Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:29, контрольная работа
Геополитические последствия распада СССР связаны, прежде всего, с превращением биполярного мира в многополюсный мир, в котором все более отчетливо проявляются гегемонистские устремления США.
С окончанием евроцентристского мира европейский и североамериканский экономико-политические центры не прекратили своего существования. Сегодня рядом с ними появились новые центры, с которыми они призваны разделить власть и влияние, нести бремя совместного существования со всеми вытекающими отсюда последствиями для всех членов мирового сообщества. В первую очередь следует отметить Японию и новые индустриальные страны, а также Китай и Индию, сохраняющих за собой статус демографических гигантов, что не может не повысить их роль в решении мировых проблем. В области стратегических ресурсов сохраняют свои позиции Ближний Восток и Южная Африка.
1. Переход от биополярного мира к многополюсному. Проблема «устойчивого развития»
Особенности современной геополитической стратегии
3. США в геополитической структуре мира
Список использованной литературы
Последняя
военная доктрина Российской Федерации
была принята в 2000 г. Она состоит
из военно-политических, военно-стратегических
и военно-экономических основ. В
военно-политических основах кроме
военной организации
-
снижением опасности
-
укреплением региональных
-
усилением национального,
-активизацией сепаратизма;
-
распространение локальных
- усилением региональной гонки вооружений;
- распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки;
-
обострением информационного
В
военно-стратегических основах военной
доктрины России определен характер
современных войн и вооруженных
конфликтов. В частности, по целям
войны могут быть справедливыми
и несправедливыми (агрессивными), по
средствам ведения – ядерными
и обычными по масштабам – локальными,
региональными и
3.
США в геополитической
структуре мира
Конец «холодной войны» поставил на повестку дня вопрос о новой конфигурации геополитических сил, призванной заменить биполярную структуру мирового порядка.
Очевидно, что с распадом СССР - подрывом одного из полюсов двухполюсного мира - со всей настоятельностью выдвигается вопрос о том, какую именно форму примет конфигурация геополитических сил в мировом сообществе. Поскольку речь идет об уходе с авансцены одной из двух сверхдержав, то напрашивается вывод о единополярном мировом порядке, где в гордом одиночестве господствует одна единственная сверхдержава - США.
Однако
с окончанием «холодной войны» и
биполярного миропорядка
Привычные мерки, вполне нормальные для геополитических реальностей периода «холодной войны», не подходят к новым условиям. Новые реальности требуют адекватного их содержанию и характеру нового осмысления, поисков новых ориентиров, установок, ориентации. Каждому государству, в том числе и США, придется искать место и роль, соответствующие их новому положению в мировом геополитическом пространстве, сформулировать новую повестку дня и новые цели, заново определить свои интересы в области национальной безопасности. Однако приходится констатировать, что в создавшихся условиях, как на Западе, так и на Востоке еще не выработали ориентиров, адекватных ситуации.
Обращает на себя внимание неоднозначность позиций политических руководителей, интеллектуальной элиты и внешнеполитического истеблишмента Америки по данному вопросу.
С одной стороны, очевидно осознание
этими кругами того, что в формирующемся
многополюсном мировом порядке
США уже не способны играть роль
единственной сверхдержавы, призванной
единолично определять положение в
мире. С другой – раздаются голоса,
требующие принять срочные
Однако
следует иметь в виду, что само
выражение Рах Americana, пущенное в обиход
газетным магнатом Г. Льюсом в разгар
Второй мировой войны, было скорее журналистской
метафорой, нежели зеркальным отражением
реального положения в
Необходимо отметить, что если вообще говорить о Рах Americana как о сколько-нибудь реальном феномене, то его можно применять, причем с определенными оговорками, в отношении сравнительно короткого периода, охватывавшего примерно полтора-два десятилетия после Второй мировой войны. Об американской гегемонии, в строгом смысле как о реальности, можно было бы говорить лишь в том случае, если бы Америка действительно единолично вершила судьбы всех стран и народов земного шара.
На
глобальном уровне США, как уже отмечалось,
приходилось считаться с
В этом плане Рах Americana по меньшей мере разделял пространство и власть с Рах Sovietica. Поэтому миропорядок и назывался биполярным, или двухполюсным.
Эти
и другие факты свидетельствуют
о том, что в последние десятилетия
возможности США единолично контролировать
события в мире все больше уменьшаются.
Этот момент приобрел особую актуальность
с окончанием «холодной войны». Конечно,
США и сегодня остается мощнейшей
экономической и военно-
Касаясь
вопроса о лидирующей роли Америки,
необходимо учесть следующее обстоятельство.
Идея об американском лидерстве формировалась
и реализовывалась в
Не случайно, что для многих поколений людей во всех уголках земного шара Америка служила притягательным маяком, указывающим путь к освобождению от материальных тягот и политической несвободы. Постепенно сформировалась идея об особой миссии, «предназначении судьбы» (manifest destiny) Америки, главное содержание которой состояло в обещании свободы, демократии, материального достатка и т.д. не только самим американцам, но и представителям других народов в самых отдаленных уголках земного шара, если только они согласны принять американские ценности. Сама мысль о том, что Америка рано или поздно может разделить судьбу прежних великих держав и стать равной среди других наций, для нее была неприемлема.
В течение длительного периода времени Америка более или менее успешно выполняла эту миссию.
Конец биполярного мира и исчезновение одного из сверхдержавных полюсов совсем не означает пришествия однополярного мира, управляемого одной единственной сверхдержавой в лице Соединенных Штатов. Скорее речь идет о фактическом исчезновении самого феномена сверхдержавности с мировой экономической и геополитической авансцены в традиционном его понимании. Можно сказать, что советская империя увлекла с собой в «архив истории» не только коммунистическую идею, но вместе с ней, возможно, и еще одну идею — идею Рах Americana.
(http://society.polbu.ru/