Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:50, реферат
Качество мышления может изменяться в широком диапазоне и зависит от качества обучения, от его содержания. Современные технологии обучения индивидуумов и содержание обучения не свободны от принципиальных недостатков. По этой причине и, конечно, под влиянием социальной среды, общество все еще развивается больше по «биологическим» стохастическим законам. Сегодня это недопустимо расточительно, так как увеличивает вероятность воспроизводства духовной посредственности и уменьшает вероятность появления гениев.
Введение
Качество
мышления может изменяться в широком
диапазоне и зависит от качества
обучения, от его содержания. Современные
технологии обучения индивидуумов и
содержание обучения не свободны от принципиальных
недостатков. По этой причине и, конечно,
под влиянием социальной среды, общество
все еще развивается больше по
«биологическим» стохастическим законам.
Сегодня это недопустимо
Мы видим также, что информационная емкость, масштаб и ответственность решаемых проблем кардинально меняются! Способен ли мозг человека и далее справляться со стремительно возрастающим объемом знаний? Способен ли он распознавать возможные (в том числе скрытые и медленно развивающиеся) катастрофы и надежно предотвращать их или противостоять им? Способен ли человек уверенно строить свое будущее в направлении гармонии и прогресса? Способно ли человечество изобрести (или переоткрыть?) сами критерии гармонии и прогресса? Нужно ли говорить, что только выработав идеалы прогресса и гармонии, человечество перейдет от современной фазы Homo Sapiens Technologiсus к фазе Homo Sapiens Progressus (лат.: Человек Разумный Эволюционирующий, Развивающийся).
Итак, как находит человек идею изобретения? Как люди находят творческие решения в нетехнических проблемах? Причем, как писал Карл Поппер, правильнее ставить эти вопросы по-другому: Как возникают хорошие идеи?!
В XX веке нашелся человек, который посмел сказать всему цивилизованному человечеству, что оно не умеет мыслить. Что человечество впустую растрачивает свой интеллектуальный потенциал из-за плохой организации нашего мышления! И что оно не учится мыслить! И даже не подозревает, что не умеет эффективно мыслить!
Этот человек сказал, по сути, следующее: в наши дни, как и тысячи лет назад, в основе мышления лежит метод проб и ошибок, метод случайного угадывания хоть какого-нибудь решения. И каждый учится (если учится, конечно) на своих ошибках! По сравнению с успехами – ошибок чрезвычайно много. Этот человек сказал: а не логичнее ли учиться на успехах!. Да еще так, чтобы обобщить опыт самых лучших решений в виде конкретных правил, методик, готовых моделей и даже в виде теории?!
Имя этого человека – Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998). В середине XX века он предложил в России основы теории изобретения, названной им ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (англ.: Theory of Inventive Problem Solving). ТРИЗ открыла принципиально новые возможности для обучения изобретательскому творчеству и для практического применения.
Пусть
изучение ТРИЗ откроет путь к новым возможностям
и успеху!
Возможности ТРИЗ
Возможности ТРИЗ основаны на следующем:
1)
ясное формулирование
2)
определение экторов (
3)
выдвижение идеальных целей,
4)
использование опыта создания
сотен тысяч эффективных
5) применение ТРИЗ – законов развития систем для стратегического выбора направления поиска идеи решения;
6)
применение строгой
Этим аспектам поддержки логической составляющей синтеза решения и посвящены основные страницы книги. Эти аспекты и составляют объективную основу классической ТРИЗ.
И
все же часть книги посвящена
также нашим работам в
Практическая направленность книги определила как стиль изложения теории – без академических или дидактических формализмов, – так и подбор примеров. Последнему автор уделил наибольшее внимание. Во-первых, примеры призваны убедительно показать надежность опытно-экспериментальной основы теоретических моделей – навигаторов мышления для решении новых задач. Во-вторых, примеры должны объективно отражать возможность и естественную неразрывность алгоритмической навигации мышления и эвристического творчества.
В
целом многолетний опыт применения
ТРИЗ позволяет сказать следующее.
Процесс создания новых систем и
технологий основан на поиске инновационных
идей. Создание крупных идей требуется
как результат исследования и
развития перспективных направлений.
Ежедневно требуются большие
и малые решения в проектной
деятельности. Поиск идей является
самым сложным и драматическим
актом инновационных процессов.
До настоящего времени нет учебных
заведений, которые систематически
и направленно учили бы ТРИЗ-методам
создания новых идей. И ключевой
проблемой для организации
Наши
непрекращающиеся поиски новых выразительных
представлений моделей ТРИЗ как
бы поощряются известным высказыванием
основателя ТРИЗ о том, что решение
изобретательских задач требует
не столько новых знаний, сколько
хорошей организации уже
Место
и роль процесса обучения основам
современной ТРИЗ (Modern TRIZ) и последующего
применения ТРИЗ на практике показаны
на схеме, представляющей философию
развития ТРИЗ-приложений в виде «3Е-модели»:Концептуальные
основы обучения и применения ТРИЗ
кратко могут быть выражены триадой:
реинвентинг, стандартизация и креативная
навигация. Действительно, весь опыт ТРИЗ
экстрагируется из практики (experience), из
анализа реальных изобретений и
высокоэффективных
Реинвентинг опирается на 4 фундаментальных этапа, составляющих вместе разработанный автором Мета-Алгоритм Изобретения (Мета-АРИЗ). Результаты реинвентинга целесообразно представлять в определенной стандартизованной форме, в которой сохранены все принципиально важные аспекты создания изобретения или инновации, а именно: суть проблемной ситуации, модели противоречий, модели ресурсов, модели трансформаций, с помощью которых удалось решить «неразрешимую проблему» и некоторые другие важные детали. И вновь такой стандартизованной формой оказывается Мета-АРИЗ. Именно в формате Мета-АРИЗ удается создать банки для аккумулирования ТРИЗ-знаний в виде, который делает эти знания доступными как для высококвалифицированного специалиста, так и для студента или даже школьника (education).
Каждый проектировщик и исследователь, изобретатель и инноватор нуждается в простых и эффективных схемах для «навигации мышления». Именно на основе Мета-АРИЗ строятся эффективные «маршруты» мысленной обработки знаний о проблемной ситуации и о цели поиска, по которым можно уверенно двигаться к достижению эффективного решения (evolution). Мета-АРИЗ, каждый этап которого наполнен конкретными навигаторами, становится инструментом для конструирования эффективной идеи. Как было отмечено в референсе TRIZ Journal: «…замечателен также мета-алгоритм, который помогает не только тем, кто не знаком с ТРИЗ, но и знающим предмет, понимать трансформации от исходной ситуации до верификации при получении решения и устранения противоречий. Автор признает, что переходы от одного блока к другому нелегки, но учит, как думать, с использованием множества простых примеров, иллюстрированных четкими рисунками…»
Поэтому вся программа систематического ТРИЗ-образования – от обучения начинающих до достижения мастерства – может, по нашему опыту, строиться на основе реинвентинга, стандартизации и креативной навигации с помощью алгоритмов изобретения на основе Мета-АРИЗ. ТРИЗ кардинально улучшает мышление при создании идеи решения проблем, содержащих противоречия, содержащих конфликт элементов проблемы – целей, свойств, ресурсов, структурных компонентов. ТРИЗ безусловно усиливает природные способности, так как высвобождает сознание для генерации высокоэффективных идей, направляя мышление в эпицентр проблемы и пресекая попытки ненаправленного угадывания хоть каких-нибудь решений, которые, как правило, оказываются слабыми.
Однако достичь ТРИЗ-мастерства решения проблем можно только разумным сочетанием и развитием обеих составляющих творческого мышления – логической и интуитивной. Поэтому изучение и применение алгоритмических методов и моделей ТРИЗ полезно соединять с постоянным поиском гармонии и красоты, целесообразности и экологичности, фантазии и юмора, короче говоря, с чувством времени и реальной жизни.
Суть экспериментов и концептов ТРИЗ
Экспресс-обучение и самообучение используют следующий методический прием: прежде, чем изучаются псе необходимые понятия и модели теории. Практическое действие теории показывается на небольших упрощенных примерах таким образом, как будто основы теории уже известны студентам.
Примеры подбираются и демонстрируются так, чтобы показать движение мысли от простого к сложному, от внешнего – к содержанию, от конкретного - к абстрактному, к модели и теории. Иными словами, при экспресс-обучении сразу же как бы проводится эксперимент с объектами теории, и из этого эксперимента заинтересованные студенты сами выводят ключевые теоретические идеи.
Объектами классической ТРИЗ являются изобретения, технические системы и их компоненты.
Суть
начальных учебных
1) выявление ключевой проблемы, которая была преодолена в конкретном изобретении;
2)
определение основного способа,
Несколько позже применяются следующие методические приемы:
1)
обобщение и классификация
2)
выявление закономерностей
Процесс изобретения – это есть движение мысли «от существующего – к возникающему.
Это есть построение мысленного мост а между тем, что есть, и тем, что должно быть. Всякий «мост» строится на основе определенной теории. Понятно, что и «надежность» моста также существенно зависит от теории. Например, на основе классического брейнсторминга («мозгового штурма»): мало правил, практически неограниченное пространство поиска, много энтузиазма и шума.
Я интерпретирую – но и применяю в прямом контексте! – известное выражение и название одной из книг Лауреата Нобелевской премии, бельгийского биофизика Ильи Пригожин (1917–2003). классической ТРИЗ: систематическое исследование задачи, управляемое применение адекватных процедур для ее разрешения, направленный выход в область существования сильных решений.
В основе учебных экспериментов для обучения ТРИЗ лежит методический прием, который я назвал «реинвентинг».
Реинвентинг – демонстрация процесса создания изобретения таким образом, как будто студентам уже известны принципы и приемы разрешения проблем, преодоленных в этих изобретениях. Позднее, когда основы теории уже действительно изучены, реинвентинг служит как прием закрепления навыка исследования и решения проблем. Наконец, быстрый реинвентинг становится важнейшим навыком при работе с аналогами, предлагаемыми нашим программным обеспечением для решения проблем.
Этот методический прием стимулирует ассоциативное мышление студентов, обеспечивает надежную эмоциональную акцептацию и последующее восприятие теории. Интуиция студентов сама связывает их уже имеющиеся знания и опыт с ключевыми концептами теории.