Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:13, доклад
Движение евразийцев родилось в Софии в 1921 г., когда четверо молодых российских эмигрантов — экономист П.Н.Савицкий, искусствовед П.П. Сувчинский, философ Г.Д. Флоровский, принявший сан священника, лингвист и этнограф Н.С.Трубецкой — выпустили в свет сборник статей «Исход к Востоку», который стал своего рода манифестом движения, претендовавшим на принципиально новый взгляд на русскую и мировую историю.
Движение евразийцев родилось
в Софии в 1921 г., когда четверо молодых
российских эмигрантов — экономист П.Н.Савицкий,
искусствовед П.П. Сувчинский, философ
Г.Д. Флоровский, принявший сан священника,
лингвист и этнограф Н.С.Трубецкой — выпустили
в свет сборник статей «Исход к Востоку»,
который стал своего рода манифестом движения,
претендовавшим на принципиально новый
взгляд на русскую и мировую историю.
В 1922 г. вышла вторая книга «На путях. Утверждение евразийцев», а за ней последовали
три ежегодных издания под общим названием
«Евразийский временник». В 1926 г. евразийцы выпустили
систематическое изложение своей концепции
«Евразийство», основные положения которой
в сжатой и декларативной форме были обнародованы
в 1927 г. в книге «Евразийство. Формулировка
1927 г.» В 1931 г. в Париже вышел сборник «Тридцатые
годы», в котором подводились итоги десятилетней
деятельности движения. Необходимо отметить
и то, что с 1925 по 1937 г. увидели свет 12 выпусков
«Евразийской хроники».
Эти работы обратили на себя внимание
нетрадиционным анализом традиционных
для России проблем. В отличие от славянофилов,
Данилевского, Леонтьева и других, возлагавших
свои надежды на самодержавное государство, евразийцы исходил
Своим эсхатологическим подходом евразийство
в методологическом плане мало чем отличалось
от ведущих идейно-политических течений
того времени — фашизма и большевизма.
Не случайно воззренияевразийцев в
ряде аспектов были близки позициям получившего
в тот период определенную популярность
национал-большевизма, синтезировавшего
в себе некоторые важнейшие постулаты
как фашизма, так и большевизма.
Не случайно и то, что большинство евразийцев позитив
Евразийцы отводили особое место именно
духовным, в первую очередь религиозным
аспектам.
В их построениях
отчетливо прослеживается стремление
увязать русский национализм
с пространством. Как подчеркивал
Савицкий в книге «Географический
обзор России–Евразии», «социально-политическая
среда и ее территория должны слиться
для нас в единое целое, в географический
индивидуум или ландшафт». Поэтому не
удивительно, что у них само понятие «Евразия»
было призвано обозначать не просто континент
или часть его в сугубо географическом
понимании, а некую цивилизационно-культурную
целостность, построенную на основе синтеза
пространственного и социокультурного
начал. Согласно этой конструкции, Россия
рассматривалась в рамках координат, условно
обозначаемых как Восток и Запад.
Суть евразийской идеи сводилась
к тому, что Россия, занимающая срединное
пространство Азии и Европы, лежащая на
стыке двух миров — восточного и западного,
представляет особый социокультурный
мир, объединяющий оба начала. Обосновывая
свою «срединную» позицию, евразийцы писали:
«Культура России не есть ни культура
европейская, ни одна из азиатских, ни
сумма или механическое сочетание из элементов
той и других... Ее надо противопоставить
культурам Европы и Азии как срединную
евразийскую культуру». Поэтому, утверждал
Савицкий в своей статье «Географические
и геополитические основы евразийства»
(1933), «Россия имеет гораздо больше оснований,
чем Китай, называться “Срединным государством”.
Это, по его мнению, самостоятельная, самодостаточная
и особая духовно-историческая геополитическая
реальность, которой принадлежит своя
самобытная культура, «равно отличная
от европейских и азиатских».
В отличие от тех славянофилов, которые
утверждали идеи и ценности
панславизма, евразийцы вслед
за Леонтьевым делали упор на азиатскую,
особенно на туранскую составляющую этого
мира, считая Россию преемницей империи
Чингисхана. Как писал, например, Трубецкой,
«национальным субстратом того государства,
которое прежде называлось Российской
империей, а теперь называется СССР, может
быть только вся совокупность народов,
населяющих это государство, рассматриваемая
как особая многонародная нация и в качестве
таковой обладающая своим национализмом».
