Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:39, реферат
ХХ век стал поистине эпохальным периодом в истории мировой политики – в течение 100 лет глобальная система международных отношений трижды претерпевала кардинальные изменения. Начиная с Вестфальского мира, в системе международных отношений была официально зарегистрирована многополярность. Полюсы менялись, но многополярная система продолжала функционировать. После Октябрьской революции 1917 г. в России многополярная система впервые приобрела еще и идеологическую составляющую, которая постепенно стала водоразделом между мировыми центрами силы. После Второй мировой войны на смену многополярности пришла двуполярная система, при которой мировыми центрами силы стали США и СССР.
Однако кончина двуполярной системы породила и своего рода системный вакуум, заполнение которого видится мировыми центрами силы по-разному. США видят себя мировым лидером, т.е. фактически выступают за систему, приближающуюся к однополярности. Выступая перед Комитетом по внешним связям Сената США 17 января 2001 г., тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл заявил следующее: «Перед нами стоит серьезный вызов. Однако это не проблема выживания. Это проблема лидерства… Мы должны руководить и направлять…». При этом американцы воспринимают данную роль лидера как некую миссию, возложенную на свою страну. Как заявил президент США Дж. Буш-мл. в обращении к американскому народу в январе 2002 г.: «Вести освободительную войну – это и наша ответственность, и наша привилегия».
Данное заявление,
действительно, весьма важное, даже, можно
сказать, эпохальное. Если оно является
олицетворением долгосрочного стратегического
видения глобальной политики Вашингтона
и Запада в целом, то можно со всей
уверенностью констатировать, что в
истории международных
Однако нельзя исключать и то, что данное направление американской внешней политики является лишь краткосрочной инициативой тактического характера. Тем не менее, даже в этом случае роль КНР в мировой политике будет продолжать возрастать, и эта страна действительно имеет все возможности для того, чтобы стать ключевым системообразующим субъектом формирующегося нового миропорядка.