Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:42, реферат
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что концепция Хантингтона – одна из самых популярных в научном мире. Известный американский исследователь Хантингтон попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в «минимизации насилия и несправедливости в мире», тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Он утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс «лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему». Основную при
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что концепция Хантингтона – одна из самых популярных в научном мире. Известный американский исследователь Хантингтон попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в «минимизации насилия и несправедливости в мире», тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Он утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс «лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему». Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчности, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Поэтому главную роль в осуществлении гуманистической переориентации человечества, по его мнению, играет «изменение людьми своих привычек, нравов, поведения». «Вопрос сводится к тому, - пишет он, - как убедить людей в различных уголках мира, что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к ре шению проблем». Для этого необходимо, четко сформулировать суть концепции, изложить основные положения и особенности каждой их них. На основе всего этого можно будет выявить влияние концепции на развитие международных отношений в современном мире и на ситуацию на мировой арене в ближайшем будущем.
В свой работе «Концепции Хантингтона С.П. » мы рассмотрим научно-теоретические и практические исследования концепции С. Хантингтона.
Книга
Самюэля Хантингтона «
Глава I. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1.1 Природа цивилизаций
Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.1
Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италии, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.
Но западный
мир, арабский регион и Китай не являются
частями более широкой
Вывод: Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно—единственное — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны.
На Западе
принято считать, что нации-государства
— главные действующие лица на
международной арене. Но они выступают
в этой роли лишь несколько столетий.
Большая часть человеческой истории
— это история цивилизаций. По
подсчетам А.Тойнби, история человечества
знала 21 цивилизацию. Только восемь из
них существуют в современном
мире. Это цивилизации: западная, китайская,
исламская, индуистская, латиноамериканская,
африканская, православная.
1.2 Проблемы современных цивилизаций
Проблемы,
стоящие сегодня перед миром,
очень серьезны. Признание того факта,
что самому существованию человечества
угрожает глобальный экологический
кризис, обусловленный главным образом
техногенной деятельностью
Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носят многоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современное западное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путем трансформировалось в некую другую общественную формацию. Однако представляется, что точнее было бы говорить, что сам капитализм способен к радикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIX веке, и даже не тот, что 30 лет назад.
Если
начальный этап индустриализации означал
для трудящихся "ярмо почти рабское",
то теперь материальное благосостояние
стало почти общим достоянием
населения развитых стран. Вот некоторые
цифры, относящиеся к современному
положению в США: 80% населения
в той или иной форме являются
соучастниками коллективного
Еще более
значительные перемены произошли в
экономической структуре
Эти перемены
в производственной системе Запада
привели к отделению капитала-
Вывод: Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев. Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции.
Глава II. Геополитическая концепция Хантингтона С. П.
2.2 Модель грядущего конфликта.
Хантингтон считает, что в новом, нарождающемся мире основным источником кровопролитных боев будут не экономические различия или интересы полезных ископаемых, а разногласия между культурами. Культурами не стран или городов, а культурами цивилизаций. Скорее всего конфликты будут разворачиваться между нациями и странами, принадлежащими к разным цивилизациям. 4
На протяжении полутора веков после Вестфальского мира конфликты были первым делом между королями, императорами, абсолютными или конституционными монархами. Все хотели владеть новыми землями, увеличить свое господство над всеми странами мира, управлять как можно большей частью мира. В 1793 году говоря словами Палмера, «войны между королями прекратились, и начались войны между народами».
Эта модель
продолжалась в течении всего 19 века.
Конец ей положила первая мировая
война, а после русской революции
конфликт наций уступил место
конфликту идеологий. Коммунисты, нацизм,
либеральная демократия, а затем
коммунизм и либеральная
С окончанием
холодной войны подходит к концу
и западная фаза развития международной
политики, в центр выдвигается
взаимодействие между западом и
незападными цивилизациями.
2.2 Столкновение цивилизаций: неоатлантизм Хантингтона С.П.
Смысл теории Самуила П. Хантингтона, директора Института Стратегических Исследований им. Джона Олина при Гарвардском университете, сформулированный им в статье “Столкновение цивилизаций” (которая появилась как резюме большого геополитического проекта “Изменения в глобальной безопасности и американские национальные интересы”), сводится к следующему:5
Видимая
геополитическая победа атлантизма
на всей планете – с падением
СССР исчез последний оплот