Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:58, реферат
Описание работы
Предметом изучения является историческое формирование земельных отношений в России, исторический процесс организации землеустройства в России. Целью изучения является формирование системы знаний об истории землеустройства и землепользования в России. Основными задачами являются: - изучение развития землепользования в России на протяжении всей истории развития государства
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………………...2 Глава I: История землеустройства в России до 18 века…………………..3 Землеустройство в России до середины 15 века………………………..….3 Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III………………………………………………………………………...8 Реформы землеустройства второй половины 16 века…………………….9 Формирование земельного законодательства России в 16-17 веках…...10 Земельные преобразования Петра I………………………………..………12 Межевание во времена правления Елизаветы Петровны………………12 Глава II: Экономическое и политическое положение в России в 19-начале 20 века…………………………………………………………………14 Реформа П.А. Столыпина……………………………………………………16 Разрушение общины и развитие частной собственности………………..16 Крестьянский банк……………………………………………………….…..17 Переселение крестьян………………………………………………………..18 Кооперативное движение………………………………………………….…18 Агрокультурные мероприятия……………………………………………...19 Результаты реформы…………………………………………………………19 Причины неудачи аграрной реформы……………………………………..20 Глава III: Формирование системы землепользования в условиях земельной реформы 90-х гг. XX века в России……………………………21 Заключение…………………………………………………………………….28 Список литературы…………………………………………………………29
Вместе с тем, в использовании земель, организации
производства и территории, землевладения
и землепользования имелись большие проблемы,
которые сдерживали развитие всей экономики.
Все это привело к необходимости земельной
реформы, которая началась в 1990 г.
Постановлением
Совета Министров РСФСР от 18 января
1991 г. № 30 была утверждена республиканская
программа проведения земельной
реформы, предусматривающая ее организационное,
правовое, инструктивно-методическое,
землеустроительное, информационное,
научно-методическое, кадровое, материально-техническое
и финансовое обеспечение. Указ Президента
РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы в РСФСР" стал первым законодательным
актом, определявшим сроки и порядок
реорганизации колхозов и совхозов.
Для
реализации новой земельной политики
государства с использованием экономических
методов был принят Закон РСФСР
"О плате за землю" от 11 октября
1991 г., в который позднее вносились
изменения и дополнения. В декабре
1992 г. был введен в действие Закон
"О праве граждан Российской
Федерации на получение в частную
собственность и на продажу земельных
участков для ведения личного
подсобного и дачного хозяйства,
садоводства и индивидуального
жилищного строительства", в соответствии
с которым было разрешено осуществлять
куплю-продажу земли. В действующей
Конституции РФ законодательно закреплено
право граждан на получение земли
в частную собственность и
на ее продажу.
В целях
создания условий для развития предпринимательства
на селе в соответствии с Указом
Президента РФ "О неотложных мерах
по осуществлению земельной реформы
в РСФСР" Правительство РФ 29 декабря
1991 г. приняло постановление "О
порядке реорганизации колхозов
и совхозов", а 4 сентября 1992 г. - постановление
"О порядке реорганизации предприятий
и организаций агропромышленного
комплекса", в соответствии с которыми
была проведена перерегистрация
всех сельскохозяйственных предприятий,
осуществлено преобразование большинства
из них в акционерные общества,
ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества
с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные
кооперативы.
Перечисленные законодательные
акты, связанные с перераспределением
и использованием земли, потребовали
проведения большого объема землеустроительных
работ, включая:
· передачу земель
в ведение сельской (поселковой)
администрации;
· формирование земельных
фондов специального назначения;
· отвод земель крестьянским
хозяйствам, для личного подсобного
хозяйства, под коллективные сады и
огороды, для индивидуального жилищного
и дачного строительства и
т.д.;
· проведение землеустроительных
работ на землях реформируемых сельскохозяйственных
предприятий;
· выдачу документов
на право собственности на землю;
отвод земель при расселении беженцев,
вынужденных переселенцев и военнослужащих,
уволенных в запас из рядов
Вооруженных Сил;
· межевание земель
с установлением границ территорий
с особым режимом и условиями
использования (административно-территориальных
образований, земель природоохранного,
заповедного, оздоровительного, рекреационного,
историко-культурного назначения и
др.);
· создание общинно-родовых
хозяйств в удаленных районах;
· установление обременении
(сервитутов) в использовании земель
правами третьих лиц с указанием
границ обремененных земель, режима их
использования и прав третьих
лиц на ограниченное использование
чужих земельных участков.
