Основные международные организации: геополитическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия, основных целей и функций международных организаций; уяснение особенностей в укреплении межгосударственных связей и мирных отношений между странами; освещение развития международного сообщества в ходе исторических изменений в мире. В общем, дать представление о главных проявлениях международных организаций в создании и поддержании мира; рассмотреть роль и значение МО в современном мире. Также проанализировать и выявить наиболее острую и актуальную проблему современных международных организаций, внести предложения направленные на снижение войн и конфликтов между государствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I Общая характеристика международных организаций………………...4
1.1. Понятие и классификация международных организаций …….………..4
1.2. Социальная природа и история возникновения международных организаций…………………………………………………………………….7
1.3. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования…………………………….……………………………………9
1.4. Органы международных организаций и решения, принимаемые органами международных организаций…………………………………….10
II. Геополитическое содержание основных международных организаций………………………………………………………………………..12
2.1.Организация объединенных наций (ООН)…...........................................12
2.1.1. Международный валютный фонд (МВФ)………………………..17
2.2. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)….18
2.3. Организация Североатлантического договора (НАТО)……….............20
2.4. Европейский Союз (ЕС)………...…………………………………….....22
III. Геополитические функции международных организаций………...23
3.1. Значение МО в современном мире……………………………………...23
Заключение..................................…......................…........................................26
Приложение ……………….…………………………………………………..27
Список литературы.........................................................….............................29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по геополитике на распечатку.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

В 1994г. на Будапештском совещании в  верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии.

Произошло значительное расширение круга участнике ОБСЕ. В состав организации были приняты  все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами – членами; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств (см. приложение 3). Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран,  подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.

В деятельности ОБСЕ стало уделяться  повышенное внимание проблемам международно-политического  развития в Европе, приобретающим  особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать эту тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

К концу 2000 г. Членами ОБСЕ как организации  по обеспечению мира и безопасности в европейском регионе являлись 55 государств трех континентов: Европы, Азии и Северной Америки.

 

 

2.3. Организация Североатлантического договора (НАТО)

 

НАТО было создано 4 апреля 1949г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью  НАТО является обеспечение  свободы  и безопасности всех членов политическими  и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Организация Североатлантического договора (НАТО) включает в настоящее  время 19 стран (Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция и Чешская Республика.) и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический  совет, который венчает собой «гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Сессии совета проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны), а в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств. Он определяет направления деятельности НАТО, проводит консультации по важнейшим затрагивающим союз международно-политическим проблемам и принимает ключевые решения по практическим вопросам его функционирования.

Что же касается военной  организации союза, то ее сердцевиной  является интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.

С окончанием холодной войны  угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток - Запад  была практически снята с повестки дня. Строго говоря, это означало, что  военный альянс утратил свой raison d'etre, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новым обстоятельствам и переосмысления своей роли в новых условиях. Дважды на протяжении 90-х годов принимались новые стратегические концепции НАТО (на саммитах в Риме в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс перестройки альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

1. Происходит определенное  снижение военной активности в рамках НАТО. В пределах осуществляемой перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

2. На первом этапе  перестройки НАТО после окончания  холодной войны особый акцент  был сделан на усиление невоенных функций альянса.

3. Прилагаются усилия  для укрепления роли альянса  как инструмента стратегического  вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам союза. Предусматривается более широкое использование многонациональных формирований, образуемых участниками НАТО из числа европейских стран.

4. Взят курс на установление  широких контактов и активное  развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО.

5. Начиная с 1993 г. центральное место в дискуссиях относительно НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса и вступлении в него бывших социалистических стран и стран Балтии. В 1997 г. принято официальное решение о предстоящем присоединении к союзу Польши, Чехии и Венгрии, которые стали полноправными членами НАТО в 1999 г.

 

2.4. Европейский  Союз (ЕС)

 

Европейский союз (ЕС) – региональное объединение государств западной Европы, по степени интегрированности не имеющее аналогов в мире, сочетающее в себе черты международной  организации и конфедерации.

Европейский союз (ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию.

Организационную основу Союза составили три межгосударственных экономических объединения: Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии, Европейское экономическое сообщество, созданные в 1951-1957 гг. и получившие название «Европейское сообщество».

Длительный процесс организационного и функционального совершенствования Сообществ завершился в 1992 г. подписанием в Маастрихте (Нидерланды) договора об их объединении в Европейский союз (см. приложение 4). Договор в 1993 г. вступил в силу; ЕС обрел юридический статус межгосударственного объединения с сильными конфедеративными элементами. Особенностью Союза является то, что в его общей структуре продолжают функционировать Европейские сообщества со своими институтами.

Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности.

Цели ЕС: углубление солидарности народов государств - членов; содействие экономическому и социальному прогрессу  и высокому уровню занятости; полная реализация четырех свобод: свободы движения людей, товаров, капиталов и услуг; развитие экономической интеграции государств путем создания пространства без внутренних границ; установление экономического и валютного союза, завершения формирования «Общего рынка» и введение единой валюты; развитие демократических и эффективно функционирующих институтов Сообществ в единой структуре Союза; утверждение самобытности и независимости Союза на международной арене путем осуществления общей внешней политики, безопасности, обороны, включая создание общих сил обороны; усиление защиты прав и интересов граждан государств – членов в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и общими принципами права Европейских сообществ; введение общего для граждан государств – членов гражданства Союза; развитие тесного сотрудничества в области правосудия и внутренних дел.

Европейский союз основан на принципах  свободы, демократии, уважения прав и  основных свобод человека, господства права, уважения самобытности государств – членов, их истории, культуры и  традиций. Основными принципами организационной деятельности Союза являются: сбалансированное сочетание развития интеграционного процесса и уважения национальной идентичности государств – членов; сбалансированное распределение суверенных прав государств – членов и полномочий органов ЕС; согласованность принимаемых органами ЕС решений с конституционными нормами государств – членов; сочетание межнационального и наднационального, пропорционального и субсидиарного в организации и деятельности органов Союза.

В целом сам факт существования Европейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами. Вместе с тем ЕС становится все более заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

Это проявляется и в ООН, и  на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями. В некоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногда интеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенных международно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активную политику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощь постсоциалистическим странам.

 

 

III. Геополитические функции международных организаций

 

3.1. Значение  МО в современном мире

 

Современное геополитическое  пространство не мыслимо без деятельности международных организаций. Ведь ещё  в прошлом веке после того, как  мир перенёс два серьёзных  «инфаркта», мировое сообщество принялось создавать такую систему, которая не допустила бы повторения таких ошибок. Такую систему, как показал опыт мировой истории, не может создать одно или даже несколько государств. Как правило, в таких организациях преследуются в основном суверенные интересы лишь стран-участниц этих организаций, а интересы остальных государств игнорируются. Поэтому стало очевидным, что стабильность мирового сообщества может обеспечить лишь мощное, всеохватывающее международное объединение, которое включает в себя подавляющее число стран, затрагивает все сферы общественной жизни, имеет свою структуру и ресурсную базу. То есть это своего рода «мировое государство». Подобием такого «государства» на сегодняшний день является ООН.

Информация о работе Основные международные организации: геополитическое содержание