Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:15, реферат
Беларусь (Республика Беларусь) занимает площадь 207 600 кв. км, население 10 200 000 человек. На юге республики, в Полесье, на сотни километров тянутся леса и топи, поросшие ярко-зеленой тиной, тростником и осокой. К северу болот уже меньше, а между гигантскими волнами холмов блестят зеркала озер. Густые леса, зеленые луга, дороги среди хребтов, голубые поля льна, тихие и спокойные реки. Главные из них — Днепр, Западная Двина, Неман.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь. Союзный договор Беларусь-Россия………………………………………………6
2. Содружество Независимых Государств. Взаимоотношения с Европейским Союзом и отношения с НАТО……………………………………18
3. Организация Объединенных Наций…………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы …………………………………………...39
Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994 г.
Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса добрососедства. Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются. Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.
Будущее место и роль Беларуси в системе
международного разделения труда в Европе
неразрывно связаны со степенью ее участия
в европейских интеграционных процессах.
В этой связи руководство страны уделяет
серьезное внимание диалогу и развитию
отношений с Европейским Союзом (ЕС).
Во взаимоотношениях
с Европейским Союзом Беларусь готова
идти так далеко, насколько ЕС в состоянии
двигаться навстречу Беларуси. Расширение
ЕС является реальным ответом на большинство
общеевропейских проблем. Многие тревожные
явления в сфере безопасности, в политике,
в социальной области коренятся в экономической
разобщенности Европы – военно-политические
разделительные линии пролегают, как правило,
по социально-экономическим рубежам. Поэтому
Республика Беларусь предлагает конкретные
шаги по преодолению этой разобщенности.
С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России, Беларуси и европейских стран.
Имевшее место в последние в годы снижение
уровня сотрудничества стран ЕС с Беларусью
было основано преимущественно на субъективных
факторах. Приостановление контактов
на высшем и высоком уровне вследствие
решений Совета ЕС от 15 сентября 1997 года
затруднило полноценный политический
диалог с руководством западных стран,
привело к тому, что сегодня Беларусь вынуждена
поддерживать свою экономику и решать
сложные социальные вопросы фактически
без помощи извне.
Несмотря на ряд ограничений, наложенных
Заключениями Совета Европейского союза
на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси
удалось добиться важных подвижек в области
сотрудничества с этой влиятельной организацией.
Так, Европейская Комиссия пролонгировала
до 2004 года Соглашение о торговле текстильными
изделиями между Республикой Беларусь
и Евросоюзом с существенным увеличением
квот на импорт белорусских текстильных
изделий; смягчены действующие антидемпинговые
санкции ЕС в отношении импортируемых
из Беларуси калийных удобрений; удалось
добиться применения Евросоюзом режима
наибольшего благоприятствования (РНБ)
в торговле с Беларусью; интенсифицировалась
реализация Программы технического содействия
странам СНГ и Монголии «ТАСИС».
Многое во взаимодействии
России и ЕС зависит от ситуации в государствах,
расположенных между ними. Роль Беларуси
в геополитической оси «Российская Федерация
– Европейский союз» велика. Например,
с вводом белорусского участка газопровода
«Ямал – Западная Европа» доля газа, транспортируемого
из России в Европу через Беларусь, составит
более 30 процентов российского газового
экспорта. Учитывая транзитное положение
Беларуси, весьма важным, исходя из общих
интересов, является установление тесного
сотрудничества с европейскими странами
в деле борьбы с преступностью, незаконной
миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.
Значительным потенциалом
обладают научные и культурные связи.
Беларусь делает упор на развитие непосредственных
контактов между учебными и научными заведениями,
учреждениями культуры, общественными
организациями и фондами. Сотрудничество
в этих областях, основанное, как правило,
на обоюдном интересе, осуществляется
достаточно плодотворно.
Беларусь намерена
сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя
свое участие в научных, образовательных,
культурных программах сотрудничества
с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим
направлениям, как привлечение новых технологий
и инвестиций государств-участников ЕС.
Серьезным инструментом строительства действительно единого континента призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.
Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям, странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте европейского региона – основной и главной задачей является восстановление отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом Европы и Евросоюзом.
Этот год начался с "развязки" вопроса
о присутствии ОБСЕ в Беларуси.
«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов,
сумевших добиться разрешения абсолютно
надуманного конфликта относительно участия
нашего Национального собрания Республики
Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ.
Разумные и аргументированные доводы
рано или поздно находят отклик и собирают
необходимое число сторонников. То же
самое я могу сказать и о так называемых
визовых ограничениях, которые сегодня,
похоже, остались в прошлом.
Считаю, что должна продолжаться работа
по восстановлению статуса специального
приглашенного в Парламентской ассамблее
Совета Европы. Убежден, что мы услышаны
и в этом органе.
Беларусь вносит достойный вклад в укрепление
региональной безопасности и развитие
общеевропейского сотрудничества. Ожидаем,
что это обстоятельство будет в полной
мере учтено в разрабатываемой в настоящее
время Евросоюзом политике новых углубленных
отношений с будущими соседями в рамках
концепции "широкой Европы". У нас
здесь достаточно точек соприкосновения.
Это – возрастание внешнеторгового товарооборота,
общие проекты по упрочению безопасности,
ликвидации последствий Чернобыля и другие.
Исходя из политических
и прежде всего экономических интересов,
необходимо активнее развивать наши отношения
и с государствами других регионов» - говорит
Президент Лукашенко в своем обращении
к народу и парламенту.
Исходя из того,
что Организация по безопасности и сотрудничеству
в Европе является наиболее развитой региональной
организацией, единственным общеевропейским
институтом поддержания мира и безопасности,
Республика Беларусь намерена последовательно,
на неконфронтационной основе вести диалог
с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам
международной повестки дня, в том числе
в области безопасности, гуманитарных
проблем.
Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ. Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во внутриполитические процессы.
Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского финансово - политического центра, который по своим потенциальным возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из влиятельных государств Европы за счет:
- использования преимуществ геополитического положения на путях транзита российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей в Европу;
- развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что европейским центром противостояния американской экспансии в политической, экономической и культурной областях является германо-французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров, лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных конструктивно работать во имя их реализации.
У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства на мировые процессы немаловажно".
Состояние белорусско-
В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются самой мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой нужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решать имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни для подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от нашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются попытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси, предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны около полусотни миллионов долларов».
Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр Лукашенко публично назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. - Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях и стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную помощь. Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтоне теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так: "Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надо строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он "жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировым агрессором добрые отношения. Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации)".
Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы, разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к личности и ее правам. Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов.
Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США и РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительно благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к нашим товарам действительно большой. По объему товарооборота Соединенные Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с успехом будут продаваться и на других рынках. Я выполняю задачу, поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать внешнеэкономический подход.
Предметом особой заботы в Беларуси являются
взаимоотношения республики с Организацией
Североатлантического договора (НАТО).
Интересам республики объективно не отвечает
конфронтационный характер системы военно-политических
отношений. Этим обусловлено стремление
Республики Беларусь принимать активное
участие во всех региональных и субрегиональных
организациях обеспечения безопасности.
В данном направлении важная роль отводится
сотрудничеству со странами-членами НАТО
и государствами-партнерами по сотрудничеству
в рамках Программы «Партнерство ради
мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического
партнерства (СЕАП).
Беларусь уважает
выбор государств, выразивших желание
вступить в Североатлантический альянс.
В то же время Республика Беларусь исходит
из того, что решение о расширении НАТО
в условиях самороспуска Варшавского
договора и фактического отсутствия в
этой связи угрозы военной агрессии в
Европе не имеет серьезных геополитических
оснований. Беларусь выступает за то, чтобы
граница Беларуси с обновленным альянсом
стала не новой разделительной линией
в Европе, а границей доверия и добрососедства.
В настоящее
время политический диалог между Республикой
Беларусь и НАТО включает регулярные контакты
руководства МИД и Минобороны с руководством
альянса и постоянными представителями
стран – его членов в ходе министерских
сессий Совета евроатлантического партнерства
(СЕАП) – преемника созданного в 1993 году
Совета североатлантического сотрудничества
(ССАС).
Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе 1996 года.