Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:15, реферат
Беларусь (Республика Беларусь) занимает площадь 207 600 кв. км, население 10 200 000 человек. На юге республики, в Полесье, на сотни километров тянутся леса и топи, поросшие ярко-зеленой тиной, тростником и осокой. К северу болот уже меньше, а между гигантскими волнами холмов блестят зеркала озер. Густые леса, зеленые луга, дороги среди хребтов, голубые поля льна, тихие и спокойные реки. Главные из них — Днепр, Западная Двина, Неман.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь. Союзный договор Беларусь-Россия………………………………………………6
2. Содружество Независимых Государств. Взаимоотношения с Европейским Союзом и отношения с НАТО……………………………………18
3. Организация Объединенных Наций…………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы …………………………………………...39
Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой, так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.
Еще один принципиальный вопрос – это
равенство белорусского и российского
укладов экономической жизни в рамках
Союзного государства. Часть российской
политической и экономической элиты пытается
ставить перспективу Союза в зависимость
от принятия нашей страной российской
не о либеральной экономической модели,
для которой характерны присвоение основной
части национального богатства небольшой
группой, так называемых олигархов, неприемлемо
высокий разрыв между сверхбогатыми и
беднейшими слоями общества. Сложившаяся
в Беларуси модель социально ориентированной
рыночной экономики рассматривается этими
кругами как препятствие белорусско-российской
экономической интеграции.
Разница в подходах к регулированию экономической
жизни реально существует, и было бы ошибкой
ее игнорировать или замалчивать.
Но из этого надо делать
правильные выводы. Прежде всего, не отвечает
действительности тезис о том, что разница
экономических укладов препятствует созданию
единого экономического пространства.
Китай и Гонконг, объединенные по принципу
"одна страна - две системы", - убедительное
тому доказательство. Правила экономической
жизни Союзного государства должны создаваться,
ориентируясь на самые современные, передовые
международные стандарты. Исключительно
важную роль в формировании правовой основы
единого экономического пространства
призван играть Парламент Союзного государства.
Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не подлежит публичному обсуждению».
Что же за «другой вариант» имеет в виду
Президент РБ? Не будет ли он отступлением
от только что провозглашенных им же принципов
устройства союзного государства? Вопрос
пока остается без ответа. Слишком масштабны
и дорогостоящи алгоритмы их решения для
небольшой страны.
Решение наиболее важных белорусских
проблем лежит вне Беларуси, ибо:
- Беларусь живет в условиях экологической
катастрофы, выживание крупных белорусских
предприятий возможно только путем их
успешной деятельности вне национального
экономического пространства,
- новый виток научно-технической революции
в развитых странах ставит под вопрос
судьбу белорусской промышленности в
случае промедления с модернизацией производственных
технологий,
- приближение к границам Беларуси НАТО
и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую
ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.
Региональные приоритеты
Республики Беларусь выстраиваются в
следующем порядке: Россия и СНГ, страны
Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.
Прежний курс на однозначную ориентацию
на Россию имел свои сильные стороны для
решения злободневных экстренных задач
по стабилизации экономики и политической
ситуации в стране. В критический момент
именно восточная ориентация Беларуси
помогла:
- сохранить
рынок для продукции крупных промышленных
предприятий,
- сохранить социальную стабильность,
- укрепить государственные институты,
- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших проектов Европейского Союза на Востоке континента.
Однако восточная ориентация имеет отрицательные
черты, которые постепенно начинают перевешивать
имеющиеся плюсы:
- идеологическая ориентация на русскую
антизападную оппозицию привела к идеологической
конфронтации с Западом в условиях, когда
Беларусь в геополитическом отношении
вела в целом прозападную политику;
- Запад создал значительные проблемы для
получения Беларусью доступа к западным
рынкам, технологиям, инвестициям;
- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала самостоятельную политику на Востоке;
- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной идеологической ориентации на русскую оппозицию;
- русский
рынок слишком узок для белорусской крупной
промышленности, несмотря на начавшийся
в России экономический рост;
- в России отсутствуют технологии и геополитический
потенциал для развертывания глобальных
экономических проектов, в которых нуждается
для свой модернизации белорусская промышленность,
то есть в России нет и, вероятно, в ближайшее
время не появится необходимых белорусским
гигантам технологий;
- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем.
Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия, Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения. Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства, как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия.
Из двусторонних отношений в рамках СНГ
необходимо выделить отношения с Украиной
как с крупной европейской страной, обладающей
мощным человеческим, экономическим и
научным потенциалом. Сотрудничество
с Украиной не имеет каких-либо препятствий,
как в политической, так и в экономической
областях. Украина также объективно заинтересована
в хороших отношениях с Беларусью.
Шанс активизировать белорусско-украинские
отношения на межпарламентском уровне
появился в 1999 году, после визита в Минск
председателя Великой Рады Украины А.
Ткаченко. Однако последовавшие в Украине
выборы заморозили двусторонние контакты
до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге
А. Войтович встретился с вице-спикером
Верховной Рады А. Зинченко.
Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому, что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.
Зеркальным отражением политических отношений
последних лети, следствием охлаждения
явилось резкое падение товарооборота
между Беларусью и Украиной: в 1997 году
он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560
млн. USD – упал почти в три раза. «Я думаю,
что нынешний год станет переломным, теперь
пойдет рост» - заверил Войтович.
Оптимизм спикера обоснован тем, что «
у нас имеется хорошая программа по сотрудничеству
с Украиной и очень сильная программа
по созданию совместных предприятий. Кроме
того, сейчас рассматривается вопрос о
возможной транспортировке калийных солей
через Днепр, однако проблема пока остается
нерешенной из-за неурегулированных тарифов
на перевозку.
Глава Совета республики объясняет период
«экономического застоя» тем, что в Украине
в полную силу начали функционировать
нефтеперерабатывающие предприятия, и
это закономерно привело к общему падению
торговых отношений. До недавнего времени
белорусские заводы активно поставляли
в Украину продукты нефтепереработки
– это была основная статья экспорта.
Беларусь, в свою очередь, импортировала
металл, продукты химической промышленности,
покупала зерно твердых сортов…
В основу отношений с Украиной на перспективу
Беларусь закладывает всемерное развитие
торгово-экономического сотрудничества.
Беларусь заинтересована в поддержании
того уровня отношений, который сложился
у нас с Литвой и Латвией. Политика этих
стран по отношению к Беларуси отличается
прагматизмом: есть контакты на политическом
уровне, основное внимание они уделяют
развитию экономических отношений.
Однозначно восточная
внешнеполитическая ориентация исчерпывает
себя в качестве главной доминанты белорусской
внешней политики. По мере сближения России
и европейского Союза Беларусь все более
очевидно рискует оказаться под очень
резким давлением с обеих сторон в условиях
потери однозначной поддержки со стороны
своих прежних союзников в России. Беларусь
нуждается в идеологической трансформации
и резком улучшении отношений, прежде
всего со странами Европейского Союза.
При этом Беларусь не должна и не может
отказаться от союзнических отношений
с Россией. Выходом из возникшей дилеммы
может быть превращение Беларуси в главного
союзника Европейского Союза на постсоветском
пространстве и, особенно, в рамках русского
политического поля. Выдвижение Беларусью
инициатив по расширению европейской
интеграции вплоть до Владивостока может
стать основой новой внешней политики
страны. В качестве промежуточного шага
может быть рассмотрено движение Беларуси
в сторону вступления в состав ЕС без разрыва
союзных отношений с Россией.
2. Содружество Независимых Государств. Взаимоотношения с Европейским Союзом и отношения с НАТО.
В Содружестве
Независимых Государств оптимальные перспективы
развития в рамках разноскоростной интеграции
имеет Евразийское экономическое сообщество
(ЕАЭС). Основные внешнеполитические и
внешнеэкономические интересы Республики
Беларусь в его рамках на современном
этапе заключаются в создании на основе
этого союза единого экономического пространства.
В перспективе ЕАЭС призван стать объединением,
посредством которого экономики государств-участников
Евразийского экономического сообщества
будут интегрироваться в мировую экономическую
систему и прежде всего в мировую торговлю.
