Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:23, доклад
Концепция «Мондиализма» возникла задолго до победы Запада в «холодной войне». Ее смысл выражается в полной планетарной интеграции, в переходе от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру - One World. В ее основе лежит представление об объединении всех народов Земли в едином царстве, которое не будет знать ни трагедий, ни конфликтов, свойственных обычной земной истории. Идеи единого Мирового государства можно отыскать в Марксистком учении. Наиболее яркая из них представлена формулой: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» , а также концепциями Троцкого и Бухарина о перманентной революции, лозунгом 1950х гг., рожденным после победы коммунистов в Китае: «русский с китайцем братья навек!» В середине 19 века некоторые американские идеологи утверждали, что в ближайшем будущем США станут центром, вокруг которого все нации объединятся в единый народ, что США подобно солнцу. Наиболее четко эти установки были провозглашены в лозунге «американского века», сформулированным политологом Г. Льюисом в 1941 г. «20 век должен стать в значительной степени американским веком». Америка как бы взяла на себя бремя нести повсюду «стабильность » и «прогресс». В нынешнем столетии США стали своеобразным штабом мондиализма. Именно здесь возникли мондиалистские организации: 1.«Совет по международным отношениям» 1921г. (C.F.R.) Council on Foreing Relations. Конечная цель была определена как унификация планеты и создание Мирового Правительства. 2.Бильдербергский клуб (группа). 1954 г. В заседании клуба принимают участие два типа людей – «протагонисты» и «супернумерарии» (внештатные работники) Сам клуб рассматривался как международное продолжение C.F.R. 3.Трёхсторонняя комиссия 1973 г. Возглавлялась американцами, входившими в состав C.F.R. и Бильдербегскую группу. Во главе Бильдербегской группы и Трёхсторонней комиссии стал высокопоставленный член C.F.R. банкир Дэвид Рокфеллер. Включала около 200 членов. Эта комиссия выступает как основной центр мировых исследований и анализа. Она контролирует 60 % мирового богатства, управляет выборами президентов и премьер-министров. 4.Агенство Национальной Безопасности. АНБ. 4 ноября 1952 г. Имеет в штате более 2 млн агентов и ученых, проживающих во многих странах, оснащено уникальным электронным оборудованием: его компьютеры собирают и анализируют ежедневно всю информацию с сети станций контроля, являющейся по сути планетарной. Две версии мондиализма: 1.«Теория конвергенции» создатель – социолог Питирим Сорокин. Проповедовала преодоление идеологического дуализма на путях создания нового типа цивилизации, который не будет ни чисто капиталистическим ни чисто социалистическим. 2.Доктрина Ф. Фукуямы, получившая изложениев известной статье этого идеолога «Конец Истории». Фукуяма полагает , что падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона «иррационализма». С этим связано окончание истории и начало особого планетарного существования под знаменем Рынка и Демократии, которые объединят мир в единую рационально функционирующую машину. И на этой основе будет создан Новый Порядок.
15. Мондиализм. Концепция «Мондиализма» возникла задолго до победы Запада в «холодной войне». Ее смысл выражается в полной планетарной интеграции, в переходе от множественности государств, народов, наций и культур к униформному миру - One World. В ее основе лежит представление об объединении всех народов Земли в едином царстве, которое не будет знать ни трагедий, ни конфликтов, свойственных обычной земной истории. Идеи единого Мирового государства можно отыскать в Марксистком учении. Наиболее яркая из них представлена формулой: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» , а также концепциями Троцкого и Бухарина о перманентной революции, лозунгом 1950х гг., рожденным после победы коммунистов в Китае: «русский с китайцем братья навек!» В середине 19 века некоторые американские идеологи утверждали, что в ближайшем будущем США станут центром, вокруг которого все нации объединятся в единый народ, что США подобно солнцу. Наиболее четко эти установки были провозглашены в лозунге «американского века», сформулированным политологом Г. Льюисом в 1941 г. «20 век должен стать в значительной степени американским веком». Америка как бы взяла на себя бремя нести повсюду «стабильность » и «прогресс». В нынешнем столетии США стали своеобразным штабом мондиализма. Именно здесь возникли мондиалистские организации: 1.«Совет по международным отношениям» 1921г. (C.F.R.) Council on Foreing Relations. Конечная цель была определена как унификация планеты и создание Мирового Правительства. 2.Бильдербергский клуб (группа). 1954 г. В заседании клуба принимают участие два типа людей – «протагонисты» и «супернумерарии» (внештатные работники) Сам клуб рассматривался как международное продолжение C.F.R. 3.Трёхсторонняя комиссия 1973 г. Возглавлялась американцами, входившими в состав C.F.R. и Бильдербегскую группу. Во главе Бильдербегской группы и Трёхсторонней комиссии стал высокопоставленный член C.F.R. банкир Дэвид Рокфеллер. Включала около 200 членов. Эта комиссия выступает как основной центр мировых исследований и анализа. Она контролирует 60 % мирового богатства, управляет выборами президентов и премьер-министров. 4.Агенство Национальной Безопасности. АНБ. 4 ноября 1952 г. Имеет в штате более 2 млн агентов и ученых, проживающих во многих странах, оснащено уникальным электронным оборудованием: его компьютеры собирают и анализируют ежедневно всю информацию с сети станций контроля, являющейся по сути планетарной. Две версии мондиализма: 1.«Теория конвергенции» создатель – социолог Питирим Сорокин. Проповедовала преодоление идеологического дуализма на путях создания нового типа цивилизации, который не будет ни чисто капиталистическим ни чисто социалистическим. 2.Доктрина Ф. Фукуямы, получившая изложениев известной статье этого идеолога «Конец Истории». Фукуяма полагает , что падение СССР знаменует собой падение последнего бастиона «иррационализма». С этим связано окончание истории и начало особого планетарного существования под знаменем Рынка и Демократии, которые объединят мир в единую рационально функционирующую машину. И на этой основе будет создан Новый Порядок.
