Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:16, реферат
В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.
Большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу.
Западная африка
В регион Западной Африки входит население Бенина, Буркина Фасо, Гамбии ,Ганы Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Кабо-Верде , Кот д'Ивуар , Либерии , Мали, Нигера, Нигерии , Сенегала , Сьерра-Леоне , Того.
Большинство народов Западной Африки относится к большой негроидной расе, формирование которой, по-видимому, проходило в бассейнах рек Нигера и Конго. Большая пестрота этнолингвистической карты Западной Африки - результат длительного исторического развития региона. Постепенно «высыхание» Сахары привело к значительным переселениям народов к югу и юго-западу. Вовлечение Западной Африки в европейскую работорговлю также внесло заметные изменения н этническую карту региона. Языки афразийской семьи представлены берберским языком и языками чадской группы. Большинство же принадлежат к нигеро-кордофанской семье, к нигеро-конголезской группе. На языках нило-сахарской семьи говорят в Чаде, Нигере.
Скотоводческие народы Западной Африки разводят крупный рогатый скот, главным образом короткорогие породы. Повсюду выпас крупного рогатого скота сочетается с выпасом коз и овец. В засушливых зонах распространено верблюдоводство, Кочевым скотоводством продолжают заниматься, в частности, фульбе-бороро, тогда как большая часть фульбе, расселившихся по Западной Африке от Сенегала до Камеруна, перешла к отгонному скотоводству, Общие черты скотоводческого хозяйства: отсутствие выраженной мясной и молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность. Для скотовода скот - главное достояние и основа его существования. Это самая высокая ценность, и количество его определяет место человека в обществе. Скот также - одежда, обувь, утварь из кожи и шерсти, пища: молоко и реже мясо. Режут скот редко, по поводу рождения, свадьбы, посещения наиболее уважаемых гостей. Перекочевки скота сезонные. Они связаны с обеспеченностью пастбищами и водой, а также с движениями в зависимости от сухого и влажного сезона мухи цеце.
После окончания сезона дождей и уборки урожая (кукурузы и проса) фульбе уводят свои стада к югу и проводят там сухое время года. На этот период строятся легкие временные жилища, а в основных поселениях остаются старики и дети. С началом дождей скотоводы возвращаются на север, с тем чтобы к началу полевых работ оказаться на месте.
Земледельцы
возделывают и местные и
Традиционное
африканское земледелие было сосредоточено
на производстве пищевых продуктов
в размерах, необходимых лишь для
пропитания. Технические культуры —
хлопок, индиго - возделывали немногие
народы. По использованию
В наши дни нет возможности осуществлять перелог, падает плодородие почвы, не успевая восстанавливаться, падает и урожайность. В колониальный период много земель было занято под экспортные культуры (прежде всего арахис). Будучи привязаны к мировому рынку, и современные страны Западной Африки вынуждены продолжать занимать земли под эти культуры, иногда даже в ущерб продовольственным. Кроме трудоемких работ по подготовке поля, все остальное - дело женщин, Они же занимаются сбором плодов и листьев дикорастущих деревьев. Влажные южные районы вдоль Гвинейского залива занимают народы, основными сельскохозяйственными культурами у которых являются клубневые и корнеплоды, масличные пальмы, карите, малагета. Народы Гвинеи, Сенегала, Ли-перии, Сьерра-Леоне еще в средневековье торговали гвинейским перцем - эти районы на европейских картах отмечались как Перечный берег.
Для пищи земледельческих народов сухих саванн типична кухня, где основой пищевого рациона являются зерновые. Самое главное блюдо - жидкая просяная каша «фура», которую едят с молоком, и «туво» - каша из сорго. Эти каши дополняются острыми приправами и подливами с солью, чесноком, помидорами, перцем. У иоруба популярен луковый суп с перцем, рыбой, курицей.
Пища скотоводческих народов немногим более разнообразна, в основном счет молока и молочных продуктов.
