Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:55, курсовая работа
Важнейшую роль в управлении мировым сообществом на сегодняшний день играют международные организации. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывают союзы отдельных, обычно наиболее развитых стран на буквально все сферы общественной жизни, не только на территории отдельно взятых стран, но и в масштабах всего мира. Обеспечение безопасности, международная политика, торговля, экономическое развитие, промышленность, ресурсы, финансовые институты, медицина, экология - все это находится под контролем различных международных организаций. За последние годы Россия также сумела существенно увеличить свое влияние на мировое сообщество и сейчас принимает активное участие в международных отношениях, стремится усилить свои позиции среди развитых стран.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Однако, существует и критика стремления России вступить во Всемирную торговую организацию. «После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу»1.
Международная организация труда (МОТ) - одна из важнейших мировых организаций, в состав которой с 1991 входит Российская федерация как государство-преемник СССР. МОТ является специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений. МОТ была создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора[1]. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами: революция в России и ряде других европейских стран подтолкнули организаторов МОТ создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению социальных проблем мирным путем; тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся, отсутствовала социальная защита; стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран.
Главные цели МОТ - содействие социально экономическому прогрессу , повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. Таким образом, основными задачами МОТ являются: разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально трудовых проблем; разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением; помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции; защита прав человека; борьба с бедностью, развитие социального обеспечения; содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных; разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды; разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов) и др.
В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.
В целом следует сказать, что на современном этапе развития международных отношений Россия все более укрепляет свои позиции на международной арене. Ни одно важное мировое событие не обходится без участия нашей страны - Россия участвует в разработке и осуществлении международных программ, является действующим членом во многих важнейших международных организациях, оказывает влияния на события мирового масштаба, стремится вводить на своей территории международные стандарты. Конечно, многое из деятельности России вызывает критику как у собственного населения, так и у жителей других стран, однако хочется верить, что Россия участвует в международных организациях не только для создания положительного политического облика на мировой арене, но и для того, чтобы реально улучшить жизнь внутри страны, сделать ее максимально приближенной к развитым государствам.
3. Результаты деятельности международных организаций и прогнозы развития международных отношений в будущем.
Изучив основные причины возникновения и направления деятельности международных организаций можно говорить о влиянии различных союзов на развитие международных отношений в целом, а так же о геополитическом содержании, проявляющемся в изменениях на политической карте мира и во всех сферах жизнедеятельности человечества. Пожалуй, наиболее острые вопросы, на основе которых создаются международные организации это обеспечение безопасности и торгово-экономические отношения между странами.
Особое значение поддержанию мира, безусловно, начали придавать после войн 20 века. Решения проблем войны и мира находят отражение у таких влиятельных мировых организаций как ООН (Совет безопасности), ОБСЕ, НАТО и др. За первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, с 1988года были инициированы еще 33 миротворческие акции. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия, организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилию по урегулированию в большинстве «горячих точек» последних десятилетий - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака). Стоит отметить, что за прошедшие годы миротворческая деятельность ООН претерпела значительную эволюцию, обусловленную необходимостью соответствия условиям различных конфликтов и изменениям в политической жизни. Нынешние миротворцы действуют в качестве администраторов и экономистов, полицейских и юристов, саперов и наблюдателей за выборами, наблюдателей за соблюдением прав человека и специалистов по гражданским вопросам и управлению, оказывают гуманитарную помощь и экспертные услуги в областях коммуникации и общественной информации.
За последние годы НАТО так же изменила курс с активных миротворческих действий ( бывшая Югославия) на поиск более мирных решений урегулирования конфликтов. НАТО ежедневно участвует в проведении многочисленных проектов, содействующих улучшению обстановки безопасности в Европе. Они включают в себя помощь в реформировании вооруженных сил восточноевропейских стран, создание программ переподготовки бывших военнослужащих для работы в гражданской сфере, оказание помощи в разминировании и утилизации запасов устаревших боеприпасов.
В
дополнение к этому НАТО активно
участвует в координации
Несмотря на то, что и НАТО и Совет Безопасности ООН выполняют схожие функции - обеспечивают безопасность и мирное решение конфликтов, между этими двумя организациями существует определенное противостояние. Так, например, НАТО начала военные действия против Югославии в марте 1999 года без санкции Совета Безопасности. Россия охарактеризовала эту военную операцию как ничем не прикрытую агрессию, после чего произошло резкое снижение уровня отношений с НАТО, несмотря на заключенный в 1997 году Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.
Для урегулирования конфликтов между государствами относящимися к разным общественно-политическим системам и входящим в противостоящие друг другу военные структуры и было организовано СБСЕ (сейчас ОБСЕ), позволяющее организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континентах. Современная ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций.
Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.
С одной стороны, вышеназванные международные организации, ведущие активную деятельность по поддерживанию мира между государствами, были созданы в благих целях, однако некоторые специалисты считают, что современное развитие мировых отношений говорит о стремлении некоторых наиболее развитых стран навязать свою политику другим государствам. Так в настоящее время расширение НАТО вызывает многочисленные споры: одни полагают, что это закономерно, другие что это угрожает безопасности России и противодействует развитию нашей экономики. Считается, что США стремится всеми силами предотвратить развитие России, посредством присоединения к НАТО большинства европейских государств и укрепления своей военной мощи, что позволит противодействовать благоприятным экономическим отношениям России и Европы. Не возможно дать однозначный ответ является ли эта угроза реальной, однако сейчас Россия предлагает новый проект договора о европейской безопасности. «С точки зрения ближайшего будущего, Россия пытается предотвратить дальнейшее расширение НАТО на восток в целях обеспечения государственной безопасности. Согласно тексту проекта, участники договора будут сотрудничать на основе принципов неделимой и равной безопасности, а также не нанесения ущерба безопасности друг друга. Кроме того, участники договора не должны осуществлять действий, существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких участников договора.
С точки зрения долгосрочных перспектив этот документ поможет России в достижении цели присоединения к Европе. Новый договор открыт для подписания всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока и следующими международными организациями: Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора, Содружеством независимых государств. Если данный договор будет подписан, то между Россией и Европой больше не будет разделительных линий, в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике будет создано единое, неделимое пространство. Кроме того, благодаря этому документу Россия получит средства, технический и управленческий опыт из европейских стран и США, что поможет России добиться выдвинутой Д.Медведевым стратегической задачи, а именно осуществить "всестороннюю модернизацию" российской экономики в 21-м веке.
РФ всемерно пропагандирует проект ДЕБ, однако европейские государства и США отнеслись к нему достаточно прохладно, российский проект документа не вызвал у них большой отклик. ЕС и НАТО по-прежнему надеются на расширение на восток, США не готовы смириться с ослаблением своей доминирующей роли в европейских делах по безопасности и вряд ли изменят свою глобальную стратегию на сдерживание России, так что подписать этот договор в ближайшее время будет трудно»2.