Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:07, реферат
Немалые научные трудности, существующие в определении глобализации, отражают не только недостаточно высокий для понимания всей сложности и противоречивости этого объективного феномена уровень науки, что само по себе верно, но и тот самоочевидный факт, что до настоящего времени в восприятии и трактовке глобализации доминируют факторы политико-идеологического порядка. Н. А. Косолапов констатировал в этой связи, что даже создается впечатление о “намеренной переоценке реального значения глобализации в современном мире”1. Нет, существование глобализации как об
1.Введение.
2. Проблемы современной идеологизации глобализационных процессов.
3. Научная классификация типов глобализма
4. Идеология как процесс производства значений, знаков, ценностей в социальной жизни
5. Основные характеристики современного глобализирующегося мира
6.Заключение.
Реферат на тему:«Глобализация идеологических процессов современного мира».
|
План:
1.Введение.
2. Проблемы современной идеологизации глобализационных процессов.
3. Научная классификация типов глобализма
4. Идеология как процесс производства значений, знаков, ценностей в социальной жизни
5. Основные характеристики современного глобализирующегося мира
6.Заключение.
7.Список использованной
Введение.
Немалые научные
трудности, существующие в определении
глобализации, отражают не только недостаточно
высокий для понимания всей сложности
и противоречивости этого объективного
феномена уровень науки, что само
по себе верно, но и тот самоочевидный
факт, что до настоящего времени
в восприятии и трактовке глобализации
доминируют факторы политико-
во-первых, о появлении в разных сферах жизни процессов, по масштабам и повседневному ходу развивающихся на глобальном уровне экономики, финансов, военного дела и т. д.;
во-вторых, о появлении в мировой политике им экономике таких субъектов – государств, транснациональных корпорациях и др., которые обладают глобальными интересами и способностями к действию;
в-третьих, о
процессе исчерпания пределов и возможностей
цивилизаций традиционного типа
и кризисе этих цивилизаций, выражающемся
во все более очевидной
Вместе с
тем несомненные интересы материального
и политико-стратегического
а) где заканчивается объективное содержание глобализационных процессов и начинается идеологический флер, инструментальные идеи, спекуляции, становящиеся инструментами политики?;
б) охватывает ли глобализация весь мир или это процесс, затрагивающий в основном народы и страны, принадлежащие к “золотому миллиарду”?;
в) оставляет ли глобализация за “своим бортом”, отсекает, выталкивает за рамки “нового сверкающего глобального мира” большинство человечества или это временное, преодолимое со временем обстоятельство?;
г) где граница
между позитивными и
д) насколько широк или узок коридор возможностей, который предоставляется субъектам мировой политической сцены в их внутренней и внешней политике реалиями глобальных процессов?
Проблемы современной идеологизации глобализационных процессов.
В. И. Максименко полагает, что “реальный процесс глобализации средств и технологий передачи информации, финансовых рынков, новейших видов вооружения находит свое оформление в идеологии глобализма. На сегодняшний день это самый влиятельный “изм” из всех существующих”, он “предстает унифицированной и, надо сказать, своевременной заменой двух сошедших со сцены либо существенно потесненных идеологий Нового времени – либерализма и коммунизма”2. Н. А. Косолапов пишет в этой связи, что “идеологически явление глобализации во многом воспринимается через призму глобализма – конгломерата воззрений, сводящегося в целом к подчеркиванию роли и значения глобальных начал в жизни современного человечества и видящего в этих началах исключительно или почти исключительно позитивное содержание. При этом остаются в стороне конкретные вопросы социально-политической организации, а также содержания таких начал; глобальное рассматривается как самоценность и средство решения накопленных в мире проблем”. Он выделяет также политический глобализм, который “во многом питается представлениями идеологического”, опираясь на интересы и возможности государств и группировок, более других выигрывающих от современных процессов глобализации, прежде всего в финансово-экономической их части. Такой глобализм отражает интересы США, современного капитализма. Выгодные Западу проявления, тенденции глобализации представляются как универсальный мировой процесс, неотвратимость коего не должна вызывать возражений”3.
Несколько иначе трактует проблемы современной идеологизации глобализационных процессов А. С. Панарин. “Сегодня идея глобализации имеет все шансы стать основанием одной из самых новых мировых идеологий, - писал он, - определяющих общественный климат первой половины ХХI века. Причем адрес страны-изготовителя этой идеи хорошо известен – речь идет об американской версии американского либерализма. Англо-американский либерализм в свое время породил идею открытого общества (К. Поппер). Глобализация есть вариант открытого общества в планетарном масштабе, мир вездесущего экономического и информационного обмена, не ограниченного какими бы то ни было протекционистскими барьерами”4. Он также рассматривает проблему глобализма, опубликовав в этой связи монографию под названием “Искушение глобализмом”. Под таковым известный российский философ имеет в виду не только “наимоднейшее слово либерально-прогрессистской мысли” и “новейшую форму нигилизма, ищущего себе алиби в так называемых объективных тенденциях”. Глобализм у него выступает как идеология и стратегия, в соответствии с которыми “усилиями глобалистов, вопреки их либеральной риторике, конструируется мир экономического и политического монополизма, в котором нормальная соревновательность и партнерство подменены делением на расу господ и расу неприкасаемых, на “золотой миллиард” и бесправную периферию”5. Поэтому за видимой “непреложностью” и “объективностью” тенденций глобализации он призывает вскрывать “субъективные – cлишком субъективные – поползновения тех, кто спешит “приватизировать” прогресс, превращая его в привилегию. Не разоблачив этой субъективной стороны, - полагает этот автор, - не вскрыв якобы за непреложными закономерностями своекорыстной “идеи”, невозможно утвердить наше право творить лучшую действительность, чем та, которую нам навязывают ныне”6.
И А. С. Панарин,
и В. И. Максименко, и В. В. Соколов,
и множество других отечественных
и зарубежных авторов связывают
тенденции узурпации
Связь
между современной
Научная классификация типов глобализма
Научная классификация типов глобализма, которые, переплетаясь, формируют пеструю и в целом обманчивую картину современного мира, позволяет выделить среди них:
- глобализм, идущий от эпохи Просвещения с ее интенцией к формированию единого мирового пространства, основанного на универсалиях прогресса и единой судьбы всех людей на планете;
- глобализм
правящих элит, которые, равным
образом дистанцируясь от “
- глобализм,
основанный на традиционной
Идеология как процесс производства значений, знаков, ценностей в социальной жизни
В последней
трети ХХ века произошла не просто
реабилитация идеологии как важнейшего
признака современного цивилизованного
общества, но и в результате многолетней
дискуссии был снят тезис об идеологии
как ложном сознании. Ревизии было
подвергнуто все
- идеология
в целом признается
- идеология
есть не просто система
- идеология
есть синтез накопленных к
определенному рубежу знаний: практических
и научных, универсальных и
прикладных, общечеловеческих по
сфере приложения и
- идеология есть не просто синтез знаний, но такое их сочетание и взаимодополнение, которое направлено на решение вставших в определенный исторический период задач организации, жизни и деятельности;
- идеология
при выполнении всех
- идеология,
организуя определенным
- идеология
объективно выполняет крайне
важную функцию высшей, психологической
легитимации всего, с чем она
имеет дело и что “одобряет”
в содержательном плане:
Информация о работе Глобализация идеологических процессов современного мира