Геополитическое положение России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать оценку геополитики России в отношении мира на примере изучения состояния и перспектив развития отношений с рассматриваемыми странами.
В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать оценку положения России, как геополитического пространства.
2. Проанализировать геополитические оси России на примере ее важнейших направлений.
3. Определить национальные интересы и стратегические ориентиры России.
4. Выделить геополитические перспективы Российской Федерации.
Эти задачи определили объем работы, логику ее построения и методику
исследования.

Содержание

Введение. 4
1. Характеристика геополитического положения России 5
1.1 Геополитические последствия распада СССР 5
1.2 Геополитическое положение современной России 8
2. Векторы российской геополитики 12
2.1 Первый уровень 13
2.1.1 Прибалтика 13
2.1.2 Судьба Калининградской области 18
2.1.3 Белоруссия 19
2.1.4 Западное Причерноморье 21
2.1.5 Кавказский сектор 23
2.1.6 Средняя Азия и Казахстан 27
2.2 Второй уровень 30
2.2.1 Арктический сектор 30
2.2.2 Центральная и Восточная Европа 35
2.2.3 Европейский Союз 37
2.2.3.1 Германия 38
2.2.3.2 Италия 39
2.2.3.3 Балканы 41
2.2.4 Азиатско-Тихоокеанский Регион 42
2.2.4.1 Китай 43
2.2.4.2 Япония 47
2.2.5 Соединенные Штаты Америки 51
3. Россия в системе международных отношений 55
3.1 Национальные интересы России 57
3.2 Проблемы национальной безопасности 59
3.3 Геополитические перспективы России 63
4. Заключение 70
5. Литература 71

Работа содержит 1 файл

Геополитическое положение РФ.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

2.2.4.2 Япония

Взаимоотношения России и Японии упираются в проблему Курильских островов (конкретно – Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), на присоединение которых к своей территории претендует Япония. В 1875 году Россия в процессе сложных переговоров уступила Японии группу островов на юге Курильской гряды взамен Япония признала право России на весь остров Сахалин, который до того был под совместной юрисдикцией.

Однако в результате русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Япония получила половину Сахалина (южнее 50° с.ш.). В 1945 г. СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «северные территории». В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя государствами, на возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской стороны, а как возможный акт доброй воли ради упрочнения добрососедских отношений и заключения мирного договора.

Итак, существует три ключевые проблемы в российско-японских отношениях: первая - “северные территории”, вторая - экономическая, третья - военно-политическая и геополитическая.

Японское правительство двусторонние политические отношения всегда ставило в зависимость от территориальных претензий к России. По решению проблемы “северных территорий” бывший премьер Японии публично заявил: “Мы не будем переносить эту проблему на плечи поколений наших детей и внуков”. Его уверенность базируется на том, что 13 октября 1993 г. Ельцин и японский премьер-министр подписали Токийскую декларацию о “законности и справедливости” территориального диспута “по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи”.

Вывод российских войск с Южных Курил создал брешь в обороне границы, но кроме этого была подорвана и экономика островов, так как армия обслуживала не только военные, но и гражданские авиарейсы, обеспечивала связь островов с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома.

Вторая проблема российско-японских отношений состоит в том, что японская сторона стремится укреплять не всякие, а строго определенные экономические отношения: прежде всего японский премьер стоит за “диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов” в Сибири и на Дальнем Востоке. Конечно, основное в проекте освоения энергоресурсов - не его объем, а соблюдение взаимовыгодного характера сотрудничества. Но этого-то как раз и нет. России отводится роль сырьевого придатка - статус колониальной страны. Контроль над энергетическими проектами японцы стремятся оставить в своих руках, а добываемые энергоносители намереваются ориентировать на экспорт. Нашей стране важнее пустить энергоресурсы на развитие Сибири и Дальнего Востока. Глубокая переработка нефти и газа на территории РФ позволила бы наладить сеть нефтеперерабатывающих заводов и химических комплексов, дать работу и заработную плату десяткам тысяч людей, доходы в бюджет, значительно увеличить валютную отдачу.

Третья проблема российско-японских отношений тесно связана с расширением НАТО на Восток. Японско-американский альянс в конце XX в. значительно увеличил свою активность на Востоке. Предусматривается американо-японское сотрудничество в деле “урегулирования территориальных споров”в регионе. Если перевести язык дипломатии на разговорный, это означает, что США и Япония совместно готовы взять у обессилевшей России все, что считают нужным, а не только Южные Курилы.