16. Современные геополитические теории и школы Запада. Под воздействием комплекса причин в некоторых странах Европы стало формироваться общественное мнение за создание единой Европы. Наибольшее развитие геополитическая мысль получила в Европе, особенно во Франции, в Бельгии, ФРГ, когда в 1959—1968 годах президентом Франции был генерал Шарль Де Голль. Он предпринял ряд энергичных антиантлантистских шагов: Франция вышла из НАТО, где абсолютно доминировали США, выработала собственную геополитическую линию, включающую в себя «оборону по всем азимутам», укрепляла связи с СССР, усиливалось франко-германское сотрудничество, а в перспективе планировалось создать «Европу от Атлантики до Урала». Эта Европа виделась де Голлю как вполне суверенное стратегически континентальное образование, т. е. появилась концепция «европейского континентализма».Шестидесятые годы положили начало созданию франко-западногерманского политического, экономического, финансового союза — ядра объединенной Европы конца XX в. В 60-е годы работы европейских геополитиков превратились в самостоятельные школы — в «региональную геополитику» (например, течение, возглавляемое Ивом Лакостом во Франции). Авторы концепции «региональной геополитики» придавали мало значения главному закону геополитики — глобальному дуализму , а использовали геополитические методики для изучения, анализа, описания межгосударственных, межэтнических конфликтов, демографических процессов и даже политических выборов. В общей линии геополитической мысли Запада наиболее ярко были выражены следующие направления: атлантизм, мондиализм, прикладная геополитика, течение европейских «новых правых».
Ученик Спайкмена, политолог Д. Мэйниг в работе «Heartland и Rimland в евразийской истории» отмечает, что геополитические критерии должны особо учитывать функциональную ориентацию населения и государства, а не только чисто географическое отношение территории к Суше и Морю. Всю территорию евразийского Rimland он делит на три вида в зависимости от функционально-культурной предрасположенности. В первый вошли Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная Европа, Прибалтика и Карелия — пространства, органически тяготеющие к Heartland. Второй вид объединил такие страны, как Южная Корея, Бирма, Индия, Ирак, Сирия, Югославия, т. е. геополитически нейтральные страны. Страны Западной Европы, Грецию, Турцию, Иран, Пакистан, Таиланд Мэйниг отнес к третьему виду, склонному к талассократическому блоку. С точки зрения другого американского политолога Сола Коэна все регионы Земли могут быть разделены на четыре геополитические составляющие: 1. внешняя морская (водная среда), зависящая от торгового флота и портов; 2. континентальное ядро , тождественное «Hinterland» (геополитическому термину, означающему «удаленные от побережья внутренние регионы»); 3. дисконтинуальный пояс (береговые сектора, ориентированные либо внутрь континента, либо от него); 4. регионы, геополитически независимые от этого ансамбля. Известный ученый и политик Г. Киссинджер, опираясь на идеи «дисконтинуальных поясов», полагал, что политическая стратегия США состоит в том, чтобы объединить разрозненные береговые зоны в одно целое, что позволит получить атлантистам полный контроль над Евразией, над СССР. Доктрина Киссинджера предлагала США действовать методом «кнута и пряника»: Вьетнаму — война, Китаю — сотрудничество. В 90-х годах геополитическая мысль на Западе разделилась два течения: 1.«неоатлантизм» Самуила Хантингтона. Он утверждал, что стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. В числе наиболее вероятных противников Запада Хантингтон считает Китай и исламские государства. Хантингтон делает вывод, что надо готовиться к противостоянию Запада и Востока, заранее регулировать антиатлантистские настроения и тенденции, не допустить соединения геополитических центров противостояния Западу в единый союз. 2. «конец истории» Фрэнсиса Фукуямы. Его концепция стала идейной «основой нового течения — «неомондиализма. Фукуяма во многом повторил идеи немецкого социолога и историка Макса Вебера о том, что история развивалась только за счет нерациональных факторов, что рациональность становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития. Последний оплот «иррационализма» пал с развалом СССР. С этим фактором представитель современного неомондиализма связывает «конец истории» и начало нового существования человечества — планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия. Они интегрируют мир в гармоническую единую машину.
