Западная Африка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.

Большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу.

Работа содержит 1 файл

Западная африка.docx

— 30.69 Кб (Скачать)

     Пигмеи  ограничивались передниками из кожи или травы. Ныне она практически  вытеснена одеждой европейского типа. В Заире и Конго народной одеждой считаются легкие брюки  и рубаха с открытым воротом и  короткими рукавами у мужчин из легкой одноцветной ткани и длинные  платья или юбки с блузами из ярких  многоцветных тканей у женщин.

   В Центральной Африке встречается  и квадратное в плане и круглое  жилище. Первый тип характерен для  ряда народов бассейна реки Конго (конго, куба и др.), второй - более распространен. Строительный материал - глина или камень на севере региона; дерево, циновки для стен, тростник, травы и пальмовые листья. В условиях переложного земледелия и достаточных свободных земель преобладало хуторское поселение. Ныне они становятся более компактными. Наиболее типичная планировка поселений - кругового плана с открытой площадкой посреди деревни. На ней обычно росло старое дерево, строился открытый навес, где работали ремесленники и собирались члены общины.

     Большинство народов Центральной Африки сохраняет местные традиционны верования. Вера в духов природы, культ предков фетишизм, вера в магию колдовство, талисманы и обереги еще сильна. У народов, создавших в доколониальную эпоху собственные государства (конго. куба, лунда, луба), сложился культ священного правителя. Однако ни у одного народа Центральной Африки не развился политеизм. Вес верования сохраняли локальный характер и не выходили за пределы расселения одного народа. Почти у всех народов Центральной Африки, исповедующих местные традиционные культы, есть представление о создателе мира - его называют Нзамби.                        .

     Ислам распространен по окраинам региона - на севере, крайнем востоке в  юго-востоке и играет в жизни  народов Центральной Африки незначительную роль. Исключение составляют Чад и  Камерун.

   Христианство  еще на рубеже XV-XVI вв. стало государственной  религией в Конго, однако после распада  государства Конго в начале XVIII в- лишилось опоры и практически исчезло. В период колониального раздела Африки в регионе в результате работы католических и протестантских миссий вновь появились христиане. Самый больший процент христиан - в Габоне, Заире ,Камеруне, Конго, Анголе .

    Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика .

    Значительную  часть автохтонного населения региона  составляют народы языковой подгруппы  бенуэ-конго, известные нередко как народы банту (конго, зулу , коса, свази, тсвана). В расовом отношении население Южной Африки представлено негроидной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населении.

     Исторически в Южной Африке сформировались два  основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. На земледельческих областях основными культурами являются сорго, сезам, личная пальма, корнеплоды маниока и яме, просо, кукуруза, рис. В их восточной части, где климат более сухой, главные культуры составляют просо, сорго, бобовые, кукуруза, ячмень, корнеплоды. Европейцы ввели здесь плантационные культуры: хлопок, кофе. чай, табак, сизаль. В прошлом была распространена подсечно-огневая система земледелия, теперь распространяются техника чередования культур, внесения удобрений и другие методы, что вызывается нехваткой земли, годной под обработку.

В саванне  и полупустынях к югу от реки Замбезь, где обитают такие крупные народы, как зулу, коса, суто, тсвана, свази, сравнительно недавно было распространено скотоводство древнего номадного типа. Местное население разводило крупный и мелкий рогатый скот. Все подвижные скотоводческие народы занимались еще в разной степени и обработкой земли. К настоящему времени скотоводство в регионе приобрело форму отгонно- пастбищного, что было вызвано сокращением когда-то обширных пастбищных территорий из-за захвата земель европейскими колонистами. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

     Народы  банту до прихода европейцев были знакомы с металлургией. Кузнечное ремесло развито издавна у многих народов Южной Африки. Правда, теперь кузнечество основано на переработке привозного железного лома.

     Жилищами  служат в центральных областях прямоугольные  в плане хижины с двускатной крышей. В восточных распространен тип тукуля - круглой хижины с конусообразной соломенной крышей. Наиболее распространен у народов Южной Африки тип поселения в виде «крааля»: в его центре располагается загон для скота, вокруг него ставят хижины, зернохранилища (ямы, обмазанные изнутри глиной или плетеные большие корзины из ветвей и соломы на помостах), места для очага. 'этот жилой комплекс обносится забором из колючего кустарника.

     Одежда  населения тропических областей состоит из набедренных повязок, передников, юбок из хлопчатобумажных тканей, кожи, лубяной материи.

     У большинства африканских народов  Южной Африки сохраняется отцовский  счет родства, однако в тропических  областях встречаются общества и  с материнским счетом. Большая  патриархальная семья мало где сохранилась. Минимальная социальная ячейка - малая  индивидуальная семья. Наибольшая структурная  социальная общность - племя.                                        

     Основная  социальная единица - сельская община, владеющая землей. Каждый член общины получает для своей семьи в  пользование надел. Уже давно  развивается частная собственность  на особые ценные участки или участки единолично отвоеванные у леса под посадку плантационных культур. Углубляется социальное и имущественное расслоение. Патриархальные отношения находятся процессе активного разложения. На традиционные формы жизни народов оказали сильное воздействие довольно раннее проникновение сюда товарно-денежных отношений.

     На  общий ход развития культуры народов  Южной Африки оказали сильнейшее влияние древние миграции больших масс населения, двигавшихся по всему континенту. Есть основания полагать, что некогда бушмены и готтентоты населяли всю Южную и значительную часть Восточной Африки.

   Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький  лук и стрелы с каменными наконечниками - их основное оружие, облик которых  восходит к эпохе верхнего палеолита. С. появлением европейцев бушмены стали  изготовлять наконечники стрел  из бутылочного стекла, обивая его  так же. как камень. Иногда они выменивали у соседей - готтентотов и банту железные наконечники. Единственная одежда бушменов - набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц. Из нее же делали бусы. Из растительной (оломы изготовляли мелкие мешочки и корзиночки. Основное занятие мужчин -охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников.

   У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике, за что и получили свое этническое название от голландцев. Бушмены постоянно воевали с готтентотами, теснившими их в пески Калахари, и с народами банту.  В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Локальная группа передвигается по определенной территории пока там есть пища. В сухое голодное время года группы дробятся на ячейки по 10-12 человек, так как так легче прокормиться, во главе с опытным охотником, и бродят в поисках пищи и воды.

   Охотничий культ был основой духовных представлений  бушменов. В их картине мира главное место занимали силы природы - солнце, луна, звезды.

   В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи нс умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия Наиболее крупная группа пигмеев батва (бачва) рассредоточена к югу от Конго.

     Первобытный характер культуры пигмеев резко  выделяет их среди окруща ющих народов негроидной расы.

     В Южной Африке живет около 80% европейского и 70% азиатского населена» всех стран континента. Среди них европейцев большая часть - африканеры (буры), метисы и англоафриканцы.

     Более четверти населения Южной Африки придерживается традиционных систем верований. Христианство распространено среди  половины населения - европейцев. метисов и части коренных африканцев. 70% индопакистанцев – индуисты, 30% - мусульмане.                                                     

Информация о работе Западная Африка