Территория и границы России как фактор развития Российского государства

Автор: Алина Пупкова, 03 Сентября 2010 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на исследование и решение такой важной проблемы, как экономический рост, экономическое развитие и налоговая политика как фактор его развития. «Тема экономического роста и развития была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического роста.............................5
1. Понятие экономического роста, его показатели и факторы.............5
2. Государственное регулирование экономического роста................12
Глава 2. Налоговая политика и её влияние на экономический рост........15
2.1. Цели и принципы налоговой политики.............................................15
2.2. Инструменты налоговой политики и её воздействие на
экономический рост……...........………………….............................20
2.3. Взаимосвязь налоговой политики и экономического роста в свете
теории и практики...............................................................................24
Заключение....................................................................................................30
Список используемой литературы...............................................................32
Приложения...................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

КуРСоВАЯ6.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

       Третья  форма налоговой политики – политика разумных налогов представляет собой  нечто среднее между первой и  второй формами. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременно реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

       В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае – это налоговая стратегия, во втором – налоговая тактика. Классификация налоговой политики в зависимости от длительности реализации ее целей: налоговая стратегия (разработка концепций и тенденций развития налоговой системы) и налоговая тактика (достижение целей конкретного этапа развития экономики).

       Налоговая стратегия направлена на решение  крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а так же социальной стратегий соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

       В отличие от налоговой стратегии  налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа  развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения  элементов налогового механизма. » [12, с. 544-551]

       Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика  представляет собой механизм решения  стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные  возможности для решения тактических задач.

       При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как "субъекты налоговой политики", "принципы формирования", "инструменты", "цели", "методы".

       «Субъектами налоговой политики в зависимости от государственного устройства выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, республики, входящие в Федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города, районы и другие). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. » [9, c. 544-551] Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

       Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.

       Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

       В целом указанные факторы обуславливают  основные направления налоговой  политики, ее социальный характер и  структурные элементы.

       Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризиса налоговая политика через использование указанных принципов способствует расширению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

       Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

       «Цели налоговой политики формируются под воздействием целостного ряда факторов, важнейшими из которых является экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязательствами государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

       Экономические цели – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

       Фискальные  цели – обеспечение потребности  всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.

       Социальные  цели – обеспечение государственной  политики регулирования доходов, перераспределение  национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

       Международные цели – выполнение международных  финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с  другими государствами. » [1, с. 496]

       Таким образом, можно увидеть, что налоговая политика способствует достижению множества целей, которые в конечном итоге влияют на экономический рост.

       2.2. Инструменты налоговой политики  и её воздействие на экономический  рост.

       «Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Именно он в настоящее время признан во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. » [1, с. 501] Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

       Участие государства в регулировании  экономики при проведении налоговой  политики осуществляется с помощью  таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

       Рис. 2.1. Основные инструменты регулирования налоговой политики:

            «Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от про- ведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

       Роль  налоговой ставки для осуществления  государственной политики состоит  в возможности использования  различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

       Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой.

       Наряду  с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

       Предоставляя  налогоплательщикам те или иные налоговые  льготы, государство прежде всего  активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические  процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве  постоянно развиваются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. 

       Использование налоговых льгот или преференций  является характерным примером прямого  воздействия на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

       Важным  элементом налогового механизма  являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

       Формирование  налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

       Безусловно, изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

       Налоговая политика государства имеет все  же относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

       В нашей стране налогообложение как  «фактор экономического роста» пока не стало предметом серьезного научного анализа. До сих пор не существует теории, с помощью которой можно было бы достаточно точно прогнозировать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития. Для повышения конкурентоспособности российской экономики, борьбы с инфляцией, обеспечения экономического роста необходимы действенные меры в области косвенного налогообложения – от снижения ставок налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и НДС до совершенствования порядка взимания НДС. 

       Функция налогового стимулирования экономического роста характеризуется такими критериями оценки ресурсоемкости, как размер налогового потенциала, уровень налоговой нагрузки на население и удельная налоговая нагрузка. » [7, с. 59-62]

       «Налоговая нагрузка – важнейший показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, его взаимодействие с бизнесом. Этим объясняется всеобщий живой интерес к налоговой нагрузке на экономику страны в целом и её определению на микроуровне. Она характеризуется долей налогов в ВВП, исчисляемой на базе показателей развития экономики страны.

       Сегодня очень важно по эффективной методике оценить, прежде всего, реальную налоговую  нагрузку конкретных налогоплательщиков, проанализировать её и на этой основе обозначить пути и способы более или менее равномерного распределения налоговой нагрузки между различными их категориями. » [5, с. 29-33] (см. приложение, рис. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Территория и границы России как фактор развития Российского государства