Еще четче эту позицию сформулировал Савицкий,
по мнению которого субстрат евразийской
культурно-цивилизационной целостности
составляют арийско-славянская культура,
тюркское кочевничество, православная
традиция: именно благодаря татаро-монгольскому
игу «Россия обрела свою геополитическую
самостоятельность и сохранила свою духовную
независимость от агрессивного романо-германского
мира». Более того, «без татарщины не было
бы России», утверждал он в статье «Степь
и оседлость». А один из более поздних евразийцев Л. Гумилев,
которого В. Ступишин не без оснований
назвал блестящим путаником от науки,
отождествлял Древнюю Русь с Золотой Ордой,
а советскую государственность — с придуманным
им самим славяно-тюркским суперэтносом.
Не отбрасывая ряд интересных наблюдений,
высказанных евразийцами, вмест
Так, в одном из
манифестов евразийства говорилось: «русскую
культуру надо противопоставить культурам
Европы и Азии как срединную, евразийскую
культуру, мы должны осознать себя евразийцами, чтобы
осознать себя русскими. Сбросив татарское
иго, мы должны сбросить и европейское
иго».
Нельзя принять также убеждение евразийцев в
исключительности и особой миссии России
в современном мире. Так, представляя Россию–Евразию
как возглавляемый Россией особый культурный
мир, авторы манифеста подчеркивали, что
она, т.е. Россия–Евразия «притязает еще
и на то и верит в то, что ей в нашу эпоху
принадлежит руководящая и первенствующая
роль в ряду человеческих культур». Такая
вера, говорилось далее в манифесте, может
быть обоснована только религиозно, т.е.
на фундаменте православия: исключительность
русской культуры, ее особая миссия выводятся
из православия, которое есть «высшее
единственное по своей полноте и непорочности
исповедание христианства. Вне его все
— или язычество, или ересь, или раскол».
Хотя ценность других христианских вероисповеданий
полностью и не отрицались, выдвигалось
условие: «существуя пока как русско-греческое
и преимущественно греческое, Православие
хочет, чтобы весь мир сам из себя стал
православным». В противном случае приверженцам
других вероисповеданий предрекались
разложение и гибель.
Следует отметить, что в большинстве своем
русская эмигрантская интеллигенция приняла
евразийские идеи довольно
прохладно, если не сказать отрицательно.
Среди особенно активных критиков евразийства
были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.Н. Милюков,
Ф.А. Степун, Г.П. Федотов. Представляется
вполне естественным, что в 1928 г. наметившийся
ранее раскол внутри движения завершился
полным размежеванием на парижскую и пражскую
группы. Более того, к началу 30-х годов
от евразийства отошли самые решительные
его сторонники и даже основоположники
Н. Трубецкой, Г. Флоровский, Г. Бицилли
и др. Показательна в этом плане позиция
Флоровского, который в статье с характерным
названием «Соблазн евразийства» с горечью
констатировал, что «судьба евразийства
— история духовной неудачи». По его словам,
на поставленные жизнью вопросы евразийцы «ответили
призрачным кружевом соблазнительных
грез. Грезы всегда соблазнительны и опасны,
когда их выдают и принимают за явь. В евразийских
грезах малая правда сочетается с великим
самообманом... Евразийство не удалось.
Вместо пути проложен тупик. Он никуда
не ведет».
Примечательным свидетельством раскола
евразийского движения стало издание
в Париже еженедельной газеты «Евразия»
(выходила с ноября 1928 по сентябрь 1929 г.),
ориентированной на идейно-политическое
сближение с советской властью. Активное
участие в издании газеты принимали Л.П.Карсавин,
кн. Д.П. Святополк-Мирский, П.П. Сувчинский,
С. Я. Эфрон. Ирония истории состоит в том,
что заигрывание с большевиками отнюдь
не избавило евразийцев от
преследований со стороны советских властей.
Так, Карсавин, Савицкий и другие были
после войны осуждены и долгие годы провели
в ГУЛАГе.
3.3 Течение евразийцев и позднее славянофильство
Русская геополитическая школа, как мы отмечали, имела несколько течений, и наиболее мощное из них – евразийское. Главная тема евразийского движения – это утверждение самобытных основ российской истории и культуры. Для этого движения характерна также разработка своих собственных, порой весьма оригинальных взглядов на мировую и русскую историю.
В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение (“Хартленд”) между Западом и Востоком, Европой и Азией.
