Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:39, реферат
ХХ век стал поистине эпохальным периодом в истории мировой политики – в течение 100 лет глобальная система международных отношений трижды претерпевала кардинальные изменения. Начиная с Вестфальского мира, в системе международных отношений была официально зарегистрирована многополярность. Полюсы менялись, но многополярная система продолжала функционировать. После Октябрьской революции 1917 г. в России многополярная система впервые приобрела еще и идеологическую составляющую, которая постепенно стала водоразделом между мировыми центрами силы. После Второй мировой войны на смену многополярности пришла двуполярная система, при которой мировыми центрами силы стали США и СССР.
Однако кончина двуполярной системы породила и своего рода системный вакуум, заполнение которого видится мировыми центрами силы по-разному. США видят себя мировым лидером, т.е. фактически выступают за систему, приближающуюся к однополярности. Выступая перед Комитетом по внешним связям Сената США 17 января 2001 г., тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл заявил следующее: «Перед нами стоит серьезный вызов. Однако это не проблема выживания. Это проблема лидерства… Мы должны руководить и направлять…». При этом американцы воспринимают данную роль лидера как некую миссию, возложенную на свою страну. Как заявил президент США Дж. Буш-мл. в обращении к американскому народу в январе 2002 г.: «Вести освободительную войну – это и наша ответственность, и наша привилегия».
Геополитика Китая на современном этапе
ХХ век
стал поистине эпохальным периодом в
истории мировой политики – в
течение 100 лет глобальная система
международных отношений трижды
претерпевала кардинальные изменения.
Начиная с Вестфальского мира,
в системе международных
Однако кончина двуполярной системы породила и своего рода системный вакуум, заполнение которого видится мировыми центрами силы по-разному. США видят себя мировым лидером, т.е. фактически выступают за систему, приближающуюся к однополярности. Выступая перед Комитетом по внешним связям Сената США 17 января 2001 г., тогдашний госсекретарь Колин Пауэлл заявил следующее: «Перед нами стоит серьезный вызов. Однако это не проблема выживания. Это проблема лидерства… Мы должны руководить и направлять…». При этом американцы воспринимают данную роль лидера как некую миссию, возложенную на свою страну. Как заявил президент США Дж. Буш-мл. в обращении к американскому народу в январе 2002 г.: «Вести освободительную войну – это и наша ответственность, и наша привилегия».
С подобной позицией не соглашается ряд стран, в частности, Китай и Россия, которых Вашингтон рассматривает в качестве своих основных потенциальных соперников. Интересно, но еще в 2000 г., в ежегодном докладе министра обороны США президенту и конгрессу, была даже указана дата, когда Россия и Китай станут глобальными соперниками США - 2015 г. В соответствии с основными принципами национальной обороны Китая, гегемонизм и силовая политика по-прежнему остаются главным источником угрозы миру и стабильности во всем мире. Такого же мнения придерживается и РФ. Как заявил в свое время российский президент В. Путин: «Мы считаем бесперспективной любую модель, основанную на доминировании линии, исходящей из одного центра силы».
Совершенно
очевидно, что сейчас идет формирование
нового миропорядка. Этот процесс весьма
сложный и болезненный. Все существовавшие
в прошлом системы миропорядка
формировались в результате ожесточенной
борьбы, приводившей к катаклизмам
глобального масштаба. Достаточно указать
две мировые войны, «холодную
войну», ряд войн регионального характера
и т.д. Процесс формирования нынешнего
миропорядка также
В свете происходящих
событий особую важность приобретает
политика Китайской Народной Республики.
Очевидно, что эта страна играет
весьма важную роль в мировой политике
и со временем эта роль будет все
больше возрастать. Китай имеет все
атрибуты великой державы. Ряд известных
экспертов уже причисляет КНР
к экономической супердержаве. Некоторые
эксперты даже считают, что если в
первые 30 лет осуществления
И действительно,
за последние десятилетия Китай
достиг феноменальных успехов в
своем экономическом развитии, в
укреплении обороноспособности, а также
заметно укрепил свои позиции
в ряде стратегически важнейших
регионов планеты. И это при том,
что геополитическое положение
страны не такое уж и благоприятное.
С востока Китай в
Географическое положение Китая, его потенциал, динамика развития и те вызовы, с которыми ему приходится и придется сталкиваться, являются ключевыми факторами, формирующими геополитику данного государства. Среди основных направлений китайской политики можно указать постсоветское пространство, Южную и Юго-Восточную Азию. Политику КНР на постсоветском пространстве можно условно сгруппировать в два направления: западное (Центральная Азия) и северное (Россия). Императивом китайской политики на этих направлениях станет трансформация зависимости во взаимозависимость, а уязвимости во взаимоуязвимость. Политика на этих направлениях будет в основном иметь превентивно-оборонительную ориентацию. Что касается Южной и Юго-Восточной Азии, то геополитика на данном направлении рассматривается по отдельности для Индии и Индокитая.
