Политическое устройство Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

В Южной Азии, на полуострове под названием Индостан расположилась эта интереснейшая страна, которая является одной из самых древних цивилизаций мира. Индия попадала под влияние и управление разных стран. Самое влиятельное управление Индией было от Великобритании.

Работа содержит 1 файл

индия.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

В современной  Индии имеет место тенденция  превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

Парламент

 Индия –  парламентская республика, где ведущую  роль в жизни страны играют  парламент и формируемое им  правительство. Парламент Индии  состоит из трех частей: Президента Индии (главы государства); Народной палаты (Палаты представителей, Лок Сабха), призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета штатов (Радхья Сабха) как органа выражения интересов штатов.

 

Народная палата (Палата представителей, Лок Сабха) выполняет роль «нижней» палаты. Депутаты Лок Сабха являются представителями народа и выбираются прямым, всеобщим и тайным голосованием в избирательных округах, образуемых в штатах и союзных территориях. Согласно Конституции максимальное количество членов палаты может достигать 552 (530 членов представляют штаты, 20 – союзные территории и 2 членов – представителей англо-индийской общины должны назначаться Президентом в случае, если согласно его мнению данная община представлена неадекватно в этой Палате Парламента). Число мест в палате распределяется между штатами пропорционально в соответствии с количеством населения штата и 42 поправке к Конституции (1976г.). Из общего числа депутатских мест (544-548) за отсталыми племенами «бронируется» 38 мест, а за кастами – 37. Есть квота и для женщин – 1/3 с 2000 года (до этого 10 %). В настоящее время Лок Сабха состоит из 545 членов, из которых 530 избираются напрямую от штатов, 13 – от союзных территорий и 2 – назначаются Президентом. Одним из членов парламента является также сам Президент страны.

Срок полномочий Палаты Представителей – 5 лет с  момента начала работы первой сессии, но президент обладает правом распустить ее раньше по рекомендации премьер-министра или в случае отправки правительства в отставку. Поэтому реальный срок полномочий нижней палаты гораздо короче – 1, 2, 3 года. В случае чрезвычайной ситуации срок полномочий палаты может быть продлен парламентским законом на один год.

Лок Сабха может  выразить вотум недоверия правительству  и потребовать его смещения. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату (чаще происходит второе).

Законы, имеющие  отношение к финансовой сфере, принимает  только Лок Сабха.

Руководителем нижней палаты является спикер, который должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов (Раджья Сабха) играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется  штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 245 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих специальные знания и практический опыт в таких областях как литература, наука, искусство и общественная деятельность. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на одну треть каждые два года. В результате депутатский корпус полностью сменяется через каждые 6 лет.

Руководит заседаниями  Совета штатов вице-президент (избираемый на совместном заседании палат Парламента), но роль его невелика; на деле руководство  заседаниями палаты осуществляет заместитель  председателя палаты, избираемый ее членами  из своей среды.

В настоящий  момент Раджья Сабха имеет 245 мест, из которых 233 члена представляют штаты  и союзные территории, а 12 избираются Президентом.

Главная функция  парламента – законотворчество. Наряду с законотворчеством парламент  выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль над его деятельностью.

Законотворчество

Прежде чем  попасть на подпись к губернатору, законы должны быть одобрены в обеих  палатах. В случае расхождения их позиций конституционная процедура  оставляет окончательное решение за нижней палатой. Именно ей принадлежит право законодательного распоряжения финансами. На губернаторе лежит обязанность отправлять некоторые из принятых законов на утверждение президенту Индии.

Процедура законотворчества

Законодательные акты должны проходить через обе палаты парламента. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). После того, как законопроект одобрен обеими палатами, он направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату , принявшую его первой.

Совет штатов имеет  право в течение четырех месяцев  выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает никакого решения по законопроекту, принятому Народной палатой, закон считается принятым в ее редакции.

 Совет штатов  располагает правом вето на  те законопроекты, которые касаются  финансовых вопросов, хотя не  исключается внесение палатой рекомендации о повторном рассмотрении. «Денежный» законопроект должен быть рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, Народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном порядке – простым большинством. Прочие расхождения обсуждаются на совместной сессии, на которой члены палат имеют по одному голосу, что обеспечивает преимущество Лок Сабхи.

Изменения в  Конституции могут вноситься при условии, что за них в каждой палате парламента выскажется не менее двух третей состава депутатов, присутствующих на заседании и принимающих участие в голосовании. Поправки к отдельным статьям Конституции требуют их ратификации по крайней мере половиной всех законодательных собраний штатов.

Все основные полномочия исполнительной власти в Индии реально  осуществляются Кабинетом Министров, а чаще всего – Премьер-министром.