Наиболее искусные ткачи Западной Африки - хауса. Они не только снабжал своими хлопчатобумажными тканями другие народы этого региона, но и продавал в Северную Африку. Виды тканей были разнообразны. яркие, полосатые. Фульбе, туареги, хауса - искусные кожевники. Они изготовляли больший кожаные сумки, переплеты для них, пояса, седла, сандалии, высокие сапоги для верховой езды. мешки для перевозки тяжестей и т.п. Кожевники хауса, работающие и ныне, достигли большого мастерства в обработке кожи. Окрашенный и красные, зеленые, желтые цвета, тонко выделанный сафьян был издавна К остается одним из важных товаров для Северной Африки.
Традиционная верхняя мужская одежда хауса - шаровары и длинная свободная рубаха с большим вышитым карманом на левой стороне груди. Поверх нее носят свободное широкое одеяние без рукавов, но сшитое по бокам. Традиционные цвета - от бледно-голубого до темно-синего.
Одно
из самых развитых и древних ремесел
- металлургия и обработка
Тип жилища зависит от хозяйственной деятельности, от этнических предпочтений и от строительного материала. Кочевники пустыни и сахеля сооружают легкие переносные жилища, крытые шкурами, циновками или ковровыми тканями. В районах полупустынь и земледельцы, и оседлые или полуоседлые скотоводы районе саванн - дерево: а для покрытия крыш - стебли проса, хлопка и друг растении; в лесных районах основными материалами являются пальма, рафия, бамбук, листья банана и фикусовых. Основную работу по постройке до нынолняют мужчины, а завершают (покрывают листьями или соломой) женщины
Клан - довольно крупная группа родственных семей, сохраняющих память об общем предке, в него входит несколько линиджей-более мелких групп. Родство чаще считается по мужской линии, но у ряда народов Гвинейского побережья сохраняется материнский счет родства. И в том, и в другом случае существуют строгие брачные запреты на союзы между родственниками до пятого—седьмого колена. Сохраняются сорорат, левират, отношения «шуточного родства», традиционные полигамные семьи, официально вытесняемые у христиан моногамными. Свадьба - результат договора семей, а то и кланов. Отец или дядя (в матрилинейных обществах) жениха выплачивает выкуп (у скотоводов - скотом, у земледельцев и горожан чаще в денежной форме).
Значительное число жителей Западной Африки сохраняют традиционные верования. Распространены культ предков, племенные культы, вера в духов природы, фетишизм. Некоторые народы знали и довольно развитые политеистические религии. До наших дней существует политеизм у акан (Кот д'Ивуар и Гана) с сонмом богов во главе с небесным божеством Ньяме. Наиболее развит пантеон у йоруба. У них выделились великие боги: господин неба Олорун, господин земли Обатала, бог воды Олокун, богиня домашнего очага Олораза, бог железа и войны Огун. В наши дни вера в них трансформируется и модифицируется. У народов, создавших в доколониальный период государства (ашанти, йоруба.), складывался культ священного правителя, формировалось жречество. До наших дней сохранились тайные союзы: мужской Поро и женский Бунду у народов Либерии, Сьерра-Леоне. Широко распространена вера в магию, обереги, талисманы. Местных традиционных культов придерживается большинство населения Либерии, Кот д'Ивуара,Буркина Фасо и Ганы. Ислам в Западной Африке имеет длительную историю. Ислам здесь не столь ортодоксален, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке, он впитал и множество элементов традиционных верований. Мусульмане Западной Африки - сунниты. Они живут в основном в сахельской зоне и на западе региона. В таких странах, как Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали, Нигер, мусульмане составляют подавляющее большинство населения. В Нигерии почти половина жителей.
В регионе также представлены разные направления христианства; католичество. протестантизм: евангелизм. англиканство. После второй мировой войны активно (особенно католиками) проводится «африканизация» церкви, Преобладание католиков или протестантов в христианском населении той или иной страны исторически связано с ее колониальным прошлым: бывшие колонии Франции имеют больше католиков, Англии - протестантов.
