Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:39, реферат
Горный закон РСФСР, хотя и повторял структуру и основные положения союзного закона, содержал около 60 дополнительных статей, конкретизирующих нормы и правила регулирования горного производства.
Как и Горное положение Союза ССР, Горный закон РСФСР устанавливал порядок недропользования, отвечающий в основном рыночной системе хозяйствования, поскольку в этот период еще продолжали действовать основные принципы нэпа.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический университет)
Выполнил: студент
гр. ТО-07 ___________
Дата: __________________
Санкт-Петербург
2010
Второй Съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. одним из первых своих декретов — Декретом «О земле» [7] — провозгласил национализацию, наряду с землей, всех природных ресурсов, в частности, вод, лесов и недр. На все перечисленные природные ресурсы отменялась частная собственность. Единым собственником признавалось государство.
Декрет отменял право собственности на поверхность земли и ее недра. Был установлен следующий порядок пользования недрами:
1. Все акты
и договоры о правах на недра
земли всяких лиц и частных
обществ признавались
2. Эксплуатация недр и распределение добытых полезных ископаемых, а равно и общее руководство и надзор за горнопромысловыми операциями, передавались в ведение Горного Совета ВСНХа.
3. Добыча общераспространенных полезных ископаемых передавалась в ведение местных органов Советской власти.
4. Участки земли, на которых были найдены полезные ископаемые, «заслуживающие постановки на них эксплуатационных работ», отчуждались и передавались в пользование «подлежащих учреждений и лиц для разработки».
В 1920 г. был принят Декрет СНК «О недрах земли» [12]. В нем содержались нормы, несколько детализирующие порядок недропользования и реализации права государственной собственности на недра и их ресурсы. В развитие этого декрета Постановлением ВЦИК РСФСР было утверждено «Положение о недрах земли и разработке их» [16]. Позднее, в 1927 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено «Горное положение Союза ССР» [17]. Это был достаточно объемный законодательный акт, состоящий из семи разделов и содержащий 135 самостоятельных статей. В следующем году были приняты горные законы в РСФСР и Туркменской ССР, горные кодексы в Украинской, Грузинской и Азербайджанской ССР, соответствующие постановления в Белорусской и Узбекской ССР.
Горный закон РСФСР [19] был утвержден в 1928 г. и состоял из семи разделов:
1. Общие положения.
2. Об учреждениях, ведающих недрами.
3. Классификация
месторождения полезных
4. Порядок
приобретения права
5. Об участках поверхности, необходимых для горного промысла.
6. Взаимоотношения между соседними горнопромышленниками.
7. О горнопромысловом надзоре.
Горный закон РСФСР, хотя и повторял структуру и основные положения союзного закона, содержал около 60 дополнительных статей, конкретизирующих нормы и правила регулирования горного производства.
Как и Горное положение Союза ССР, Горный закон РСФСР устанавливал порядок недропользования, отвечающий в основном рыночной системе хозяйствования, поскольку в этот период еще продолжали действовать основные принципы нэпа.
Установленная этими законами система недропользования характеризовалась следующими основными положениями:
— была установлена исключительная государственная собственность на недра и ресурсы недр; добытые полезные ископаемые поступали в полное распоряжение недропользователя, который имел право их свободной реализации; геологическая информация принадлежала недропользователю, но он обязан был сообщать ее государству;
— недра предоставлялись в пользование либо на конкурсной основе, либо без конкурса;
— устанавливался порядок предоставления права недропользования в форме договора;
— регламентировались: виды пользования, в частности, выделялись этапы поиска, разведки, доразведки, добычи; сроки пользования по каждому этапу; размеры территории, предоставляемой в пользование;
— пользование недрами было платным, плата могла вноситься либо в денежной форме, либо натурой, предусматривалась система льгот;
— недропользователь имел право залога, передачи или переуступки полностью или частично своих прав на недропользование;
— устанавливалась достаточно жесткая система государственного контроля и надзора за качественным и количественным исполнением недропользователем своих обязательств, действующих норм и правил.
Горный закон РСФСР содержал целый ряд изъятий, отражающих особенности освоения нефтяных месторождений. В процедуре выдачи разрешительных свидетельств на проведение поисковых работ в отношении поисков месторождений нефти устанавливались следующие изъятия из общего порядка:
— получение разрешительных свидетельств на производство поисков, связанных с нарушением целости земного покрова, являлось во всех случаях обязательным;
— размер поисковой площади устанавливался в полтора квадратных километра; производство поисков вне этой площади не допускалось;
— на площадях, предоставленных для поисков месторождения нефти, не допускались поиски месторождений других ископаемых, кроме кира, озокерита, асфальта и естественного газа;
— в разрешительных свидетельствах точно указывался характер и род разрешенных земляных работ;
— разрешительное свидетельство выдавалось на срок не более одного года.