Задолго до победы Запада над Востоком возникла геополитическая концепция «мондиализма». Ее сущностью является утверждение полной планетарной интеграции, создание единого мира. В XX в. мондиалистские идеи высказывали и многие политические деятели Западной Европы, но они в отличие от американцев не вынашивали эгоцентристские мысли об абсолютном мировом господстве. США стали главным идеологическим и политическим центром мондиализма. В конце 60-х годов XX в. во Франции возникло геополитическое течение «новые правые». Возглавил его философ и публицист Ален де Бенуа. Ведущим принципом «новых правых» стал принцип континентальной геополитики. Будущее, считали они, принадлежит Большим Пространствам», на территории которых должна быть создана «Федеральная Империя». государствам Европы надо выйти из НАТО, соблюдать строгий нейтралитет, создать собственные европейские ядерные силы. В идее союза Европы и СССР они видели возможности противостояния атлантизму и мондиализму. Принципиально не отличались от доктрины «новых правых» идеи бельгийца Жана Тириара. С 1960-х годов он стал лидером Движения «Юная Европа», объявив себя учеником и продолжателем концепции Хаусхофера. Его теория строилась на правиле «автаркии больших пространств». Суть ее сводилась к тому, что государство полноценно может развиваться только тогда, когда обладает достаточным геополитическим пространством, большими территориями. Последователем идей Хаусхофера, сторонником «национал-большевиков» и «новых правых» выступал австрийский генерал Йордис фон Лохаузен. Он утверждал, что политическая власть только тогда может быть прочной и долговечной, когда лидеры государств мыслят «тысячелетиями и континентами». Его фундаменталъный труд назывался: «Мужество властвовать. Мыслить континентами» Французский писатель Жан Парвулеску создал оригинальное управление в литературе — «геополитическую беллетристику», то геополитические идеи сводятся к тому, что история человества — это история власти, могущества. В Европе 70-х годов XX в. сложилось еще одно довольно мощное течение — прикладная геополитика. Внутри него существовало несколько школ со своей методологией и методами. Ведущее место в этом течении занимала школа Ива Лакоста — «внутренняя геополитика». Суть воззрений Лакоста сводится к тому, что геополитика — не континентальное видение развития исторических процессов, не наука, главный принцип которой — фундаментальное планетарное Мышление, основанное на цивилизационно-географическом дуализме. Разновидностью «внутренней геополитики» по сути явилась «электоральная геополитика», предложенная французом Андре Зигфридом. Она использовалась как специальная методика изучения политических симпатий и антипатий населения, проживающего на той или иной территории.
