Территория и границы России как фактор развития Российского государства

Автор: Алина Пупкова, 03 Сентября 2010 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на исследование и решение такой важной проблемы, как экономический рост, экономическое развитие и налоговая политика как фактор его развития. «Тема экономического роста и развития была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста.............................5
1. Понятие экономического роста, его показатели и факторы.............5
2. Государственное регулирование экономического роста................12
Глава 2. Налоговая политика и её влияние на экономический рост........15
2.1. Цели и принципы налоговой политики.............................................15
2.2. Инструменты налоговой политики и её воздействие на
экономический рост……...........………………….............................20
2.3. Взаимосвязь налоговой политики и экономического роста в свете
теории и практики...............................................................................24
Заключение....................................................................................................30
Список используемой литературы...............................................................32
Приложения...................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

КуРСоВАЯ6.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

       2.3. Взаимосвязь налоговой политики  и экономического роста в свете

       теории  и практики

       Главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

       «Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. Основой фискальной политики государства являются следующие положения.

       Рост  государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

       Снижение  государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение  государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом, мультипликатор государственных расходов равен 1/ MPS.

       Направленность  воздействия налогов на объем  производства, доходы и занятость  противоположна воздействию государственных  расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

       Повышение налогов снижает располагаемый  доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного  спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

       Как изменится потребление (С), если правительство  взимает:

       -  аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов.

       -  налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

       Введение  аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

       с   (2.1.)  до     (2.2.),

       где С1 – уровень потребления до введения налога;

       С2 – уровень потребления после  введения налога;

       С0 – уровень потребления при  нулевом доходе;

       МРС – предельная склонность к потреблению;

       Y – доход; 

       Т – налог.

       Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят  от уровня дохода. В этом случае, общая  сумма налоговых выплат равна t (Y), а величина располагаемого дохода:

           (2.3.) ,

       соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:

           (2.4.) .

       Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном  ВНП. Влияние введения налога на равновесный  ВНП (см. приложение 1, рис. 2)

       Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и  инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y – Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

       Снижение  налогов вызовет противоположный  эффект – объем производства будет  увеличиваться.

       Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину  , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

       Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при  увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

       Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и  на сбережение, поэтому изменение  ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.

       Отсюда: налоговый мультипликатор равен  отношению предельной склонности к  потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS):

           (2.5.)

       В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора  меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

           (2.6.)

       Итак, изменение ВНП в результате изменения  налогов равно величине этого  изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

           (2.7.)

       Подобно мультипликатору государственных  расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

       Следует отметить, что поскольку все государственные  расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора. » [5, c. 29-33]

       Изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправлено. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?

       Фискальная  политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных  налогов, приводит к эффекту сбалансированного  бюджета, суть которого состоит в  том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.

       Благодаря этим вычислениям можно количественно  рассчитать степень воздействия  налогообложения на экономический  рост в стране.

       «Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках. 
 
 
 
 
 

        Рис. 2.1.  Кривая Лаффера:

       

       

       

       

         
 
 
 
 
 

         

       На  кривой Лаффера отмечают следующие  критические точки:

       - ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

       - ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

       При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать: r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

       Если  ставка налога будет увеличиваться  по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых  поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a),  T(b)<T(a), поскольку при больших  ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

       Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается  в следующем: если экономика находится  справа от точки А (например в точке  В), то уменьшение уровня налогообложения  до оптимального (ra) в краткосрочный  период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку  возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику. » [3, с. 34-37]  

 

        Заключение 

       В настоящее время ведётся множество  споров о налоговой политике нашего государства, её настоящем состояние  и путях её развития для обеспечения максимального экономического роста. В этой работе были проанализированы теоретические основы экономического роста и налоговой политики. Были определены их цели, принципы, а также инструменты воздействия налоговой политики на экономику. Также была определена взаимосвязь между налоговой политикой и экономическим ростом в стране, найдены способы её расчёта.

       Налоговая система – один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального  и экономического развития. Поэтому  необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

       «Между налогами, налогообложением и экономическим ростом существует не прямая однозначная взаимосвязь, а довольно сложное опосредованное взаимодействие. Экономисты и политики развитых стран расходятся во мнениях по поводу того, как налоги влияют на рост экономики: соотношение показателей государственных расходов и экономического роста остается объектом острых споров. Государственные налоги (доходы), расходы и темпы экономического роста, которые определяются предложением факторов производства (труда и капитала) и эффективностью их использования, находятся в сложной взаимосвязи. Одни специалисты полагают, что для экономического роста нужно сокращать долю государственных расходов, снимая с экономики «бремя государственных налогов». Другие исходят из связи экономического роста с долей ВВП, перераспределяемой государством.

       Очевидно, что, с одной стороны, государственные  расходы способствуют экономическому росту (увеличение потребительского спроса), но с другой, по мере их роста усиливаются негативные признаки (снижение нормы сбережений и инвестиций, расширение теневого сектора и т.д.)

       Посредством налоговой политики можно обеспечить экономический рост, контроль над  инфляцией за счет снижения налогов, которые способствуют увеличению объема продукции. » [6, с.71-72]

       Экономический рост немыслим без высокоэффективной  налоговой политики. Сегодня эффективному использованию  налогообложения  в качестве фактора экономического роста препятствуют: нескорректированность уровня налогового бремени реального сектора экономики, которая не позволяет финансировать даже простое воспроизводство; фактический вывод из сферы налогообложения значительной части экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор); астрономическая сумма общей величины недоимок и неуплаченных санкций.

       Экономическому  росту, несомненно, способствовало бы решение проблемы упорядочения функциональной структуры налоговой системы. Особенно на это нужно обращать внимание в условиях кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

  1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. - М., БГЭУ,

             1997. – с.159

  1. Берман Б., Дж.Р. Эванс. Маркетинг. – М., 1990. - с.88
  2. Барулин С.В. Лафферовы эффекты в экономике современной

Информация о работе Территория и границы России как фактор развития Российского государства