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров  и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более узкая коллегия («президиум») Совета министров, состоящая из 17-19 членов. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента.

 Премьер-министр  и правительство несут ответственность  перед парламентом – индивидуально  и коллективно. Каждый министр, ответственный за свое ведомство или определенный круг вопросов несет персональную ответственность перед парламентом за любые недоработки и провалы, относящиеся к его сфере ответственности. Если парламент проголосует за вотум недоверия конкретному министру, он вынужден будет уйти в отставку. Если же вотум недоверия будет вынесен всему правительству, оно в полном составе и во главе с премьер-министром также подает в отставку. Иногда, чтобы избежать коллективной ответственности всего правительства, премьер-министр иногда сам просит парламент об отставке одного из министров.

Премьер-министр  играет исключительную роль в жизни  страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках  премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).

Индию нередко  называли «супер-премьерминистериальной»  республикой. Премьер-министр занимал  свой пост долгие годы, совмещал несколько  постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской властью и передавал ее по наследству. Такими премьер-министрами были:

Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

В последние  годы наметился отход от данной тенденции  и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Государственная служба

Государственные гражданские службы включают три  блока: на уровне страны в целом, штатов и в рамках общеиндийских ведомств, имеющих свои руководящие подразделения в центре, штатах и союзных территориях. До 1961 к таким ведомствам относились лишь Индийская административная служба и Индийская полицейская служба. В дальнейшем были учреждены также Индийская инженерная служба, Индийская служба здравоохранения и Индийская лесная служба.

Конституция содержит положение о независимых комиссиях  в ведомствах государственного управления, которые должны проводить аттестацию и утверждать в должности чиновников в гражданских учреждениях. Центральные организации, например, в сферах налогообложения, почтовой связи, таможенных операций, и Центральный секретариат опираются на собственные нормы и процедуры подбора кадров.

 Индийская  административная служба (ИАС) насчитывает  примерно 3000 высокопоставленных сотрудников. Ежегодно ее пополняют 100 выпускников колледжей, из них 75% принимаются на основе жесткого конкурса и 25% – по рекомендации местных отделений ИАС. Персонал ИАС занимает важные посты в округах и работает в правительственных учреждениях страны и штатов.

Плановая комиссия была создана решением кабинета министров  в 1950 как совещательный орган  по вопросам планового экономического развития во главе с премьер-министром.

В 1990-х годах, стремясь к либерализации экономической  политики, правительство обсуждало задачи и функции Плановой комиссии. В 1998 вопрос о том, не следует ли превратить ее в консультативный орган при премьер-министре, возложив планирование на отдельные министерства, дебатировал коалиционный кабинет под руководством лидера партии Бхаратия джаната Атал Бехари Ваджпаи.

Административно-территориальное  деление и система государственного управления в штатах

Индия является федеративной республикой, имеющей  в составе 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Исполнительная  власть в штатах представлена губернатором, назначаемым президентом на пятилетний срок. Губернатор назначает главного министра штата, являющегося лидером  партии большинства или партийной  коалиции в законодательном органе, и поручает ему формирование Совета министров штата. В своих действиях губернатор руководствуется рекомендациями Совета министров во главе с главным министром. Министры несут коллективную ответственность перед законодательным собранием штата, которое избирается на 5 лет всеобщим голосованием по территориальным округам. В большинстве штатов имеются малочисленные верхние палаты, или законодательные советы. Их члены либо выбираются специально оговоренным электоратом, либо назначаются губернатором.

Центр и штаты: разделение власти

Разграничение властных полномочий между столицей и штатами регулируется тремя  реестрами.

В первом реестре  перечислены около 100 функций, возложенных  на федеральные органы, включая оборону, внешнюю политику, денежное обращение  и налогообложение.

Во втором содержатся 66 статей, отражающих задачи, порученные администрации штатов, в том числе  поддержание общественного порядка, полицейские мероприятия, судопроизводство, местное управление, обеспечение  развития образования, здравоохранения, сферы социального обслуживания и сельского хозяйства. Кроме того, правительство страны зависит от провинции в реализации почти всех программ развития сельской местности.

В третьем реестре  указаны те направления деятельности, за которые несут ответственность  и центр, и штаты.

Сбор наиболее важных налогов находится в ведении  центрального правительства, что укрепляет  его позиции при рассмотрении вопросов о распределении полученных средств между столицей и штатами, которым оно выделяет дотации  и займы для реализации различных проектов развития. Тем не менее, баланс сил складывается благоприятно для правительства Индии лишь в тех случаях, когда у руководства штатом стоит та же партия, которая управляет страной, а премьер-министр пользуется популярностью и может апеллировать непосредственно к электорату.

Информация о работе Политическое устройство Индии