Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:15, реферат
Цель: рассмотреть акустический каротаж как один из методов решения задач геологии и геофизики.
Задачи: изучить физические основы метода, аппаратуру, способы интерпретации данных и оценить значение для геофизики в целом.
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЬЕКТЫ И ЗАДАЧИ АК 5
I. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАРОТАЖА 7
1.1 Излучение звука в скважине 9
1.2 Плоские волны 12
1.3 Сферические волны 14
II. АППАРАТУРА АКУСТИЧЕСКОГО КАРОТАЖА 17
2.1 Станция ЛАК 18
2.2 Станция АСКУ 19
2.3 Аппаратура волнового акустического каротажа ВАК-8 21
III. Обработка результатов измерений 24
3.1 Интерпретатор ГИС 24
3.2 Редактор ВАК 25
3.3 ГидраТест 26
IV. Определение коллекторских свойств пород методом акустического каротажа 28
4.1 Определение пористости по данным АК 30
4.2 Определение Кп по уравнению среднего времени 30
4.3 Определение процентного состава сложного пористого агрегата 32
4.4 Определение водонасыщенности 32
4.5 Определение типа заполнителя пор и границ продуктивных пластов 33
4.6 Выявление коллекторов нефти, газа и зон трещиноватости по АК затухания 33
4.7 Определение внутрипоровой жидкости коллектора 35
4.8 Оценка фильтрационных свойств коллекторов 36
4.9 Акустический каротаж цементного кольца 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
4.8 Оценка фильтрационных свойств коллекторов
Обычно фильтрационные свойства
пород характеризуются
Определение абсолютной величины коэффициента фильтрации может быть произведено по уравнению, где проницаемость и величина напора потока могут быть оценены по данным АК, электрокаротажа и ГК указанными выше способами.
Относительные изменения для толщи однородных пород могут быть определены исключительно по данным АК [2], абсолютная величина коэффициента фильтрации связана с величиной открытой пористости
выражением
где В — постоянная, зависящая от свойств породы и заполняющей жидкости.
Относительная фильтрация
где — фильтрация измеряемого пласта; — фильтрация пласта, принятая за единицу; ки. —коэффициент открытой пористости соответственно в эталонном и измеряемом пластах.
Величину предлагается определять по данным измерения скорости акустическим каротажем в обводненных скважинах и результатам измерения скорости на сухом керне по уравнению среднего времени:
где — скорость в обводненной породе по данным АК— в сухом керне; — в жидком порозаполнителе; — в воздухе. Надежность определения описанным выше способом была проверена на песчаниках и алевритах Нурекской ГЭС и известняках Бзыбской и Ингурской ГЭС [2].
Круг задач, на решение
которых первоначально был
Обычно при бурении в скважину опускают колонну обсадных труб и цементируют ее путем нагнетания цементного раствора и продавливапия его в кольцевое пространство между обсадными трубами и стенками скважины. Необходимое количество цементного раствора определяют предварительным расчетом, исходя из площади сечения кольцевого пространства и желаемой высоты подъема раствора. Закачанный цементный раствор в течение нескольких часов затвердевает, после чего возобновляются бурение и прочие операции в скважине. Крепление и цементирование скважин производятся со следующими целями:
В СССР тампонажные смеси приготавливаются главным образом с использованием портландцементов (ГОСТ 1581—63), являющихся разновидностями строительных портландцементов и получаемых в результате обжига известняка и глины при температурах порядка 1450° С. При любом виде цементации важно создать надежную связь между цементным кольцом, породами, пройденными скважиной, и наружной поверхностью обсадных труб. При контроле качества цементирования обсадной колонны необходимо определять:
а) высоту подъема цементного кольца, которая может отличаться от расчетной вследствие наличия каверн, поглощения цемента пластами и др.;
б) толщину цементного кольца по сечению скважины, выявление карманов, заполненных глинистым раствором;
в) степень прихвата цементного кольца к породам и обсадной колонне;
г) участки некачественного кольца при ремонтно-изоляционных работах на скважине с минимальной трудоемкостью и стоимостью исследований.
До внедрения АК надежно определять степень схватывания цемента не удавалось. Для определения высоты подъема цементного кольца применялся температурный каротаж. Уровень кольца отбивался по скачку температур против цемента, связанному с выделением тепла при схватывании. Этот метод наиболее эффективен на ранней стадии схватывания цементного раствора и должен проводиться сразу же после закачки. Вследствие ряда причин (отсутствие резкой границы бурового раствора и цемента в затрубном пространстве, теплообмена и т. п.) изменение температуры может быть довольно плавным, что снижает точность наблюдения. В ряде случаев (области с малой геотермической ступенью, цементирование нижней части разреза, характеризуемой высокими температурами) отбивка уровня цемента сильно затрудняется. Кроме того, большое влияние на точность оказывает литологический состав пород. Так, в глинистых породах цемент отбивается более резко в связи с увеличением диаметра скважины, в песчаных — хуже, так как при прочих равных условиях теплопроводность их выше, и т. п.
Более надежно высота подъема цемента, а также распределение его в затрубном пространстве отбиваются с помощью гамма- каротажа при добавлении в цементные смеси радиоактивных изотопов и измерении интенсивности гамма-излучения до и после цементажа.
Ошибки при использовании
этого метода могут быть связаны
с вымыванием изотопов из цементного
раствора, оседанием первой порции
активированного цемента в
Характерным недостатком метода является малая глубина исследования и относительно большая стоимость. Однако оба метода не дают сведений о качестве сцепления цементного кольца с колонной и породами, знание же их необходимо для успешной эксплуатации продуктивных нефтегазоносных горизонтов [2]. Наиболее успешно эти задачи решаются методом акустического каротажа цементного кольца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Акустический каротаж — сравнительно новый метод, который в короткий срок получил широкое распространение во многих странах мира (СССР, США, Франция, Польша и др.). Этому немало способствовала обширность круга вопросов, решаемых с помощью АК. Акустический каротаж может применяться как при поисково-разведочных работах, так и на стадии эксплуатации. Наибольший эффект метод дает в нефтегазоносных районах. В комплексе с другими каротажными методами АК позволяет получить не только качественную характеристику изучаемого разреза, но и количественные данные о коллекторских свойствах исследуемых пород. При совместной интерпретации данных ЭК, НГК, ГК, ГГК, СК и АК удается добиться точности определения величин пористости, проницаемости и других до 1—5%, в то время как в отсутствии АК погрешности достигали 50% и более. Наиболее теоретически обоснованным является АК, измеряющий величины скорости (времени), поэтому в количественной интерпретации опираются главным образом на результаты этого вида АК. Акустический каротаж по затуханию до сих пор не имеет строгой теории, которая позволила бы использовать его данные для расчетов, плохо изучены причины погрешностей измерения величины затухания. Все это пока заставляет рассматривать указанную модификацию АК как чисто качественную. Поэтому можно предполагать, что дальнейшее развитие АК пойдет по пути усовершенствования аппаратуры и теоретического обоснования АК по затуханию. Комплексное использование не только кинематических, но и динамических характеристик принимаемых сигналов повысит точность определения коллекторских свойств пород и расширит области применения АК. Кроме того, очевидно, будут продолжены работы по созданию аппаратуры АК для обсаженных скважин и теории для интерпретации получаемых записей.
Уже сейчас АК успешно применяется
во многих странах. Успех его объясняется
большим экономическим
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК