Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:55, курсовая работа
Важнейшую роль в управлении мировым сообществом на сегодняшний день играют международные организации. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывают союзы отдельных, обычно наиболее развитых стран на буквально все сферы общественной жизни, не только на территории отдельно взятых стран, но и в масштабах всего мира. Обеспечение безопасности, международная политика, торговля, экономическое развитие, промышленность, ресурсы, финансовые институты, медицина, экология - все это находится под контролем различных международных организаций. За последние годы Россия также сумела существенно увеличить свое влияние на мировое сообщество и сейчас принимает активное участие в международных отношениях, стремится усилить свои позиции среди развитых стран.
Становясь
членами Организации
В Организации Объединенных Наций можно выделить шесть основных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат, расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится в Гааге, Нидерланды. В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение (МВФ, МБРР и др.)
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
-
ООН является самым
- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
-
ООН сама стала важным
-
В принципах построения ООН
(прежде всего в
-
Под сенью ООН существует
-
ООН наделена исключительно
Однако нельзя обойти стороной присущие ООН недостатки: огромный бюрократический аппарат ООН, неповоротливость и неэффективность принятия решений, перегруженность многочисленными структурами, необходимость адаптации к изменению международно-политическому ландшафту. также остаются непроясненными многие вопросы деятельности ООН ( какой должна быть система ее приоритетов, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств и др.)
Следующей важнейшей международной организацией, в состав которой входит Россия, является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она является уникальным региональным форумом, объединяющим США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 известным как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.
Предтечей ОБСЕ как собственно международной организации было Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, созванное в 1973 по инициативе СССР для преодоления напряженности в отношениях между Востоком и Западом. Основная цель стран-участниц заключалась в укреплении международной разрядки и стабильности на европейском континенте, развитии взаимопонимания между народами и установлении международных частных контактов в области культуры. На Будапештском саммите СБСЕ в 1994 было принято решение о переименовании СБСЕ в ОБСЕ. Таким образом, ОБСЕ явилась логическим продолжением СБСЕ. В настоящее время членами ОБСЕ являются 56 государств.
Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года . Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств ( этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Постоянный Совет ОБСЕ состоит из представителей государств-участников и, по сути, является главным исполнительным органом ОБСЕ.
Встреча на высшем уровне или Саммит ОБСЕ – это периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ. Основная задача саммитов заключается в определении политических ориентиров и приоритетов развития Организации на самом высоком уровне.
На данный момент основной сферой деятельности этой организации является проблема соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии.
Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.
Говоря
об важнейших международных
Сотрудничество между Россией и государствами-членами НАТО осуществляется под руководством СРН (Союз Русского Народа) и развивается за счет деятельности различных подчиненных рабочих групп и комитетов. Каждый год страны-члены СРН согласуют ежегодную рабочую программу.
Ключевые направления сотрудничества включают борьбу против терроризма, оборонную реформу, военное сотрудничество, подготовку антинаркотических кадров Афганистана и стран Центральной Азии, противоракетную оборону театра военных действий, урегулирование кризисов, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства, гражданское чрезвычайное планирование, научное сотрудничество и экологическую безопасность.
Россия и члены НАТО также регулярно обмениваются мнениями по текущим вопросам безопасности Евроатлантического региона, создав, таким образом, постоянный механизм для консультаций по более глобальным политическим вопросам.
В целях содействия сотрудничеству Россия учредила постоянное дипломатическое представительство при НАТО и Группы взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации при двух главных командованиях НАТО.
Россия также входит в состав Совета Европы (СЕ), основанного в 1949 году десятью западноевропейскими государствами с целью "достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу" (создан на волне призывов к единению Европы и построения своего рода «Соединённых Штатов Европы» после Второй мировой войны). Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция).
СЕ объединяет 47 государств. Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года. Кандидат на вступление – Белоруссия (заявка на вступление принята в марте 1993 года, но "заморожена" с 1997 года). США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану предоставлен статус наблюдателя при Комитете министров СЕ. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ. Руководящим органом является комитет министров.
Задачи Совета - защита прав человека, принципов плюралистической демократии и верховенства закона, развитие правового сотрудничества, взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения, экологии и информации. Значительное внимание уделяется защите личности от новых вызовов, включая борьбу с терроризмом, и политическим вопросам, связанным с укреплением демократической стабильности на континенте.
Еще с 1993 года Россия всеми силами стремится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Она была учреждена как замена действовавшему с 1948 г. Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ). Её задача - стать универсальным механизмом контроля и развития международной торговли, опираясь на достигнутые в рамках ГАТТ договоренности.
Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках. Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). В октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. Официально ВТО создана на конференции в Марракеше в апреле 1994 года Соглашением об учреждении ВТО, известным также как Марракешское соглашение. Соглашение о создании ВТО вступило в силу 1 января 1995 г., с января 1996 г. ВТО полностью заменила ГАТТ. Основой деятельности организации служат 28 соглашений, составляющих правовую основу международной торговли и торговой политики. Они содержатся в Заключительном акте Уругвайского раунда (1986-1993 г.) торговых переговоров. Основополагающие принципы этих документов: отсутствие дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования), более свободная торговля, поощрение честной, здоровой конкуренции, а также создание особых торговых условий для наименее развитых стран.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле; взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.