Землеустроительные
работы по передаче земель в ведение
сельской (поселковой) администрации
проводились на основании инструктивного
письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта)
от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 "О проведении
работ по передаче земель в ведение
сельских Советов народных депутатов"
с целью упорядочения, организации
рационального использования и
охраны земель в границах сельских
населенных пунктов и их отграничения
от других земель. В течение 1991 г. эти
работы были проведены на территории
84 тыс. сельских и поселковых Советов
народных депутатов на основании
соответствующих проектных проработок.
В их распоряжение были переданы земли
153,3 тыс. населенных пунктов общей
площадью 26,6 млн га, в том числе
17,7 млн га сельскохозяйственных угодий.
В 1991 г. на основании
статьи 14 Закона РСФСР "О земельной
реформе" проведено также формирование
специального земельного фонда для
последующего перераспределения и
наделения земельными участками
на площади 15 млн га. Формирование этого
фонда шло по административным районам
из; земель, используемых не по целевому; назначению, неэффективно
используемых, а также выбывших из оборота
или переведенных в менее ценные угодья.
С 1990г. бурными темпами
началось образование крестьянских
(фермерских) хозяйств, а с 1992 г. - фактический
передел земель колхозов и совхозов.
В 1990 г. в России
имелось 900 крестьянских хозяйств, 12,5 тыс.
колхозов и 12,9 тыс. совхозов; доля последних
в производстве продукции сельского
хозяйства (без учета приусадебных
хозяйств) превышала 95%. За 1992 - 1993 гг. было преобразовано
более 11 тыс. колхозов и совхозов, на базе
которых создано 800 ассоциаций крестьянских
(фермерских) хозяйств, 3800 акционерных
обществ, 1100 сельскохозяйственных кооперативов,
более 6000 хозяйств других форм. Организовано
также более 20 тыс. животноводческих коллективов
и малых сельскохозяйственных кооперативов,
более 100 тыс. крестьянских хозяйств.
В ходе реорганизации
колхозов и совхозов, их перерегистрации
и установлении статуса новых
хозяйств осуществлялись новые виды
землеустроительных работ по разграничению
земель, находящихся в постоянном
пользовании сельскохозяйственных
предприятий, с установлением площадей
и местоположения земельных массивов:
· подлежащих передаче
гражданам в частную и коллективно-долевую
собственность бесплатно;
· остающихся в государственной
собственности;
· рекомендуемых
для продажи или передачи в
аренду (с правом последующего выкупа)
членам коллективов, выходящим из предприятий
с целью создания крестьянских хозяйств,
а также другим работникам этих хозяйств,
объединяющимся в кооперативы, товарищества,
акционерные общества;
· для передачи или
продажи другим гражданам и юридическим
лицам.
При разграничении
земель (на основании Рекомендаций
по проведению землеустроительных работ
при реорганизации колхозов и
совхозов, утвержденных Роскомземом 27
февраля 1992 г.) составлялись проекты
землеустройства (перераспределения
земель) реорганизуемых хозяйств. При
этом в каждом сельском административном
районе устанавливалась среднерайонная
норма бесплатной передачи земель в
собственность граждан, которая
дифференцировалась по каждому хозяйству
в зависимости от оценки их сельскохозяйственных
угодий по продуктивности по отношению
к среднерайонному показателю.
Эта норма определялась
на основании Указа Президента РФ
от 2 марта 1992 г. "О порядке установления
нормы бесплатной передачи земельных
участков в собственность граждан",
в соответствии с которым вся
площадь сельскохозяйственных угодий
в пределах сельскохозяйственных предприятий
района, за исключением земель, передаваемых
в ведение местной администрации,
делилась на суммарную численность
лиц, работающих в сельском хозяйстве
(включая пенсионеров, ранее работавших
в сельском хозяйстве, а также
лиц, занятых в социальной сфере
на селе).
Земельные участки,
оставшиеся после бесплатной передачи
в собственность гражданам, коллективам
колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным
предприятиям и акционерным обществам,
включались в фонд перераспределения
земель района, границы которого также
определялись с помощью землеустроителей.
Общая площадь этого фонда
на начало 1994 г. составила 66 млн га, в
том числе 13,3 млн га сельскохозяйственных
угодий.
Земли фонда перераспределения
использовались для последующей
передачи их администрацией района в
собственность, пользование, аренду гражданам
и юридическим лицам для создания
личных подсобных и крестьянских
хозяйств, коллективного садоводства
и огородничества и других целей,
связанных с сельскохозяйственным
производством.
В 1991-1994гг. было передано
гражданам для ведения садоводства,
огородничества, личного подсобного
хозяйства, индивидуального жилищного
и дачного строительства, крестьянского
(фермерского) хозяйства 15,5 млн га. В
результате к 1 января 1995 г. в собственности,
владении и пользовании граждан
России находилось 19,8 млн га земель,
в том числе для ведения:
· садоводства и
огородничества - I,8 млн га (22,4 млн
семей);
· личного подсобного
хозяйства - 5,7 млн га (16,5 млн семей);
· индивидуального
жилищного строительства - 0,5 млн
га (5 млн семей);
· дачного строительства
- 0,02 млн га (0,1 млн семей).