Новейший прицел Японии - “активизация в странах Центральной Азии и Кавказа”. Бывший японский премьер-министр Рю объявил о том, что “Япония имеет особо ностальгическое отношение к этому региону, берущее начало еще со времени существования Шелкового пути”. А это - не что иное, как восстановление древних связей между Дальним Востоком и Европой через Среднюю Азию. Выходит, что заинтересованность России в укреплении связей со странами СНГ - “имперские амбиции”, а контроль Японии - “ностальгия”. Другими словами, в геополитическом плане дело идет к вытеснению России из Дальнего Востока и Средней Азии.

Такой взгляд на проблему вполне правомерен. Во-первых, по признанию посла Японии в РФ после бурных дебатов в начале 90-х годов в парламенте Японии был принят закон, разрешивший участие сил самообороны в операциях по поддержанию мира. В настоящее время Япония участвует в ряде миротворческих операций ООН. Но за такой обтекаемой формулировкой дипломата стоит не что иное, как готовность поддержать агрессивные действия военщины США во всех горячих точках планеты: Ираке, Ливии, Боснии, Косово и т.д.

Во-вторых, виднейший представитель политики и науки США, бывший помощник Президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский осенью 1997 г. высказал идею о расчленении России на три республики. Он даже предложил название огромному Северо-Восточному и Дальневосточному региону: Дальневосточная республика. А высадки японских и американских морских десантов на российской земле (например, американцы пришли во Владивосток 4 августа 1998 г.) - это не репетиция ли колонизации земель России?

Все это напоминает ситуацию 1905 г., когда по условиям Портсмутского мирного договора, навязанного России Японией, США, Англией, был отторгнут Южный Сахалин, “соседи” добились прав на рыболовство в наших территориальных водах, были подорваны геополитические позиции России на Дальнем Востоке.

Для строительства новых российско-японских отношений XXI в. необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран. Важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого бессмысленно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.

В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения.

Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества, взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.

2.2.5 США

Начало третьего тысячелетия и нового XXI века можно охарактеризовать как начало формирования принципиально новой модели развития глобальной геополитической системы в мире, предопределяющей установление новых международных и межгосударственных отношений, изменение баланса сил, ресурсов, создание новых условий развития мирового сообщества.

Бжезинский считает, что сближение России и США неизбежно. Партнерство между США и Россией - это естественный процесс, обусловленный историей и геополитикой, и альтернативы здесь не может быть, особенно для России. Об этом заявил бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский. "Если посмотреть на геополитическую позицию России с большим числом довольно враждебно настроенных мусульманских государств на юге и увеличивающимся влиянием Китая на востоке, то становится очевидным, что единственный выбор для России будет ближе к Западу", - отметил американский политик. Для Америки, подчеркнул Бжезинский, более тесное партнерство с Россией означает стабильность в Европе и мире, увеличение взаимного доверия по обе стороны Атлантики. Сближение, по мнению бывшего госсекретаря США, поможет нашим странам решать проблемы, которые представляют общую угрозу. Это, главным образом, терроризм и распространение ядерной угрозы, "поэтому наше сближение - естественный процесс".

Дружить необходимо, но поддерживать нужно не все. России необходимо использовать момент, для укрепления связей с оттолкнувшимся от позиции защиты США европейским союзом, наладить взаимодействие внутри бывших среднеазиатских республик, организовав азиатские силы быстрого реагирования для совместной борьбы с терроризмом, а не пытаться "все поставить" на дружбу с Америкой.

Пока российская политическая элита и связанные с ней структуры всеми возможными способами убеждают россиян в том, что США - лучший друг России, Америка медленно, но верно превращает Россию из конкурента в источник прибыли. Действует как предприниматель в условиях конкурентной борьбы. Цели ее сугубо прагматические: до предела ослабить конкурента, установить над ним полный контроль, превратить в источник прибыли. И тут все средства хороши, поскольку либеральная идеология исповедует единственную этическую норму - морально то, что выгодно. Хитрость, обман, интрига считаются абсолютно нормальными средствами конкурентной борьбы. Российское государство и общество, словно под гипнозом, действуют вопреки своим коренным интересам.

