Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:50, реферат
Качество мышления может изменяться в широком диапазоне и зависит от качества обучения, от его содержания. Современные технологии обучения индивидуумов и содержание обучения не свободны от принципиальных недостатков. По этой причине и, конечно, под влиянием социальной среды, общество все еще развивается больше по «биологическим» стохастическим законам. Сегодня это недопустимо расточительно, так как увеличивает вероятность воспроизводства духовной посредственности и уменьшает вероятность появления гениев.
ТРИЗ – это не математическая, количественная теория, а качественная теория. Формальные понятия, концепты теории, имеют характер категорий, образов, метафор. Многошаговые процедуры, применяемые для решения задач, называются алгоритмами. Это тоже метафора, хотя можно показать, что это вполне корректное определение для современной конструктивной математики. Если кто-то из моих коллег на основе вышесказанного откажет ТРИЗ в статусе теории, то можно предложить определение ТРИЗ как теории концептуальной, феноменологической, психологической, наконец. В любом случае концепты теории отражают ее аксиоматические и структурные основы (даже если они специально не описаны, скажем, в научной статье или монографии, как это имеет место для ТРИЗ) только в более понятном, неформальном представлении. В этом все дело. И еще: дело в содержании качественных моделей (метафор). В отличие от всех других подходов, модели ТРИЗ конструктивны, воспроизводимы пользователями и передаваемы в обучении.
Итак, мы будем избегать применения в этом учебнике формализованных конструкций. Хотя для разработки нашего софтвера мы создаем такие конструкции и опираемся на них. Наша цель – не построение формальных основ теории, а качественное моделирование мышления и практическое применение моделей теории к реальным задачам.
Тем не менее, термины теории, конечно, остаются. Но к ним нужно относиться не более критично и подозрительно, чем, скажем, к словам задача, исходные данные, решение, результат – в огромном большинстве практических ситуаций нам так же не требуется строго определять, какие аксиомы теории и формальные связи стоят за этими словами. Для нас интуитивно вполне понятна качественная, содержательная суть этих слов (а значит, – метафор, образов) применительно к каким-то конкретным задачам.
Главные концепты ТРИЗ заключаются в следующем:
1.
Все системы (не только
2.
Все системы на интервале
3.
Все системы (по сравнению с
окружающими системами) и
4.
В основе любой технической
проблемы лежит некоторое
5.
Разрешение конфликтного
6.
Количество различных типов
7.
Адекватные методы разрешения
противоречий могут быть
8.
Методы разрешения
9.
Методы разрешения
Многолетний
опыт преподавания ТРИЗ и консалтинга
на основе ТРИ3 позволяет мне рекомендовать
этот учебник не только инженерам, но
и менеджерам, и студентам, и вообще
всем, кто заинтересован в создании
высоко – эффективных идей для решения
творческих проблем.
Заключение
ТРИЗ все больше завоевывает умы во всем мире. Появились компьютерные программы по ТРИЗ. Имеются фирмы, занимающиеся ТРИЗ.
ТРИЗ помимо стран бывшего СССР распространена в США, Канаде, странах Европы, в Израиле, в Австралии, Японии, странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
Компании, специализирующиеся на применении и развитии ТРИЗ работают во многих странах мира. Например, в США, Канаде, Германии, Англии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австрии, Голландии, Финляндии, Италии, Израиле, Чехии, Японии, Южной Кореи, России и других странах. Курс ТРИЗ читается в ряде университетов США, Канаде, Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Израиля, Японии, России.
ТРИЗ изучают инженеры и ученые, студенты университетов различных специальностей и школьники всех возрастов. Проводят занятия с дошкольниками, начиная с трех лет. Имеются курсы для подготовки воспитателей детских садов, учителей школ и преподавателей ТРИЗ для Университетов. Ведется большая работа по подготовке учебно-методических материалов.
Наиболее распространена консультационная деятельность для промышленных фирм – решение производственных и научных проблем и получение перспективных решений.
Все
описанное – элементы ТРИЗ-дижения,
созданного Генрихом Альтшуллером.
Список литературы