Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:42, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что концепция Хантингтона – одна из самых популярных в научном мире. Известный американский исследователь Хантингтон попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в «минимизации насилия и несправедливости в мире», тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Он утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс «лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему». Основную при
Отказ
от идеологии коммунизма и сдвиги
в структуре традиционных государств
распад одних образований, появление
других и т.д. – не приведут к автоматическому
равнению всего человечества на универсальную
систему атлантистских
Хантингтон
цитирует Джорджа Вейгеля: “десекуляризация
является одним из доминирующих социальных
факторов в конце XX века”. А следовательно,
вместо того, чтобы отбросить религиозную
идентификацию в Едином Мире, о
чем говорит Фукуяма, народы, напротив,
будут ощущать религиозную
Хантингтон утверждает, что наряду с западной (атлантистской) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно предвидеть геополитическую фиксацию еще семи потенциальных цивилизаций:
1) славяно-православная,
2) конфуцианская (китайская),
3) японская,
4) исламская,
5) индуистская,
6) латиноамериканская и возможно, 7) африканская.
Конечно,
эти потенциальные цивилизации
отнюдь не равнозначны. Но все они
едины в том, что вектор их развития
и становления будет
Геополитические выводы из такого подхода очевидны: Хантингтон считает, что атлантисты должны всемерно укреплять стратегические позиции своей собственной цивилизации, готовиться к противостоянию, консолидировать стратегические усилия, сдерживать антиатлантические тенденции в других геополитических образованиях, не допускать их соединения в опасный для Запада континентальный альянс.6
Он дает такие рекомендации:
“Западу следует
– обеспечивать более тесное сотрудничество и единение в рамках собственной цивилизации, особенно между ее европейской и североамериканской частями;
– интегрировать в Западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к западной;
– обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией;
– предотвратить
перерастание локальных конфликтов
между цивилизациями в
– ограничить
военную экспансию
– приостановить
свертывание западной военной мощи
и обеспечить военное превосходство
на Дальнем Востоке и в Юго-
– использовать
трудности и конфликты во взаимоотношениях
исламских и конфуцианских
– поддерживать группы, ориентирующиеся на западные ценности и интересы в других цивилизациях;
– усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты”.
Это является
краткой и емкой формулировкой
доктрины неоатлантизма.
С точки
зрения чистой геополитики, это означает
точное следование принципам Мэхэна
и Спикмена, причем акцент, который
Хантингтон ставит на культуре и цивилизационных
различиях как важнейших
В качестве
наиболее вероятных противников
Запада Хантингтон указывает Китай
и исламские государства (Иран, Ирак,
Ливия и т.д.). В этом сказывается
прямое влияние доктрин Мэйнига
и Кирка, считавших, что ориентация
стран “береговых зон”, rimland – а
“конфуцианская” и исламская
цивилизации геополитически принадлежат
преимущественно именно к rimland –
важнее, чем позиция heartland'а. Поэтому
в отличие от других представителей
неоатлантизма – в частности, Пола Вольфовица
– Хантингтон видит главную угрозу отнюдь
не в геополитическом возрождении России-Евразии,
heartland'а или какого-то нового евразийского
континентального образования.
В докладе
же американца Пола Вольфовица (советника
по делам безопасности) правительству
США в марте 1992 года говорится
о “необходимости не допустить возникновения
на европейском и азиатском
Вывод: Во всех случаях, независимо от определения конкретного потенциального противника, позиция всех неоатлантистов остается сущностно единой: победа в холодной войне не отменяет угрозы Западу, исходящей из иных геополитических образований (настоящих или будущих). Следовательно, говорить о “Едином Мире” преждевременно, и планетарный дуализм талассократии (укрепленной аэрократией и эфирократией) и теллурократии остается главной геополитической схемой и для XXI века.
Новой
же и более общей формулой такого
дуализма становится тезис Хантингтона
- The West and The Rest.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мыслители различных эпох
Другие
видели главное зло, причиняемое
войнами, в хозяйственной разрухе,
в нарушении нормального
Третьи
разрабатывали правовые аспекты
проблемы мира, достичь которого они
стремились путем договора между
правительствами, созданием региональных
или всемирных федераций
Проблема
мира, как и проблема войны, привлекает
внимание политических и общественных
движений, ученых многих стран. Бесспорны
успехи миролюбивых сил и всех
организаций, как и достижения ряда
школ и направлений, научных центров,
специализирующихся на исследовании проблем
мира. Накоплена обширная сумма знаний
о мире как цели, как факторе
развития и выживания человечества,
о сложной диалектике взаимосвязи
войны и мира и ее особенностях
в современную эпоху, о возможных
путях и предпосылках продвижения
к миру без оружия и войн.
Столь
же очевиден и другой важнейший вывод
из изложенного: анализ концепций мира
требует серьезных усилий. Должна
быть построена достаточно глубокая
и последовательная философия мира,
важнейшей составной частью которой
должна стать диалектика войны и
мира в их историческом развитии. В
то же время проблема философии мира
не должна быть растворена в зауженном
бесстрастном академизме, излишне заострена
на полемике вокруг дефиниций и взаимосвязей
отдельных понятий, относящихся
к этой отрасли исследовательской
деятельности. Обращение к политике
и идеологии (как показано выше, связь
войны с политикой неразрывна),
с моей точки зрения, не только допустимо,
но и необходимо в этом анализе -
разумеется, не в ущерб его научному
содержанию.
Общечеловеческое,
глобальное соизмерение проблем
войны и мира придает особую актуальность
сотрудничеству пацифистов, верующих
и атеистов, социал-демократов и
консерваторов, других партий, движений
и течений. Плюрализм философского
истолкования мира, идейный плюрализм
неразрывно связаны с политическим
плюрализмом. Различные компоненты
движения за мир находятся между
собой в сложных отношениях - от
идейной конфронтации до плодотворного
диалога и совместных действий. В
этом движении воспроизводится глобальная
задача - необходимость найти
Библиографический список.
1. Андреев В.И. Конфликтология. – М., 1995.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2000.- 551 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
4. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие.--М.: Гарадарики , 2001.
5. Журавлёв В.И. Основы конфликтологии. – М., 1995.
6. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. – М., 1978.
7. Козырев
Г.И. Введение в
8. Льюис
Б. «Корни мусульманской
9. Рыбакова М.М. Разрешение конфликтов. – М., 1985.
10. Хантингтон
С. «Столкновение цивилизаций?»
11. Кефели И.Ф. Философия геополитики. СПб.: Петрополис, 2007
12. Хантингтон С. Столкновение
цивилизаций [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://old.russ.ru/politics/