Истоки евразийского движения,
как полагают многие его исследователи,
связаны с именами князя
Евразийство как идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции возникло в 1920-х гг. Началом его стал выход в свет сборника “Исход к Востоку. Предчувствия и свершения” (София, 1921), подготовленный Трубецким, Савицким, Флоровским и Сувчинским. Несколько позже был издан сборник “На путях. Утверждение евразийцев”. В указанных работах в сжатой форме были изложены основополагающие правила нового геополитического движения. Нетрадиционный подход к теоретическому обоснованию и решению многих геополитических проблем, само название “Евразия”, оригинальные проекты преобразования российского общественного устройства – все это привлекло пристальное внимание не только ученых, но и читающей публики на Западе. Сторонников движения объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия.
Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов, почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики – “месторазвитие” (его автор – П.Н. Савицкий) и включили в него неповторимую географическую среду, основу которой составлял “Хартленд”. В этой среде происходило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.
Термином “месторазвитие”, Савицкий обозначил взаимосвязь и целостность социально-исторической и географической среды. Он в определенной степени напоминает немецкий термин “Raum” (пространство). Как известно, Ратцель подчеркивал, что по геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы исторически приспосабливаются к географической среде, которая накладывает свой отпечаток на образ жизни, нравы, традиции обитателей тех или иных ландшафтов. Месторазвитие, испытывая влияние населяющих его народов, детерминирует формы их хозяйственной деятельности.
Большее месторазвития включает в себя меньшее. Для человечества в целом, таким глобальным месторазвитием выступает вся планета. Идея месторазвития Савицкого признает множественность форм человеческой истории. Евразия выступает как интегральная форма для многих мелких месторазвитий.
Постепенно центр евразийского движения переместился из Софии в Париж. И там роль первой скрипки стал играть Лев Павлович Карсавин (1882–1952) – религиозный философ и историк. Он не скрывал своей просоветской ориентации, курса на сближение с советской властью и на сотрудничество с ней. Такая позиция Карсавина и его сторонников не получила одобрения главных теоретиков евразийцев, и в 1930-е гг. это движение перестало существовать.
Идеи евразийства были возрождены Львом Николаевичем Гумилёвым, которого судьба свела с Савицким, оказавшим на него огромное влияние.
Истоки идей евразийцев надо искать в русской истории конца XV в. После разгрома турками Константинополя в 1453 г. центр Православия перемещается в Москву (вместе с последней византийской представительницей Палеологов Софией). Конец XV в. и весь XVI в. являются периодом формирования нового русского самосознания – защитника земель Древней Руси и Великой Степи, Православия и наследия византийской культуры. Видимо, поэтому монах Елизарова монастыря Филофей назвал Русь третьим Римом: “Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит. А четвертому не бывать”.
Эта мысль Филофея получила развитие в трудах славянофилов – Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886), Константина Сергеевича Аксакова (1817–1860), Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856), Алексея Степановича Хомякова (1804–1860) и др. Ее придерживался и П.Н. Савицкий – единственный русский автор, которого можно с полным основанием назвать геополитиком. Он утверждал, что “евразийство”, конечно, лежит в общей со славянофилами сфере.
Следует сказать несколько
слов об этом чрезвычайно интересном
ученом. Он окончил экономический
факультет Петроградского политехнического
института, был близок к кадетам.
До 1917 г. был сотрудником русского
посольства в Норвегии. Судьба свела
его в Крыму в армии Врангеля
с бывшим легальным марксистом П.Б.
Струве. После поражения врангелевцев
Савицкий бежал в Болгарию, где
работал в журнале “Русская мысль”.
Затем судьба занесла его в
Чехословакию, в которой жил до
конца 1920-х гг., преподавая в качестве
приват-доцента на кафедре экономики
и статистики Русского юридического
факультета в Праге. В 1921 г. еще в
Софии вместе с князем Н.С. Трубецким
Савицкий создал евразийское движение,
став главным его теоретиком и
идеологом. После взятия советскими
войсками Праги в 1945 г. Петр Николаевич
был арестован и как человек,
противостоящий просоветским настроениям
евразийцам-пражанам, был осужден
на 10 лет. В 1956 г. Савицкий был реабилитирован,
вернулся в Прагу, где умер в 1968 г.
До самых последних дней он поддерживал
тесные связи, переписку (даже в стихах)
со своим самым талантливым