Автор: Алина Пупкова, 03 Сентября 2010 в 14:14, курсовая работа
Данная работа направлена на исследование и решение такой важной проблемы, как экономический рост, экономическое развитие и налоговая политика как фактор его развития. «Тема экономического роста и развития была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста.............................5
1. Понятие экономического роста, его показатели и факторы.............5
2. Государственное регулирование экономического роста................12
Глава 2. Налоговая политика и её влияние на экономический рост........15
2.1. Цели и принципы налоговой политики.............................................15
2.2. Инструменты налоговой политики и её воздействие на
экономический рост……...........………………….............................20
2.3. Взаимосвязь налоговой политики и экономического роста в свете
теории и практики...............................................................................24
Заключение....................................................................................................30
Список используемой литературы...............................................................32
Приложения...................................................................................................33
2.3.
Взаимосвязь налоговой
теории и практики
Главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
«Изменение уровня налогообложения и государственных расходов в целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства. Основой фискальной политики государства являются следующие положения.
Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.
Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом, мультипликатор государственных расходов равен 1/ MPS.
Направленность воздействия налогов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.
Как изменится потребление (С), если правительство взимает:
- аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов.
- налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:
с (2.1.) до (2.2.),
где С1 – уровень потребления до введения налога;
С2 – уровень потребления после введения налога;
С0 – уровень потребления при нулевом доходе;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
Т – налог.
Другая,
более типичная, ситуация наблюдается,
когда налоговые изъятия
(2.3.) ,
соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:
(2.4.) .
Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП. Влияние введения налога на равновесный ВНП (см. приложение 1, рис. 2)
Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС х (Y – Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.
Снижение
налогов вызовет
Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .
Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS):
(2.5.)
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
(2.6.)
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:
(2.7.)
Подобно
мультипликатору
Следует
отметить, что поскольку все
Изменения налогов и государственных расходов действуют на экономику разнонаправлено. Тогда что же происходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?
Фискальная политика, предусматривающая равное увеличение налогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета, суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов и налогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.
Благодаря
этим вычислениям можно
«Исследую
связь между величиной ставки налогов
и поступлением налоговых средств в государственный
бюджет, американский экономист Артур
Лаффер показал, что не всегда повышение
ставки налога ведет к росту налоговых
доходов государства. Если налоговая ставка
превышает некую объективную границу,
то налоговые поступления начнут уменьшаться.
Лаффер доказал, что один и тот же по величине
доход в государственный бюджет может
быть обеспечен и при высокой и при низкой
налоговых ставках.
Рис. 2.1. Кривая Лаффера:
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
- ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать: r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a), T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Итак,
суть «эффекта Лаффера» заключается
в следующем: если экономика находится
справа от точки А (например в точке
В), то уменьшение уровня налогообложения
до оптимального (ra) в краткосрочный
период приведет к временному сокращению
налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном
периоде – к их увеличению, поскольку
возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской
деятельности, произойдет переход из «теневой»
в легальную экономику. » [3, с. 34-37]
Заключение
В
настоящее время ведётся
Налоговая
система – один из главных элементов
рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов
«Между налогами, налогообложением и экономическим ростом существует не прямая однозначная взаимосвязь, а довольно сложное опосредованное взаимодействие. Экономисты и политики развитых стран расходятся во мнениях по поводу того, как налоги влияют на рост экономики: соотношение показателей государственных расходов и экономического роста остается объектом острых споров. Государственные налоги (доходы), расходы и темпы экономического роста, которые определяются предложением факторов производства (труда и капитала) и эффективностью их использования, находятся в сложной взаимосвязи. Одни специалисты полагают, что для экономического роста нужно сокращать долю государственных расходов, снимая с экономики «бремя государственных налогов». Другие исходят из связи экономического роста с долей ВВП, перераспределяемой государством.
Очевидно, что, с одной стороны, государственные расходы способствуют экономическому росту (увеличение потребительского спроса), но с другой, по мере их роста усиливаются негативные признаки (снижение нормы сбережений и инвестиций, расширение теневого сектора и т.д.)
Посредством налоговой политики можно обеспечить экономический рост, контроль над инфляцией за счет снижения налогов, которые способствуют увеличению объема продукции. » [6, с.71-72]
Экономический рост немыслим без высокоэффективной налоговой политики. Сегодня эффективному использованию налогообложения в качестве фактора экономического роста препятствуют: нескорректированность уровня налогового бремени реального сектора экономики, которая не позволяет финансировать даже простое воспроизводство; фактический вывод из сферы налогообложения значительной части экономики (теневой сектор, сфера обращения и финансовый сектор); астрономическая сумма общей величины недоимок и неуплаченных санкций.
Экономическому
росту, несомненно, способствовало бы
решение проблемы упорядочения функциональной
структуры налоговой системы. Особенно
на это нужно обращать внимание в
условиях кризиса.
Список использованной литературы
1997. – с.159
Информация о работе Территория и границы России как фактор развития Российского государства