Политическое устройство Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

В Южной Азии, на полуострове под названием Индостан расположилась эта интереснейшая страна, которая является одной из самых древних цивилизаций мира. Индия попадала под влияние и управление разных стран. Самое влиятельное управление Индией было от Великобритании.

Работа содержит 1 файл

индия.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Индийский союз и его территории

В состав Индийского союза входят 28 штатов и семь союзных  территорий, управляемых центром. Штаты – Андра Прадеш, Аруначал Прадеш, Ассам, Бихар, Чатисгарх, Гоа, Гуджарат, Харяна, Химачал Прадеш, Джамму и Кашмир, Джарханд, Карнатака, Керала, Мадхья Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Одисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Утранчал, Уттар Прадеш и Западная Бенгалия. Три новых штата – Чхатисгар, Джарханд и Утранчал – были образованы только недавно. Среди союзных территорий – острова Андеман и Никоба, Чандигар, Даман и Дию, Дадра и Нагар Хавели, Дели, Лакшадвип и Пондичери.

Государственные органы

Глава государства – Президент

 

Согласно Конституции, президент формально является главой исполнительной власти в стране. Президент  – «церемониальный» глава государства, и хотя в его руках находятся  все конституционные механизмы управления, применяет он их только по совету реального главы исполнительной власти – Премьер-министра Индии и правительства –Совета Министров. В поправке 1977 к Конституции указывается, что президент должен действовать в соответствии с рекомендациями правительства.

Президент Индии  является также Верховным главнокомандующим  вооруженных сил страны. Президент  созывает Парламент, прерывает его  работу, направляет послания, а также  распускает Народную Палату, издает указы, дает рекомендации относительно финансовых и денежных счетов и распоряжения по счетам, выносит решение о помиловании или отсрочке приведения в исполнение приговора, в некоторых случаях может отменить или смягчить приговор.

Президент назначает  председателя Верховного суда, по рекомендации последнего – членов Верховного суда и высших судов штатов, а также других высших должностных лиц.

Все законодательные  акты индийского парламента, а частично и местные акты вступают в силу после подписания их президентом. Президент  выполняет законотворческую деятельность во время перерывов в работе парламента, который утверждает президентские указы. В случае какой-либо несостоятельности или провала в действии конституционной системы, Президент сам может взять на себя выполнение всех или части функций управления государством.

Президент также  может объявить чрезвычайное положение  в стране в случае какой-либо угрозы военных действий, вооруженного восстания  или безопасности Индии или какой-либо из ее территорий. Соответствующая  президентская декларация нуждается  в одобрении обеих палат парламента в течение месяца. Президент располагает полномочиями издавать в период военного положения законы, обязательные для исполнения во всех штатах страны.

Президент Индии  избирается сроком на 5 лет, однако может  быть переизбран на второй срок. Процедура выхода из должности прописана в статье 61 Конституции Индии. Президент Индии избирается особой коллегией по выборам президента, в которую входят:

  1. все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);
  2. представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты).

Каждый член коллегии получает не один, а гораздо  больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может  быть избран любой гражданин, достигший  35-летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».

Президент Индии:

  1. является составной частью парламента;
  2. формально назначает премьер-министра и министров;
  3. назначает губернаторов штатов;
  4. распускает Народную палату;
  5. имеет право издавать указы, имеющие силу закона;
  6. обладает правом объявления чрезвычайного положения и введения прямого президентского правления в штатах;
  7. может объявить чрезвычайное положение в области финансов;
  8. играет значительную роль в законодательном процессе (законодательная инициатива, вето).

Любая палата может  возбудить процесс импичмента президенту резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования. Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3 общего числа ее членов.

Вице-президент  замещает президента и по должности является председателем Совета штатов. Его избирает специальная коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента).

19 июля 2007 в Индии  состоялись очередные выборы президента. Президентом впервые в истории страны избрана женщина – 72-летняя Пратибха Патил. Патил, которая до своего выдвижения занимала пост губернатора штата Раджастхан на западе Индии, является многолетним членом партии Индийский национальный конгресс (ИНК). В период с 1962 по 1985 год заседала в законодательном собрании штата Махараштра. В разные годы она держала портфели министра жилищного строительства, социального развития, туризма этого крупного штата со столицей в Мумбаи. После этого Патил была избрана в верхнюю палату индийского парламента от ИНК. До начала политической карьеры работала юристом. Предыдущий президент Абдул Калам, известный как «отец» индийской ракетно-космической программы, покинул свой пост 24 июля 2007.

Избирательная система

Выборы в Индии  – это нечто большее, чем просто процесс голосования за людей, которые  будут управлять страной. Демократические  выборы олицетворяют собой Независимую  Индию, прошедшую долгий путь освобождения от колониального господства, проведение выборов похоже на национальный праздник.