Геополитическая
активность КНР в Юго-Восточной
и Центральной Азии, на Дальнем
Востоке и в Океании
Однако Пекин
проявляет геополитическую
Особую активность КНР проявляет в Африке. Невзирая на мировой финансовый кризис, КНР твердо намерена продолжить свою гуманитарную и инвестиционную деятельность на африканском континенте. Для стимулирования инвестиционной деятельности китайских предприятий правительство страны основало китайско-африканский фонд с начальным капиталом в $1 млрд. На конец 2008 г. фонд инвестировал два десятка проектов в размере около $400 млн., в результате чего совокупный объем средств, инвестированных китайскими предприятиями в Африку, составил $2 млрд. Общий же объем торговли Китая со странами Африки в 2008 г. составил $106,8 млрд. Даже несмотря на мировой финансовый кризис, в первом полугодии 2009 г. объем прямых китайских инвестиций в Африке увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 81%.
Деятельность Китая на африканском континенте весьма многообразна. Это и строительство инфраструктур, и добыча полезных ископаемых, в частности, нефти, военная сфера и т.д. Например, в июле 2008 г. КНР подписала контракт с Габоном об эксплуатации одного из крупнейших на континенте месторождений железной руды – Белинга. Это месторождение с годовым объемом добычи в 30 млн. тонн, сдается в аренду китайской стороне сроком на 25 лет. А в Демократической Республике Конго Китай осуществляет строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры (4 тыс. км авто- и 3,2 тыс. км железных дорог). Общий объем вложений составляет $9 млрд., и Пекин подведет транспортную инфраструктуру к добывающей промышленности, взамен получив право на добычу 6,8 млн. т меди и 420 тыс. т кобальта.
Китайцы активно осваивают и нефтяные ресурсы африканских стран. Особую привлекательность в данном контексте представляет Ангола. Уже в 2004 г. Ангола стала третьим крупнейшим поставщиком нефти для КНР. А между январем и мартом 2006 г. эта страна даже обогнала Саудовскую Аравию и стала основным поставщиком нефти для Китая, экспортитруя в Поднебесную 456 тыс. баррелей нефти в день, что составляло 15% общего экспорта в эту страну. В мае 2006 г. китайская нефтяная компания Синопек и ангольская государственная нефтяная компания Сонангол подписали соглашение о разработке двух нефтеносных блоков, общие запасы которых оцениваются в 4 млрд. баррелей. Стоимость контракта составила $2,2 млрд., и добыча нефти из этих блоков, по мнению ряда специалистов, заметно усилит позиции Анголы в качестве поставщика нефти в Поднебесную.
Как уже отмечалось выше, китайцы весьма активны и в оборонной сфере, особенно на рынке вооружений. Так, за период с 2000 по 2003 гг. на долю КНР пришлось около 13% поставленного в страны субсахарского региона оружия, и по этому показателю Китай уступал лишь России, на долю которой пришлось 16%. В 2004-2007 гг. доля КНР составила уже 18%, но на этот раз Китай уступал Германии (24%).
Важное место
в африканском векторе
Как видим, КНР неуклонно усиливает свои позиции в Африке. Интересно, но в Африке Пекин придерживается деидеологизированной геополитики. Китай, в отличие от своих геополитических конкурентов, в частности, США, не ставит предусловия типа уважения прав человека или проведения демократических выборов и т.д. Данный аспект во многом содействует углублению сотрудничества с африканскими странами, делая Китай более привлекательным партнером.
Действуя
в данном направлении, Пекин нисколько
не опасается возможной реакции
других центров силы, в частности,
Запада. Особо ярко это проявляется
на примере Зимбабве, который, как
известно, подвергается весьма острой
критике и разного рода санкциям
со стороны западных стран за нарушение
прав человека. Китай, между тем, оказывает
весьма серьезную поддержку данной
стране. Так, в июле 2009 г. КНР выделила
Зимбабве кредит на сумму в $950 млн. для
содействия программе экономического
возрождения этой страны. Указанная
сумма является первой в пакете комплексной
финансовой помощи, объемом в $5 млрд.,
которую Китай предоставит
КНР углубляет
отношения и с Австралией, сотрудничество
с которой также носит
Все усиливающиеся позиции КНР в ключевых регионах планеты уже отражаются на видении будущего миропорядка, а также роли и места Пекина в нем. Особый интерес в данном контексте представляет точка зрения, высказанная в начале 2009 г. известным американским политологом, бывшим советником президента США Зб. Бжезинским, который на последних президентских выборах в США выступал советником по внешней политике победителя гонки Б. Обамы. В статье, опубликованной в газете Financial Times, Бжезинский считает, что США и Китай должны развивать стратегическое сотрудничество, создав «большую двойку», которая сможет значительно изменить ситуацию в мире. Политолог считает, что Пекину и Вашингтону не следует забывать о своей взаимозависимости и призывает углубить и расширить геостратегическое сотрудничество. По его мнению, необходимо непосредственное участие Китая в решении проблем в ряде стратегических регионов мира – в частности, в диалоге с Ираном, в попытках урегулировать израильско-палестинский конфликт, а также во взаимоотношениях между Индией и Пакистаном. Бжезинский также предлагает наладить совместную работу по разработке политики в области климатических изменений и реорганизации ООН. «Вот миссия, достойная двух стран с величайшими возможностями для формирования нашего общего будущего», - заключает политолог.
Симптоматично,
но практически в таком же духе
немного позднее высказался и
министр иностранных дел