Центральная африка
К Центральной Африке традиционно относят территорию Габона, Заира, Камеруна, Конго, Сан-Томе и Принсипи, Центрально-Африканская Республики, Чада, Экваториальной Гвинея.
Большинство населения стран, входящих в Центральную Африку, принадлежит к большой негроидной расе. В северных районах у отдельных народов в той или иной степени заметна примесь европеоидности.
Этнолингвистическая карта Центральной Африки однороднее, чем Западной Африки. Большинство народов говорят на языках бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской языковой семьи (известной как банту). На севере распространены языки афразийскои семьи , нило-сахарская семья языков представлена сахарской группой, шари-нильской группой. Все языки региона (за исключением канури) до недавнего времени были бесписьменными. Ныне разработана письменность на основе латинской графики. Большое распространение получил ряд языков межэтнического общения. На севере это хауса, в центре региона - лингала, в восточных областях Заира -кингвана, один из диалектов суахили.
Народы Центральной Африки занимаются как присваивающим хозяйством (пигмеи), так и производящим - земледелием и частично (на севере региона) скотоводством. В традиционном хозяйстве преобладали экофильные черты: у охотников запрещалось убивать без нужды животных; земледельцы следили за восстановлением плодородия почвы; скотоводы разрабатывали твердые маршруты перекочевок, следили за сохранностью пастбищ и колодцев. С введением монокультур в сельское хозяйство колоний Африки, появлением частной собственносги на землю, демографическим давлением, приведшими к невозможности перелога, экологическая ситуация ухудшилась. Интенсивно идет опустынивание, падает плодородие почвы, вырубаются леса.
Пигмеи представляют собой особый охотничье-собирательский ХКТ. Когда-то пигмеи занимали обширные пространства Центральной Африки, но были оттеснены. Охота - мужское занятие у пигмеев, собирательство - женское. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни - группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать вновь в другом составе в зависимости от обеспеченности территории дичью. Наследование и счет родства идут но мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право пигмеев экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище; рубка деревьев; загрязнение проточной воды. Самая суровая кара - изгнание, запрещение охотиться вместе с группой.
С высокорослыми соседями они связаны отношениями серважа.. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остаются пигмеи в бесссйне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь.
Большинство народов Центральной Африки занимается мотыжным земледелием экваториального пояса. Здесь возделываются и зерновые: просяные культуры, кукуруза; но на первое место все же выдвигаются корнеплоды и клубневые: ямс, таро, кассава. Широкое распространение имеют и бобовые (фасоль, арахис), огородные культуры (в том числе огурцы и тыквы), фруктовые деревья и пальмы (кокосовая и масличная), дерево кола, цитрусовые, бананы. В традиционном земледелии существовала разработанная система и целый цикл смены растений на одном поле. Дифференциации сельскохозяйственных орудий (как у хауса в Западной Африке) здесь не знают. Главное орудие для обработки земли и ухода за посевами-мотыга, вид которой варьируется от народа к народу. Легальные виды работ в земледелии лежат на плечах женщин.
Традиционно использовали чередование культур или, чаще, одновременное высаживание нескольких - так повышалось плодородие почвы, поля меньше засорялись сорняками, повышалась устойчивость к вредителям.
Народы
Центральной Африки славятся деревянной
скульптурой. У народов этого
региона не существовало столь разнообразного
литья металла, как в Западной
Африке, но кузнечное дело было также
почетным распространенным ремеслом.
Юго-восточные области Заира
Основой пищи пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или кусками запекают в золе очага. Так же готовят крупные клубни и кпрни, некоторые сорта бананов, которые нельзя есть сырыми. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц - заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, затем его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный напиток -вода.
У
земледельцев экваториального пояса
главное место в пищевом