Горное право в СССР и РСФСР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:39, реферат

Описание работы

Горный закон РСФСР, хотя и повторял структуру и основные положения союзного закона, содержал около 60 дополнительных статей, конкретизирующих нормы и правила регулирования горного производства.

Как и Горное положение Союза ССР, Горный закон РСФСР устанавливал порядок недропользования, отвечающий в основном рыночной системе хозяйствования, поскольку в этот период еще продолжали действовать основные принципы нэпа.

Работа содержит 1 файл

Горное право.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

В Кодексе в разделе I «Общие положения» по сравнению с [20] конкретизировалась компетенция советских органов различного уровня (автономное образование, область, край, район, город, поселковый и сельский советы). Сюда же был включен целый блок статей, регламентирующих порядок предоставления горных отводов и условия работы на них. При этом значительное место было уделено месторождениям общераспространенных полезных ископаемых.

В качестве пользователей  недр могли выступать государственные, кооперативные и общественные организации, а также граждане СССР.

     Участие иностранных юридических и физических лиц прямо не предусматривалось, однако указывалось, что «в случаях, предусмотренных законодательством СССР, недра могут предоставляться в пользование и иным организациям и лицам».

     Установлено было четыре вида пользования недрами: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений для различных целей, в том числе для хранения нефти и газа, захоронения отходов и т.п.; удовлетворение других государственных и общественных надобностей.

Раздел II «Геологическое изучение недр» по сравнению с [20] был дополнен положениями, регламентирующими порядок передачи разведанных месторождений полезных ископаемых для промышленного освоения.

     Был введен принцип бесплатного предоставления недр в пользование. Отказ от платности недропользования в тот период носил политический характер. С переходом к реальным рыночным отношениям он был вновь восстановлен.

     Для добычи полезных ископаемых недра предоставлялись в пользование на основе акта, удостоверяющего горный отвод. Вводилась система горного надзора. При этом не регламентировался механизм предоставления горного отвода и не устанавливались полномочия органов горного надзора, а содержались отсылки к специальным законодательным актам, которые на практике заменялись инструктивными документами ведомственного характера, имевшими в тот период по существу статус закона.

     Срок  пользования недрами практически  не регламентировался. Формально указывалось, что пользование может быть срочным и бессрочным. Но не оговаривался механизм установления срочного пользования, которое могло быть продлено «при необходимости». Кто и как должен был ее определять, не указывалось.

     В целом многие статьи Кодекса, как и базового закона [20] носили в основном декларативный характер, поскольку не содержали механизма реализации тех или иных правовых норм.

     В соответствии с тремя первыми  видами пользования недрами в  трех последующих разделах устанавливались  общие требования к ведению и учету работ, порядку проектирования, строительства и эксплуатации месторождений и т.п.

     По  каждому виду пользования недрами (геологическое изучение, добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных объектов) регламентировались требования к ведению соответствующих работ.

     Были  даны основные требования в области  геологического изучения недр.

Прямо указывалось, что предприятия, осуществляющие эти  работы, были обязаны обеспечить:

—  рациональное, научно обоснованное направление и эффективность по геологическому изучению недр;

—  полное изучение недр и условия их освоения;

—  достоверность  оценки ресурсов и их геолого-экономическую  оценку;

—  выполнение установленных экономических требований и др. В раздел IV «О пользовании недрами» по сравнению с [20] была введена новая статья об особенностях разработки месторождений торфа, запасы которого в РСФСР были достаточно велики.

     Предусматривалось, что геологоразведочные работы осуществляются самостоятельным геологическим ведомством (министерством), которое после открытия месторождения, подсчета и утверждения запасов должно передать его для промышленного освоения соответствующим специализированным министерствам, осуществляющим руководство разработкой месторождений того или иного вида полезных ископаемых (уголь, нефть и газ и т.п.).

     В целях обеспечения эффективной  разведки и рациональной разработки месторождений проектирование предприятий по их освоению (речь в законе шла именно о предприятиях, а не о самих месторождениях) могло проводиться только после утверждения запасов и принятия решения о целесообразности промышленного освоения месторождения. Проекты создания таких предприятий должны были предусматривать:

— размещение сооружений и способы разработки месторождений, обеспечивающие наиболее рациональное и эффективное использование запасов;

— сохранение и  учет попутно добываемых продуктов;

—  меры безопасности населения, охраны недр и окружающей природной среды.

     Осуществление освоения месторождений допускалось  только в соответствии с утвержденными проектами и схемами их разработки. Специализированным ведомствам в законодательном порядке поручалось утверждение правил, в частности, разработки нефтяных и газовых месторождений. Были сформулированы основные требования к разработке месторождений полезных ископаемых, порядок ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых.

     Такие правила были созданы и с незначительными  изменениями и дополнениями действуют  до настоящего времени.

     Впервые в достаточно полном виде были сформулированы в законе основные требования в области охраны недр. Указывалось, что «все недра СССР подлежат охране». Контроль и надзор за реализацией этих требований возлагался на органы государственного горного надзора и государственного геологического контроля, которые эффективно пользовались предоставленными им полномочиями. А полномочия им были предоставлены весьма широкие. Они имели право проверять правильность разработки месторождений, давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных недостатков и нарушений, приостанавливать работы, если они не соответствуют утвержденным проектам и т.п.

     Рассматриваемые законодательные акты [20, 21] установили достаточно четкие общие принципы государственного учета запасов и месторождений. Все запасы и месторождения подлежали государственному учету, предусматривалось составление государственного кадастра месторождений и баланса запасов полезных ископаемых, порядок утверждения и списания запасов. Все эти положения, за исключением, пожалуй, ведения кадастра, были детально регламентированы в общесоюзных инструктивных документах. Заключительные разделы содержали правовые нормы разрешения споров по вопросам пользования недрами, определения ответственности за нарушение законодательства о недрах, порядка заключения международных договоров.

     В Кодексе [21] по сравнению с [20], в разделе  IX «Разрешение споров» значительное место было уделено компетенции органов государственного управления в разрешении споров по вопросам пользования недрами, а также определению ответственности за различные нарушения законодательства о недрах (раздел X).

     Необходимо  отметить, что оба акта [20, 21] прямо  возлагали значительную ответственность за организацию пользования недрами на Совет Министров СССР и Советы народных депутатов. Был разработан, утвержден и действовал большой пакет различных ведомственных документов, четко устанавливавших механизм реализации того или иного законодательного положения. Этот пакет был достаточно динамичен. По мере развития той или иной отрасли недропользования, реформирования условий производственно-хозяйственной деятельности предприятий и других факторов устаревшие инструктивные документы корректировались или заменялись новыми. Централизованная система управления в этом смысле действовала весьма эффективно, заменяя, по существу, законодательные акты. Переход на рыночные отношения, отказ от административно-командных методов управления принципиально изменили роль и значения ведомственных инструкций. Объективно их роль теперь должны выполнять законодательные акты. Однако для такого перехода необходимо длительное время. Это показала практическая деятельность первых лет перестройки хозяйственного механизма.

Практическая  роль как союзного, так и российского  законов была невелика. В основном они подменялись административными актами Правительства и министерств. При всех недостатках такой системы она более оперативно реагировала на экономические, коммерческие и геолого-технические изменения производства.

     В середине 80-х годов после начала перестройки и реформирования политической и экономической системы России, соответствующие изменения в систему недропользования были внесены лишь в начале 90-х годов принятием Закона «О недрах» [30], с которого и начинается современный период развития горного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

   1.Перчик А.И. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002. — 525 с.

Информация о работе Горное право в СССР и РСФСР