В отношении
приема заявок и выдачи разрешительных
свидетельств на ведение разведки месторождений
нефти устанавливались
— разрешительное свидетельство на разведку могло быть выдано не только в случае фактического обнаружения месторождения нефти, но и тогда, когда в результате поисков будут установлены такие признаки нефтеносности, которые дают основание рассчитывать, что при дальнейшем исследовании площади глубоким бурением будет открыто месторождение нефти;
— первый открыватель, получивший разрешительное свидетельство на разведку, был вправе одновременно с разведкой на нефть, по тому же свидетельству, вести также разведку на кир, озокерит, асфальт и естественный газ. Разведка на этой площади других ископаемых, кроме общераспространенных, самым первым открывателем могла вестись лишь по специальному разрешению управления горного округа. Разведка каких бы то ни было полезных ископаемых другими горнопромышленниками не допускалась;
— при окончании разведочных работ первый открыватель обязан был безвозмездно оставить обсадные трубы в тех из пробуренных им скважинах, которые будут указаны управлением горного округа.
При открытии новых месторождений нефти местность, прилегающая к поисковой площади первого открывателя, очерченная квадратом со сторонами в пять километров при пересечении диагоналей в пункте открытия, направленных соответственно на север, запад, юг и восток, признавалась на срок в шесть месяцев со дня подачи заявления об открытии автоматически закрытой для поисков и разведки на нефть на праве первого открывателя в связи с тем, что в течение указанных шести месяцев вопрос о ее закрытии окончательно решался Советом Труда и Обороны по представлению ВСНХа РСФСР.
В отношении предоставления горных отводов для разработки нефтяных месторождений на праве первого открывателя устанавливались следующие изъятия из общего порядка:
— размер одного горного отвода устанавливался в 1/13 площади, предоставляемой под разведку нефтяных месторождений;
— горные отводы не должны были выходить за пределы разведочной площади и должны были иметь ширину не менее одной трети длины, примыкая непосредственно друг к другу;
— две стороны площади отвода должны были иметь меридианаль-ное направление;
— разведочная площадь, оставшаяся после предоставления первому открывателю горных отводов, поступала в распоряжение государства с последующим объявлением этой площади закрытой для поисков и разведки на праве первого открывателя;
— в пределах горного отвода первый открыватель кроме нефти вправе был добывать без особых отводных актов асфальт, кир, озокерит и естественный газ;
— в пределах отвода, предоставленного для разработки нефти, поиски, сопряженные с нарушением целости земного покрова, разведка и разработка месторождений других ископаемых не допускались.
Следует отметить, что многие нормы и правила этих законов в большей мере отражали характер рыночных отношений, чем положения современного законодательства в сфере недропользования.
Постановлением о введении Горного закона РСФСР в действие было дано поручение ВСНХа РСФСР разработать проект дополнительного закона о порядке залога прав на разработку отводов на праве первого открывателя и по договору, а также список месторождений, имеющих республиканское значение. Этот пакет законодательных актов, как и сам закон в последующие годы, с окончанием периода нэпа практически потерял свое значение. Деятельность горных предприятий стала регулироваться постановлениями и указами партии и правительства.
Государственная собственность на недра, провозглашенная Конституцией СССР, составляла основу отношений недропользования. Развитие народного хозяйства в послевоенные и особенно в 60-е и 70-е годы сопровождалось интенсивным ростом потребления минеральных ресурсов и в первую очередь нефти, газа и угля. Учитывая объективно ограниченный характер этих ресурсов, эта тенденция выдвинула новые требования к эффективности использования полезных ископаемых, рациональному освоению и охране недр, которые требовали своего законодательного закрепления.
В 1975 г. Верховным Советом СССР были введены в действие «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» [20]. В 1979 г. в них были внесены отдельные изменения и дополнения. Этот закон существенно отличался от действовавшего ранее Горного положения СССР. Был введен ряд принципиально новых правовых норм, текст расширен за счет дополнительных разделов. Рассматриваемый закон состоял из 11 разделов и 51 статьи.
На базе этого союзного закона, принятого в качестве основ законодательства, разрабатывались республиканские законы и в частности Кодекс РСФСР о недрах [21].
Кодекс РСФСР о недрах был утвержден в 1976 г. В него были внесены уточнения и дополнения. В таком виде он действовал до 1992 г. По структуре и содержанию он в основном повторял «Основы законодательства СССР и союзных республик о недрах». Отличия состояли в ряде дополнительных ст.огей, детализирующих положения союзного закона.
По числу статей (77 статей) Кодекс о недрах РСФСР превышал союзный закон более чем в полтора раза.
В разделе «Общие положения» регламентировались общие принципиальные положения.
Впервые в законодательном порядке был провозглашен принцип, в соответствии с которым регулирование горных отношений должно осуществляться «в интересах настоящего и будущих поколений». Эта норма сохранялась и в последующих законодательных актах. Ставилась задача «научно обоснованного, рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нужд народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охраны прав предприятий, организаций и учреждений и граждан, укрепление законности в этой области». Провозглашалась, в соответствии с действовавшей Конституцией СССР, исключительная государственная собственность на недра, которые рассматривались как «общее достояние всего советского народа», предоставляемое только в пользование. Все недра СССР представляли единый государственный фонд недр, в который входили как используемые, так и неиспользуемые части недр. Вместе с тем в [20] понятие «недра» не было дано. Последующая практика применения закона показала необходимость такого определения и введения его в закон. Регламентировалась компетенция СССР и союзных республик в области горных отношений. Под горными отношениями понимались общественные отношения в области использования и охраны недр. В настоящее время этот термин обычно заменяется термином «недропользование».