то время как выбор представителя от другой палаты предстоит сделать позднее (Свердловская область). Во втором варианте совместным постановлением двух палат определяются сразу два представителя от каждой из них с указанием времени осуществления их полномочий (Адыгея).
Как уже было сказано, представители в Совете Федерации от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не избираются, а назначаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Хотя формально представительство осуществляется от правительства или администрации как коллегиального органа, данный вопрос разрешается (и фактически, и юридически) единоличным решением высшего должностного лица (главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), оформляемым в виде указа или постановления.
Депутаты этой палаты избирались на основе
мажоритарной системы по двухмандатным
(один округ — два депутата) избирательным
округам, образованным в рамках административных
границ субъектов Российской Федерации.
При этом каждый избиратель должен был
голосовать за двух кандидатов. Кандидаты
в депутаты Совета Федерации выдвигались
группами избирателей и/или избирательными
объединениями. 1
В соответствии с новым Федеральным законом членом верхней палаты нового созыва может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста. Российское гражданство и возрастной ценз являются, пожалуй, главными юридически значимыми ограничениями, установленными к занятию указанной должности. Другим ограничением является наличие у кандидата в члены Совета Федерации права избирать и быть избранным в органы государственной власти. 2
Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.
2.2.
Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.3
Положением о выборах
По
результатам голосования
Сначала
Центральная избирательная
Затем
число голосов избирателей, полученных
каждым федеральным списком
Если
после этих действий остаются нераспределенными
депутатские мандаты, производится
их вторичное распределение. Нераспределенные
депутатские мандаты передаются по одному
тем федеральным спискам кандидатов, у
которых оказывается наибольшей дробная
часть числа, полученного в результате
деления. При равенстве дробных частей
преимущество отдается тому федеральному
списку кандидатов, за который подано
больше голосов избирателей.
После
распределения депутатских
При
распределении депутатских
Если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, эти федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются.
Если
за федеральные списки кандидатов,
каждый из которых получил 5 и более
процентов голосов избирателей,
принявших участие в
Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному списку.
Схема
одномандатных избирательных
Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, составлялись избирательными объединениями. При этом допускалось одновременное выдвижение одних и тех же лиц как по общефедеральному, так и по мажоритарному округам. Таким образом, кандидаты избирательных объединений имели определенные преимущества, а избирательные объединения наделялись правом распределять своих кандидатов по партийным спискам и по мажоритарным округам.6
В настоящее время действует
Федеральный закон от 24 июня 1999 г.
"О выборах депутатов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума первого созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае неназначения Президентом выборов такое право возникает у Центральной избирательной комиссии. Днем выборов она устанавливает первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.
Компетенция палат Федерального Собрания.
Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция. В свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль а политической жизни общества, но и взаимоотношение с другими высшими органами государственной власти.
Совет Федерации.
Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
В
соответствии со ст. 101 Конституции
Совет Федерации и
В соответствии со ст. 21 Постановления Совета Федерации "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.7
Государственная
Дума.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Государственная
Дума избирает из своего состава Председателя,
Первого заместителя и
Информация о работе Порядок формирования палат Федерального Собрания