· На 1 января 1995 г. в
России функционировало 278,1 тыс. крестьянских
(фермерских) хозяйств на площади 2,8 млн
га.
В результате перераспределения
земель около 30 млн рабочих и специалистов
реорганизованных колхозов и совхозов,
пенсионеров и работников социальной
сферы стали собственниками земельных
долей площадью от 2 до 15 га, находящихся
в коллективной совместной либо в
коллективно-долевой собственности.
В порядке оказания помощи сельскохозяйственным
предприятиям по реорганизации и
приватизации земли было разработано
2150 землеустроительных проектов.
В 1994 г. документы, удостоверяющие
право на землю, были выданы 11,7 млн
граждан, из них 6 млн - собственникам
земельных долей. В целом документы,
удостоверяющие право на землю, получили
95,2 % сельскохозяйственных предприятий,
78,2 % несельскохозяйственных предприятий,
95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев
личных подсобных хозяйств, 45 % собственников
индивидуальных жилых, дачных и гаражных
строений, 56 % владельцев садовых участков,
61,5 % собственников земельных долей.
В 1993 г. землеустроительной
службой России была также проведена
инвентаризация земель части населенных
пунктов, уточнены границы 230 городов
и поселков городского типа. Более
чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев,
вынужденных переселенцев, в том
числе переселяющихся из районов
Крайнего Севера, получили земельные
участки для индивидуального
жилищного строительства и личного
подсобного хозяйства. В 1994г. более 17 тыс.
хозяйств получили земельно-кадастровые
карты, а проведенная по 470 административным
районам инвентаризация земель позволила
выявить дополнительно 1,5 млн га,
пригодных для садоводства и
огородничества, личного подсобного
хозяйства и для других целей.
На Урале, в Восточной
и Западной Сибири, на Дальнем Востоке
и на Севере было создано 322 общинно-родовых
хозяйства на площади 28,3 млн га, из
которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные
угодья.
Вместе с тем,
поскольку процесс перераспределения
земель проходил ускоренными темпами,
без должного учета требований землеустроительного
проектирования, повсеместно нарушались
устойчивость землепользования, сложившаяся
организация территории, деформировались
специализация и экономика хозяйств,
не осуществлялись мелиоративные, природоохранные
и противоэрозионные мероприятия.
К началу земельной реформы в
России практически по каждому сельскохозяйственному
предприятию были разработаны проекты
внутрихозяйственного землеустройства,
имелись научно обоснованные системы
ведения хозяйства и земледелия.
По большинству административных районов
были разработаны схемы землеустройства,
а в областях, краях и республиках
- схемы использования и охраны
земель, противоэрозионных мероприятий.
В результате массового перераспределения
земель и реорганизации предприятии
имеющиеся схемы и проекты
землеустройства были нарушены; они
нуждаются, как минимум, в существенной
корректировке, а в большинстве
случаев в полной переработке. Комплекс
землеустроительных проектных работ
приходится начинать заново с учетом
изменившихся условий и требований.
Для осуществления
земельной реформы, организации
землеустройства и перераспределения
земель вместо Главного управления землепользования
и землеустройства Министерства
сельского хозяйства СССР, которое
ранее руководило землеустроительными
работами, в Российской Федерации
в 1991 г. был создан специальный государственный
орган Роскомзем (Госкомзем).
В первые годы земельной
реформы в Российской Федерации
(1991-1992) численность работников земельной
службы системы Роскомзема увеличилась
на 20 % и достигла 19 785 (включая работников
гипроземов). Были созданы районные
и городские комитеты по земельным
ресурсам и землеустройству, которые
координировали ход земельной реформы
и организовывали работы по перераспределению
земель. Однако руководство и состав
указанных комитетов большей
частью формировались не из числа
специалистов-землеустроителей, а из
работников бывших советских и партийных
органов, технологов производства (агрономов,
экономистов и т.д.), других администраторов.
Поэтому общая численность лиц,
имеющих землеустроительное образование,
в составе комитетов была всего
7482 человека (37,8 %). В Московской области
из 862 человек, работающих в системе
землеустройства, 435 (50,5 %) имели специальное
землеустроительное образование, а
в городском комитете Москвы - из
277 только 86 (31,0%).
Итак, земельная
реформа вновь поставила на повестку
дня вопрос об увеличении подготовки
инженеров землеустроительного
профиля и совершенствовании
землеустроительного образования.