Геополитические отношения Китая с внешним миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.
Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип “сильное нейтральное государство свободно в своей политике”.

Работа содержит 1 файл

Геополитические отношения Китая с внешним миром.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

   Китайско-российские отношения находятся на пристальном  внимании мирового сообщества, поскольку  от “веса” и “качества” этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений.

   В мае 1989г. в ходе визита М.С. Горбачева  в Пекин были нормализованы китайско-советские  отношения.

   В 90-е г. XX в. между странами был заключен ряд соглашений, в которых они выразили свои общие взгляды по поводу международной обстановки в мире и развития двусторонних отношений. В 1996г. отношения между странами перешли в стадию “стратегического партнерства”.

   Китай и Россия рассматривают современный  мир как развивающийся в направлении многополярности. Оба государства исходят из того, что времена направленных против третьих стран союзов и стратегических “многоугольников” ушли в прошлое.

   Взаимодействие  на международной арене Россия и  Китай строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997г.

   Что касается торгово-экономических отношений, то Китай является третьим торговым партнером России среди стран  дальнего зарубежья, Россия – восьмым по товарообороту партнером Китая.

   Ключевым  является доведение товарооборота  между странами до 20 млрд. долл. в  год.

   Китайско-российские отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие, имеют целый ряд особенностей и преимуществ: Лежащие в их основе принципы полностью соответствуют Уставу ООН и нормам международного права. Китай и Россия соблюдают принципы добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества и долгосрочной стабильности, принципы “невступления в какой-либо союз, направленный против третьей страны”, добились поставленной цели стать “хорошими соседями”.

   Такие отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое  влияние. Их база прочна потому, что  в основу положены пять принципов  мирного сосуществования (уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Цели перспективны потому, что они будут сохраняться и в XXI в., а, значит, курс на развитие дружественных отношений и сотрудничество – не временная мера. Влияние широко потому, что соседи – Китай и Россия – являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, и влияние дружественного развития китайско-российских отношений носит не только региональный, но и глобальный характер.

   Китайско-российские отношения партнерства, направленного  на стратегическое взаимодействие, учитывающее интересы всех сторон, очень важны для укрепления мира на всей планете, то есть такие отношения отвечают не только интересам и чаяниям народов Китая и России, но и идут на пользу миру и стабильности в регионе и во всем мире.

   В конце 80-х начале 90-х гг. Китай  в результате серьезных изменений  внутри страны и на мировой арене  начал проводить более открытую и взвешенную внешнюю политику по отношению к соседним странам, выступал за предотвращение возникновения новых конфликтов и разрешение существующих политическими средствами, а также избег непосредственной вовлеченности в конфликтные ситуации. Главной целью китайского руководства стало обеспечение стабильности как самой стране, так и на границах в частности. Поэтому Китай был крайне заинтересован в улучшении отношений с Индией. Исходя из этого Китай и Индия заключили два Соглашения от 1993 и 1996гг.

   Эти два документа функционировали больше как меры по избежанию конфликта, чем как меры по созданию доверия. Соглашения, тем не менее, формировали политическую и правовую основу для дальнейших переговоров по пограничному вопросу и развитию двусторонних межгосударственных отношений, вносили определенный положительный вклад в поддержание мира и стабильности в южной Азии.

   Ключевым  моментом в отношения КНР и  индии стало подписанная в 2003г. “Декларация КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве”.

   Стоит отметить, что у Китая отношения с соседями являются лучшими, чем у них друг с другом. Примером этого является Индия и Пакистан.

   Китайско-японские отношения – яркий пример того, что тесное экономическое сотрудничеств не является гарантией преодоления разногласий. За последние двадцать пять лет правительства обеих стран проделали большую плодотворную работу по установлению прочных экономических связей. Это дало свои результаты. В невиданном подъеме экономики Китая финансовые вложения Японии сыграли далеко не последнюю роль, но при этом политическая ситуация почти всегда оставалась напряженной, систематически возникали конфликты и столкновения по самым различным, иногда совсем не значительным поводам. Но благодаря выработанной двумя странами концепции “отделение политики от экономики” эти противоречия почти всегда удавалось погасить, не нанося ущерба экономическому сотрудничеству. Очевидно, китайско-японские отношения будут играть важную роль в развитии и интеграции АТР.

   Вслед за налаживаем отношения с Индией, Китай стремился нормализовать отношения с Вьетнамом. Отношения были осложнены из-за китайско-вьетнамского конфликта, а также из-за разногласий по поводу принадлежности Парасельских островов и островов Спратли.

   В 1991г. произошла, как оценивали обе  стороны, “плохая нормализация” отношений между сторонами.

   В конце сентября 2000г. состоялся визит  в Китай премьер-министра Вьетнама Фан Ван Кхоя. В ходе этого визита Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что обе страны имеют совпадающие взгляды и позиции по поводу строительства социализма, отвечающего национальным реалиям.

   В 2002г. Китай решительно поддержал  снятие в двусторонних отношениях Севера и Юга Корейского полуострова. С этого же года после встреч на высшем уровне руководителей КНР и Республики Корея отношения между ними вышли на новый этап сотрудничества.

   Исходя  из вышеизложенного, мы видим, что Китай  непоколебимо проводит самостоятельную мирную внешнюю политику, всемирно выступает за многополярность в мировой обстановке, активно приспосабливается к глобализации экономики, всемирно участвует в региональном сотрудничестве, всеми силами продвигает создание справедливого и рационального международного политического и экономического нового порядка, стимулирует справедливое дело мира и развитие человечества. 

 

Список литературы 

    1. Воронцов  В.Б. Миссионеры и их наследники. –  М., 2004.
    2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 2004
    3. История Китая под ред. Меликсетова А.В. – М., 2004.
    4. Уткин А.Н. Американская стратегия для XXI в. – М., 2002.
    5. Уткин А.Н. Американская империя – М., 2003.
    6. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // Полис. 1995 № 6. С. 18-25
    7. Мясников В.С. Россия-Китай. // ОНС 1996, №2 С. 34-40
    8. Карасин Р. Россия-Китай: партнерство на стратегическую перспективу. // Проблемы Дальнего Востока. 1997, № 2 С. 22-28
    9. Тихвинский С.Л. Реформы и революции в Китае. // Новая и новейшая история. 1999, № 2 С. 36-43
    10. Михеев В. Китай и азиатский регион. // Международная жизнь. 1999, № 9 С. 30-42
    11. Лукин А. Россия-Китай. // Международная жизнь. 2000, № 3 С. 40-54
    12. Молодин В.Н., Комиссаров С.А. История Китайских границ. // Новая и новейшая история. 2003, № 3 С. 50-52
    13. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития. // Международная жизнь. 2003 №9 С. 24-42

Информация о работе Геополитические отношения Китая с внешним миром