Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:34, реферат
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.
Микеланджело
был художником иного склада. Нежели
его великие современники—
В долгой и безотрадной жизни Микеланджело был только один период, когда ему улыбнулось счастье, — это когда он работал для папы Юлия ll. Микеланджело по-своему любил этого грубоватого папу-воина, обладавшего совсем не папскими резкими манерами. Он не сердился даже тогда, когда старик-папа врывался в его мастерскую или Сикстинскую капеллу и, изрыгая проклятия, торопил художника с работой, чтобы иметь возможность еще перед смертью увидеть шедевры Микеланджело.
Гробница папы Юлия не вышла такой великолепной, как ее задумал Микеланджело. Вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой церкви св. Петра, куда она даже не вошла целиком, а отдельные ее части разошлись по разным местам. Но и в таком виде это по праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура—библейский Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Как сказал поэт, «пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой» По словам современников, «Моисей « Микеланджело, в самом деле, видел Бога.
По желанию
папы Юлия Микеланджело расписал потолок
Сикстинской капеллы в Ватикане
фресками, изображающими сотворение
мира. Микеланджело взялся за эту работу
неохотно, он в первую очередь считал
себя скульптором, Им он и был, это
видно даже по его живописи. На его картинах
господствуют линии и тела. Спустя 20 лет
на одной из стен этой же капеллы Микеланджело
написал фреску «Страшный суд» — потрясающее
видение о появлении на Страшном суде
Христа, по мановении руки которого грешники
рушатся в адскую бездну. Мускулистый,
геркулесоподобный гигант похож не на
библейского Христа, пожертвовавшего
собой ради блага человечества, а на олицетворение
возмездия античной мифологии, Фреска
раскрывает страшные бездны отчаявшейся
души, души Микеланджело.
Не более утешительно
и его последнее произведение,
над которым он работал 25 лет –гробница
Медичи в капелле церкви Сан Лоренцо
во Флоренции, Символические фигуры
на покатых крышках каменных саркофагов
в кажущихся неустойчивыми
В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы,
Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел в архитектуре. Строительство собора святого Петра после смерти Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте, он создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию,
Вазари оставил нам портрет Микеланджело - круглая голова, большой лоб, выдающиеся виски, надломленный нос (удар Торриджани), глаза, скорее маленькие, чем большие. Такая внешность не обещала ему успеха у женщин, К тому же он был сух в обращении, суров, необщителен, насмешлив. Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая поняла бы Микеланджело. Он встретил такую женщину, но слишком поздно, ему было тогда уже 60 лет. Это была Виттория Колонна, высокие таланты которой соединялись с широким образованием, изысканностью ума. Только в ее доме проявлял художник свободно свой ум и знания в литературе и искусстве, Обаяние этой дружбы смягчило его сердце. Умирая. Микеланджело сожалел, что не запечатлел поцелуя на ее лбу, когда она умирала,
Микеланджело
не имел ни учеников, ни так называемой
школы. Но остался целый мир, созданный
им.
Идеи гуманизма
- духовная основа расцвета искусства
эпохи Возрождения. Искусство Возрождения
проникнуто идеалами гуманизма, оно
создало образ прекрасного, гармонически
развитого человека. Итальянские гуманисты
требовали свободы для человека. Гуманизм
доказывал, что человек в своих чувствах,
в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит
никакой опеке, что над ним не должно быть
силой воли, мешающий ему чувствовать и
думать, как хочется. В современной науке
нет однозначного понимания характера,
структуры и хронологических рамок ренессансного
гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует
Возрожденные
на античной основе гуманитарные знания, включавшие
этику, риторику, филологию, историю, оказались
главной сферой в формировании и развитии
гуманизма, идейным стержнем которого
стало учение о человеке, его месте и роли
в природе и обществе. Это учение складывалось
преимущественно в этике и обогащалось
в самых разных областях ренессансной
культуры. Гуманистическая этика выдвинула
на первый план проблему земного предназначения
человека, достижения счастья его собственными
усилиями. Гуманисты по-новому подошли
к вопросу социальной этики, В решении которых
они опирались на представления о мощи
творческих способностей и воли человека, о
его широких возможностях построения
счастья на земле. Важной предпосылкой
успеха они считали гармонию интересов индивида
и общества, выдвигали идеал свободного
развития личности и неразрывно связанного
с ним совершенствования
Многие проблемы,
разрабатывавшиеся в
Гуманистическое
мировоззрение стало одним из
крупнейших прогрессивных завоеваний
эпохи Возрождения, оказавшим сильное
влияние на все последующее развитие европейской
культуры.
Используемый материал: фильмы BBC «Леонардо Да Винчи, Я хочу знать все»; «мировое искусство: Рафаэль»
www/bestreferat/ru; «Рим, Флоренция, Венеция- три жемчужины Италии»