Первые всеобщие выборы состоялись в Индии в 1951 году. Они проводились на 489 избирательных  участках в 26 штатах. В то время еще  существовали избирательные округа с двумя или тремя мандатами. Они просуществовали до конца 1960х гг.

Электорат Индии  в 2004 году во время всеобщих выборов  составил более 670 миллионов человек  – это почти в два раза больше, чем количество избирателей на выборах  в Парламент Европы. На выборах 2004 года использовалось более миллиона электронных машин для голосования, затраты на проведение выборов составили более 300 миллионов долларов.

 Всеобщие  выборы в Индии – очень трудоемкий  процесс. Огромное количество  избирательных мандатов приводит  к необходимости проведения выборов  в несколько этапов (в 2004 году – 4 этапа).

Выборы проводятся Избирательной Комиссией Индии, органом, созданным согласно Конституции. Согласно же Конституции, судебные органы не имеют права вмешиваться в  процесс проведения выборов до момента  оглашения результатов. На время  проведения выборов возможные судебные функции возлагаются на саму Избирательную Комиссию, которая действует, как суд по гражданским делам.

Избирательный процесс занимает как минимум  месяц при выборах законодательных  собраний штатов, для проведения всеобщих выборов требуется еще больше времени. Выборам предшествует публикация списков избирателей. Согласно Конституции, все граждане Индии, достигшие 18 лет, обладают избирательным правом. Именно на избирателях лежит ответственность за то, чтобы быть включенными в избирательные списки. Обычно регистрация избирателей происходит за неделю до окончательного оглашения списка кандидатов.

До выборов  избирательная комиссия оглашает сроки  подачи заявок от кандидатов, день проведения выборов, окончательного подведения итогов. С момента провозглашения этих дат начинается предвыборная гонка и вступает в силу специальный кодекс, предписывающий центральным государственным органам и органам управления штатами не высказывать предпочтений, чтобы обеспечить честные выборы. Партиям запрещается использовать административный ресурс в ходе кампании. Согласно кодексу, предвыборная агитация должна быть прекращена за 48 часов до начала выборов.

Избирательные участки, как правило, располагаются  в школах и колледжах. День выборов  провозглашается нерабочим днем, все магазины, торгующие алкогольными напитками, и бары в этот день закрыты.

На многих избирательных  участках используются электронные  машины для голосования вместо обычных  бюллетеней и ящиков. Во избежание  нарушений со времени всеобщих выборов 1962 года в качестве доказательства того, что избиратель действительно сам отдал свой голос, используется отпечаток его левого указательного пальца. При этом используются специальные «вечные» чернила.

После закрытия избирательного участка электронные машины запирают в специальной, строго охраняемой комнате. После проведения всех фаз выборов начинается подсчет голосов. Снятие показаний с электронных машин занимает немного времени – как правило, в течение нескольких часов результат становится известен. Кандидат, набравший наибольшее количество голосов, провозглашается победителем.

Партия или  коалиция партий, получившая большинство, по приглашению Президента формирует  правительство. Однако данной партии или  коалиции необходимо еще раз доказать свое первенство в нижней палате, когда проводится процедура голосования о доверии новому правительству – чтобы получить это доверие, необходимо простое большинство (минимум 50% голосов депутатов нижней палаты).

Политические  партии

Долгое время  в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости

Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости 1947 – 1977 гг., а также в 1980 –1989 гг. и 1991 – 1996 гг., т. е. в общей сложности в течение 45 лет. Другие партии правили в Индии только в 1977 –1980 гг., 1989 – 1991 гг. и с 1996 г.

 В 1990е гг. Индийский национальный конгресс  утратил свое единство, своих  лидеров, его влияние в обществе  постепенно слабело. Одновременно  крепли две крупнейшие оппозиционные  партии – Бхаратия Джаната  парти и Джаната Дал. Первая  – правая партия, основанная на религиозных идеях, вторая – центристского толка, представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.

С 1989 года ни одной  партии не удавалось получить большинство  в парламенте, поэтому у власти находились коалиционные правительства.

Несмотря на долгое доминирование одной партии, в Индии действительно существует многопартийная система. Партий много, есть партии общенациональные, есть такие, которые действуют только в определенных штатах. С конца 1960х годов складывалась парадоксальная ситуация, когда партии, имеющие меньшинство в парламенте, составляли большинство в законодательных собраниях штатов, что создавало определенные трудности центральному правительству.

В 2004 году Индийский  национальный конгресс вернулся к власти, выиграв парламентские выборы. Лидер партии Манмохан Сингх стал премьер-министром.

В Индии нет  закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

Информация о работе Политическое устройство Индии