17.История евразийского движения в русской геополитической школе.Русская школа геополитики имеет несколько течений, Наиболее мощное из них — евразийское. Его центральной задачей было отстаивание самобытных основ российской истории и культуры, разработка новых взглядов на русскую и мировую историю. Евразийцы рассматривали Россию как особый этнографический и культурный мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы. Евразийское движение возникло в среде русской послеоктябрьской эмиграции в начале 20-х годов. Период его становления и распространения евразийства охватывает 1921 —1926 гг. Зародилось оно в Софии, но вскоре переместилось в Прагу и затем в Берлин. Основателями евразийства были лингвист и филолог Н.С. Трубецкой , географ и экономист П.Н. Савицкий, православный богослов, впоследствии священник Г.В. Флоровский и искусствовед П.П. Сувчинский. В 1921 г, в Софии вышел первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения», а в 1922г. второй сборник «На путях. Утверждения евразийцев». В евразийском движении на разных его этапах принимали участие лучшие интеллектуальные силы русского зарубежья в лице философа Л.П.Карсавина, историка Г.Е.Вернадского, правоведа Н.Н. Алексеева и ряда других. Расцвет движения связан с изданием «Евразийского временника», а позже, в 1926г. программного документа «Евразийство. Опыт систематического изложения». На втором этапе (1926—1929 гг.) центр движения перемещается в Париж, где продолжают выходить «Евразийские хроники» и начинает издаваться газета «Евразия». В тридцатые годы евразийство как движение перестало существовать. Идеи евразийства были возрождены в 60-х годах Л.Н. Гумилевым. Евразийцы разделяли основную мысль славянофилов о самобытности исторического пути России и ее культуры, неразрывно связанной с православием. Вслед за славянофилами они утверждали, что культура России по системе своих духовных ценностей радикально отличается от западно-европейской. Евразийцы считали, что в общей постановке проблемы, связывая культуру с религией, а русскую культуру — с судьбами православия, славянофилы были правы. Но, решая проблему России и русской культуры, они пошли по ложному пути «романтической генеалогии», обращаясь к славянству как к тому началу, которое определяет культурное своеобразие России. . Культура России не является ни чисто славянской, ни преимущественно славянской. Более близкими для евразийцев были идеи К. Н. Леонтъева, который сформулировал мысль о том, что славянство есть, а общеславянской культуры нет. К. Н. Леонтьев отошел от узкого этнокультурного национализма славянофилов и первым обратился к восточным корням русской культуры, отнеся ее к византийскому типу. Наиболее существенное влияние на становление евразийской концепции оказали идеи Н. Я. Данилевского. Он сформулировал теорию культурно-исторических типов как антитезу универсалистским концепциям истории. Данилевский предложил концепцию полицентризма типов культур, вместо линейности - многовариантность развития. И для Данилевского, и для евразийцев прогресс — это реализация разнообразных возможностей, заложенных в различных культурах. Он показал, что Россия неизбежно втягивалась в бессмысленные войны за чуждые ей политические интересы европейских государств, а ее собственные интересы, несмотря на военные успехи, постоянно ущемлялись.
18. Евразия как центральное понятие русской школы геополитики. Евразия в своих границах приблизительно совпадает с Россией. Необходимость различать в пределах территории Старого Света не два, как делалось традиционно, а три материка, не была открытием евразийцев. Это утверждение высказывалось и раньше, в частности, профессором В. И. Паманским в 1892 г. Евразийцы же дали ему название «Евразия». В понимании евразийцев пространство Европы исчерпывается «Западной Европой», географические условия которой являются океаническими, а «Восточная Европа», будучи континентальной, есть часть Евразии, а не Европы. Нельзя отождествлять Евразию с Азией. Территорию Евразии составляют Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская равнины и окаймляющие их с востока, юго-востока и юга горы: Средний мир Старого Света можно определить таким образом как область степной и пустынной полосы, простирающейся непрерывной полосой от Карпат до Хингана, взятой вместе с горным ее обрамлением (на юге) и районами, лежащими к северу от нее (лесная и тундровая зоны). Этот мир евразийцы и называют Евразией в точном смысле этого слова6. Для евразийцев Европа, Азия и Евразия являлись прежде всего географическими понятиями, обозначающими «географические миры», пространства, поддающиеся географической характеристике по определенным признакам. Евразия составляет особый мир, географически отличный как от стран, лежащих к западу, так и от стран, лежащих к востоку и юго-востоку от него. Евразия состоит из тундровой, лесной, степной и пустынной полос, непрерывно тянущихся с запада на восток, пересекаемых системами больших рек и с преимущественно широтным простираем горных хребтов. Она характеризуется отсутствием выхода к открытому океану и отсутствием типичной для Западной Европы, Восточной и Южной Азии изрезанной береговой полосы, климат Евразии не морской, а континентальный, с резкими температурными колебаниями между зимой и летом. Таким образом, она представляет собой географическое единство, обособленное от Европы и Азии, целостное «месторазвитие», «графический индивидуум», где Россия-Евразия выступает центр Старого Света, Вводя в научный оборот термин «Россия-Евразия», П. Н. Савицкий подчеркивал континентальность России и ее отличие от океанических цивилизаций. Россия-Евразия, расположенная на срединной континентальной части Старого Света, «имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться «срединным» государством»7. «Срединность» России отличается от «срединности» Германии, выделяемой в западно-европейской геополитике. «Срединность» Германии ограничивается Европой, которая представляет собой лишь «западный мыс» Старого Света. Россия же является центром всего Старого Света: Устраните этот центр, и все остальные его части, вся эта система материковых окраин... превращается как бы в рассыпанную храмину. По отношению к России-Евразии все остальные земли и государства континента являются прибрежными. Центральным положением России обусловлены особенности ее культуры, политики и экономики.