Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, реферат
В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.
Большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу.
Пигмеи ограничивались передниками из кожи или травы. Ныне она практически вытеснена одеждой европейского типа. В Заире и Конго народной одеждой считаются легкие брюки и рубаха с открытым воротом и короткими рукавами у мужчин из легкой одноцветной ткани и длинные платья или юбки с блузами из ярких многоцветных тканей у женщин.
В Центральной Африке встречается и квадратное в плане и круглое жилище. Первый тип характерен для ряда народов бассейна реки Конго (конго, куба и др.), второй - более распространен. Строительный материал - глина или камень на севере региона; дерево, циновки для стен, тростник, травы и пальмовые листья. В условиях переложного земледелия и достаточных свободных земель преобладало хуторское поселение. Ныне они становятся более компактными. Наиболее типичная планировка поселений - кругового плана с открытой площадкой посреди деревни. На ней обычно росло старое дерево, строился открытый навес, где работали ремесленники и собирались члены общины.
Большинство народов Центральной Африки сохраняет местные традиционны верования. Вера в духов природы, культ предков фетишизм, вера в магию колдовство, талисманы и обереги еще сильна. У народов, создавших в доколониальную эпоху собственные государства (конго. куба, лунда, луба), сложился культ священного правителя. Однако ни у одного народа Центральной Африки не развился политеизм. Вес верования сохраняли локальный характер и не выходили за пределы расселения одного народа. Почти у всех народов Центральной Африки, исповедующих местные традиционные культы, есть представление о создателе мира - его называют Нзамби. .
Ислам распространен по окраинам региона - на севере, крайнем востоке в юго-востоке и играет в жизни народов Центральной Африки незначительную роль. Исключение составляют Чад и Камерун.
Христианство еще на рубеже XV-XVI вв. стало государственной религией в Конго, однако после распада государства Конго в начале XVIII в- лишилось опоры и практически исчезло. В период колониального раздела Африки в регионе в результате работы католических и протестантских миссий вновь появились христиане. Самый больший процент христиан - в Габоне, Заире ,Камеруне, Конго, Анголе .
Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика .
Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные нередко как народы банту (конго, зулу , коса, свази, тсвана). В расовом отношении население Южной Африки представлено негроидной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населении.
Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. На земледельческих областях основными культурами являются сорго, сезам, личная пальма, корнеплоды маниока и яме, просо, кукуруза, рис. В их восточной части, где климат более сухой, главные культуры составляют просо, сорго, бобовые, кукуруза, ячмень, корнеплоды. Европейцы ввели здесь плантационные культуры: хлопок, кофе. чай, табак, сизаль. В прошлом была распространена подсечно-огневая система земледелия, теперь распространяются техника чередования культур, внесения удобрений и другие методы, что вызывается нехваткой земли, годной под обработку.
В саванне и полупустынях к югу от реки Замбезь, где обитают такие крупные народы, как зулу, коса, суто, тсвана, свази, сравнительно недавно было распространено скотоводство древнего номадного типа. Местное население разводило крупный и мелкий рогатый скот. Все подвижные скотоводческие народы занимались еще в разной степени и обработкой земли. К настоящему времени скотоводство в регионе приобрело форму отгонно- пастбищного, что было вызвано сокращением когда-то обширных пастбищных территорий из-за захвата земель европейскими колонистами. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.
Народы банту до прихода европейцев были знакомы с металлургией. Кузнечное ремесло развито издавна у многих народов Южной Африки. Правда, теперь кузнечество основано на переработке привозного железного лома.
Жилищами служат в центральных областях прямоугольные в плане хижины с двускатной крышей. В восточных распространен тип тукуля - круглой хижины с конусообразной соломенной крышей. Наиболее распространен у народов Южной Африки тип поселения в виде «крааля»: в его центре располагается загон для скота, вокруг него ставят хижины, зернохранилища (ямы, обмазанные изнутри глиной или плетеные большие корзины из ветвей и соломы на помостах), места для очага. 'этот жилой комплекс обносится забором из колючего кустарника.
Одежда населения тропических областей состоит из набедренных повязок, передников, юбок из хлопчатобумажных тканей, кожи, лубяной материи.
У
большинства африканских
Основная
социальная единица - сельская община,
владеющая землей. Каждый член общины
получает для своей семьи в
пользование надел. Уже давно
развивается частная
На общий ход развития культуры народов Южной Африки оказали сильнейшее влияние древние миграции больших масс населения, двигавшихся по всему континенту. Есть основания полагать, что некогда бушмены и готтентоты населяли всю Южную и значительную часть Восточной Африки.
Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками - их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С. появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же. как камень. Иногда они выменивали у соседей - готтентотов и банту железные наконечники. Единственная одежда бушменов - набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц. Из нее же делали бусы. Из растительной (оломы изготовляли мелкие мешочки и корзиночки. Основное занятие мужчин -охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников.
У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды.
Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.
В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи нс умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от Конго.
Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окруща ющих народов негроидной расы.
В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населена» всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры), метисы и англоафриканцы.
Более
четверти населения Южной Африки
придерживается традиционных систем верований.
Христианство распространено среди
половины населения - европейцев. метисов
и части коренных африканцев. 70% индопакистанцев
– индуисты, 30% - мусульмане.