Значительная роль в создании единого
экономического пространства отводится
социальному, научно-технологическому
и информационному аспектам. Решение этого
комплекса вопросов будет естественным
образом способствовать сближению экономик
государств-участников.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов – четверть мировых.
Безусловно, политический вес СНГ всегда
будет адекватен его экономическим показателям.
При этом активизация интеграционных
процессов в рамках Содружества по принципу
того же Европейского Союза неизбежно
потребует передачи части властных полномочий
наднациональным структурам. Сегодня
к этому пока не готовы не только те участники
СНГ, которых принято относить к «равноудаленным»,
но и страны, входящие в более тесные экономические
и политические союзы в рамках Содружества,
– к примеру, участники «пятерки» или
ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова).
Беларусь
последовательно соблюдает все достигнутые
в рамках Содружества договоренности.
В стране завершены все внутринациональные
процедуры, связанные с формированием
зоны свободной торговли.
На современном этапе интересы Беларуси
заключаются, прежде всего, в создании
полноценной зоны свободной торговли
государств-участников Содружества, необходимой
с точки зрения формирования в СНГ полноценной
рыночной инфраструктуры, перехода к более
высоким ступеням хозяйственного сотрудничества,
развития в будущем общего экономического
пространства, основанного на свободном
перемещении товаров, услуг, рабочей силы
и капиталов.
Доминантой политики СНГ и сегодня, и на
перспективу должно стать формирование
реального интеграционного сообщества
постсоветских республик при максимальном
использовании возможностей политического
и экономического взаимодействия с формирующимися
мировыми полюсами влияния.
Республика Беларусь последовательно
выступает за развитие процесса военно-политической
интеграции в рамках Договора о коллективной
безопасности (ДКБ) государств-участников
СНГ, объединяющем сегодня Беларусь, Россию,
Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан.
Территория РБ в современных
границах сложилась в
По прогнозам ООН в XXI веке сохранится
большая потребность в энергетических
ресурсах, в первую очередь, в газе. Он
является важнейшим энергетическим источником
для Западной Европы. Этим объясняется
наличие многочисленных проектов строительства
и расширения газотранспортных сетей.
Эти проекты позволяют создать новые формы
взаимозависимости на общеевропейском
уровне: Страны Западной, Центральной
и Восточной Европы, которые являются
основными потребителями этого вида топлива,
сотрудничают со странами – производителями
и странами транзита. А ведь именно через
Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы.
С этой точки зрения Беларусь является
связующим звеном между Западом и Востоком.
Перспективы сотрудничества объединенной
Европы и Республики Беларусь видятся
в постепенной подготовке белорусов к
индивидуализму и демократии через промежуточные
формы экономической и политической жизни.
Немаловажным
фактором интеграции Беларуси с объединенной
Европой видится и сотрудничество на микроуровне
– между общественными организациями
и партиями, университетами и общественными
движениями, предприятиями и школами.
Формирование гражданского общества должно
начинаться с формирования новой психологии
каждого. А она, в свою очередь, не может
возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество
объединенной Европы и Беларуси, несмотря
на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую
для Запада государственную политику,
следует продолжать со смещением центра
тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.
Смысл процессов глобализации
заключается в быстром и эффективном вхождении
в быстро развивающиеся всемирные рыночные
отношения, мировые информационные и коммуникативные
сети, что дает возможность на более высоком
уровне осуществлять экономические, финансовые
и иные процессы и трансферты. По характеру
экономических, культурных и геополитических
измерений, Беларусь является европейской
страной. Интеграция Беларуси в мировое
сообщество будет осуществляться как
вхождение в европейское цивилизационное
пространство. Значительную роль при этом
будут играть и субрегиональные коммуникации,
развитие отношений с соседними странами:
Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.
Особенностью
интеграции в мировую экономику для Беларуси
является интеграция в Европейское сообщество.
Именно это обстоятельство значительно
воздействует на развитие внешних факторов
жизни страны. Исторической ловушкой можно
назвать и то, что после горбачевской эпохи
разрушения границ и стен, Беларусь оказалась
перед условным выбором, который не является
условным в практическом смысле. Это выбор
между Россией и ЕС. Мы попали в специфическую
ловушку, когда ценности прошлого и будущего
становятся предметом политического торга
и геополитических спекуляций.