Порядок формирования палат Федерального Собрания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Порядок формирования палат Федерального Собрания является одной из самых животрепещущих тем в политической жизни России.
Мировая практика парламентаризма знает различные способы фор-мирования верхних палат, различающиеся в зависимости от националь¬ных и исторических традиций, особенностей их места в системе высших органов государственной власти и формы государственно-территориаль¬ного устройства.

Работа содержит 1 файл

Порядок формироования палат Федерального Собрания.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

        Решение об избрании кандидата от законодательного органа оформляется его постановлением, а решение двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — совместным постановлением обеих палат. При этом возможны два варианта делегирования представителей от двухпалатных законодательных собраний. В первом варианте сначала определяется представитель одной из палат, в то время как выбор представителя от другой палаты предстоит сделать позднее (Свердловская область). Во втором варианте совместным постановлением двух палат определяются сразу два представителя от каждой из них с указанием времени осуществления их полномочий (Адыгея).

    Как уже было сказано, представители в Совете Федерации от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не избираются, а назначаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Хотя формально представительство осуществляется от правительства или администрации как коллегиального органа, данный вопрос разрешается (и фактически, и юридически) единоличным решением высшего должностного лица (главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), оформляемым в виде указа или постановления.

     Депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ — два депутата) избирательным округам, образованным в рамках административных границ субъектов Российской Федерации. При этом каждый избиратель должен был голосовать за двух кандидатов. Кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и/или избирательными объединениями. 1 

    В соответствии с новым Федеральным законом членом верхней палаты нового созыва может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста. Российское гражданство и возрастной ценз являются, пожалуй, главными юридически значимыми ограничениями, установленными к занятию указанной должности. Другим ограничением является наличие у кандидата в члены Совета Федерации права избирать и быть избранным в органы государственной власти.  2

       Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.

  2.2.

    Согласно  Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97), Государственная  Дума состоит из 450 депутатов и  избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.3

          Положением о выборах депутатов  Государственной Думы в 1993 г. было установлено, что 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам. Эти округа образовывались в субъектах Российской Федерации на основе единой нормы представительства. Исключение — избирательные округа, созданные в субъектах Федерации, где число избирателей было меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК для одномандатного избирательного округа. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. 4

    По  результатам голосования депутатские  мандаты распределяются между федеральными списками кандидатов, допущенных к  участию в распределении депутатских  мандатов.

    Сначала Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении  депутатских мандатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределенных по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между федеральными списками кандидатов.

    Затем число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении  депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая  часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

    Если  после этих действий остаются нераспределенными  депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей. 

    После распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов проводится распределение депутатских  мандатов внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными  группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется).

    При распределении депутатских мандатов не все федеральные списки кандидатов допускаются к такому распределению.

    Если  не менее чем за два федеральных  списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, эти федеральные списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не допускаются.

    Если  за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более  процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании  по федеральному избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Если  за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному списку.

Схема одномандатных избирательных округов  для проведения выборов депутатов  Государственной Думы, а также  предложения Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации о  приписке избирателей, проживающих  за пределами территории Российской Федерации, находящихся в длительных заграничных командировках, к одномандатным избирательным округам утверждаются федеральным законом.5

          Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, составлялись избирательными объединениями. При этом допускалось одновременное выдвижение одних и тех же лиц как по общефедеральному, так и по мажоритарному округам. Таким образом, кандидаты избирательных объединений имели определенные преимущества, а избирательные  объединения наделялись правом распределять своих кандидатов по партийным спискам и по мажоритарным округам.6

           В настоящее время действует  Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <*>. Согласно этому Закону депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать в Государственную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума первого созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. В случае неназначения Президентом выборов такое право возникает у Центральной избирательной комиссии. Днем выборов она устанавливает первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

    Компетенция палат Федерального Собрания.

    Для успешной реализации своих функций  парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция. В свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль а политической жизни общества, но и взаимоотношение с другими высшими органами государственной власти.

Совет Федерации.

    Согласно  ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

    В соответствии со ст. 101 Конституции  Совет Федерации и Государственная  Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой  определяются Федеральным законом  от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации" <*>. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии с п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 21 Постановления  Совета Федерации "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.7

    Государственная Дума. 

    Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.

    Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой.

Информация о работе Порядок формирования палат Федерального Собрания