Сценарий разрушения СССР сейчас используется и по отношению к России подрыв экономики, провоцирование кризиса государственности ради перераспределения реальной власти от центра - регионам. Для чего - понятно. Распад России как единого геополитического пространства - самый ближний путь к овладению ее богатейшими минеральными и сырьевыми ресурсами. Идеолог геополитической стратегии США 3.Бжезинский даже не скрывает конечных целей: «Учитывая протяженность территории и ее разнообразный характер, именно децентрализованная политическая система и экономика свободного рынка должны скорее всего пробудить творческий потенциал российского народа и способствовать развитию огромных природных ресурсов страны. Так сказать свободно конфедеративная Россия, состоящая из европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики, также придет к выводу, что в таком случае ей будет легче поддерживать тесные экономические связи со своими соседями. Каждое из таких конфедеративных образовании, веками тормозившееся «тяжелой рукой» Москвы, сможет успешно развиваться. В свою очередь, децентрализованная Россия будет менее склонна к проявлению имперских амбиций».

Таким образом, приоритеты геополитики США в отношении России таковы: пресечение всех ее усилий вернуть статус мировой державы; децентрализация политической и экономической системы; превращение единого государства в конфедеративное; установление полного контроля над российским ракетно-ядерным потенциалом и его последующая ликвидация. Способ достижения этих геополитических целей - создание искусственных социально-экономических, национальных, политических кризисов, перерастающих в коллапс экономики, государственного управления, всей государственности.

П. Швейцер в книге «Виктория» подробно описал те эффективные средства, с помощью которых был развален СССР. Вот некоторые из них.

1.Понижение цен на нефть. С помощью СМИ всех убедили, что они регулируются ценой спроса и предложения. На самом деле цены на нефть, так же как и на золото, алмазы устанавливаются узким кругом лиц. И нередко исключительно по политическим соображениям. Ключевую роль тут играет королевская семья Саудовской Аравии - партнера США.

2. Установление контроля над СМИ через приватизацию издательств, газет, телевидения, радио.

3. Применение современных выборных технологий для управления системой кадровых назначений во всех органах власти.

4. Долларизация ценообразования и решающее влияние на финансовую систему.

Соответствующие механизмы хорошо отработаны. Это - контроль за источниками инвестиций, кредитов, побуждение к увеличению внутреннего, внешнего долга, раскручивание неплатежей, инфляции, внедрение финансовых пирамид, непрерывное изменение законодательства, принятие предельно жестких нормативов, абсурдных инструкций, мешающих нормальной работе финансовой системы, создание зон, в которых банки используются для хищения средств.

5. Концентрация сил и средств для достижения целей. Укрепление контактов, финансирование политических организаций, движений, экстремистских в том числе.

После распада СССР отношения СССР и США характеризовались прежде всего неустойчивостью. Ожидания российской стороной американской помощи для укрепления рыночной системы и демократии в России оказались иллюзией. Хотя сейчас некоторые американские политики расценивают это как невосполнимую ошибку США. В геополитическом плане всеми своими действиями США последовательно действуют в русле разрушения геополитических основ положения России как великой державы. Этому способствовала и сама политическая элита России. Политика односторонних уступок М. С. Горбачева и далее Б. Н. Ельцина привела к значительной асимметрии в потерях США и России. США и Запад в целом практически ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распад системы союзнических связей и вывод больших контингентов войск из Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Все это не коснулось США.

Теперь же Евразия стала центром геополитических и геоэкономических интересов США. Россия теперь в этих планах не выступает как полноправная держава, как это было во времена сотрудничества Рейгана и Буша с Горбачевым, а как «нормальная» страна, каким для США являются Великобритания, Германия, Япония, не помышляющие об отходе от американского геополитического кода. Россия нужна Соединенным Штатам по ряду причин, но в первую очередь как противовес Китаю.

Однако расширение НАТО на восток означает приближение непосредственно к границам России, что является формой давления на нее. Поэтому все предложения США о партнерстве не могут восприниматься Россией только как тактические. В то же время взаимодействие России и НАТО по ряду проблем не прерывалось даже в период Косовского кризиса. В целом же США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе в частности. Такие действия в России воспринимаются как ущемление ее государственных интересов. Необходимо время для восприятия американской политики: разумны ли они, связаны ли с соблюдением государственного суверенитета, правом этнических групп на самоопределение, демократией и т. п. Основное же требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушительные процессы относительно территориальной целостности России и ее интегративных тенденций в рамках СНГ.  

Информация о работе Геополитическое положение России