Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности освоения территории и заселения ее европейцами, создавшими государственное образование.
Выявить природные предпосылки развития и размещения хозяйства ЮАР.
Проанализировать отраслевую и территориальную структуру
промышленного и сельскохозяйственного производства.
Введение
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История формирования государства
2.2 Население южно-африканской республики
ГЛАВА 3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
3.1 Развитие горнодобывающей промышленности
3.2 Современное состояние обрабатывающей промышленности
3.3 Транспортная система
3.4 Сельское хозяйство
ГЛАВА 4 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение и выводы
Список литературы
Кузнецов А.П. в учебнике «Население и хозяйство мира» 2000г. рассказывает, что поскольку на большей части территории страны засушливый климат, только 15 % её площади пригодно для ведения сельского хозяйства. Однако, можно сказать, что в отличие от большинства других стран Африки, где происходит эрозия почв, эти 15 % используются с умом — с целью охраны почв и эффективного ведения сельского хозяйства используются передовые агротехнические достижения Южной Африки и ведущих стран мира. Это привело к удивительным результатам: ЮАР полностью обеспечивает внутренние продовольственные потребности, а также является одним из ведущих (а по некоторым параметрам и ведущим) поставщиков сельхозпродукции – страна экспортирует около 140 видов фруктов.
Гладкий Ю.П. в книге «Индустриализация и региональное развитие в Африке» 1997г. говорит, что Южно-Африканская Республика - это экономический гигант в масштабах Африканского континента. Страна располагает крупным сельскохозяйственным сектором и экспортирует 142 вида, овощей и фруктов в 40 стран мира. Сфера обслуживания приносит 51% национального дохода, а промышленность - 31%. Однако ЮАР стала современным процветающим государством благодаря горнодобывающему сектору: 52% доходов от экспорта дают природные ресурсы.
В.П. Колесов в работе «Экономика зарубежных стран. Капиталистические и развивающиеся страны» 1990г. представляет ЮАР как государство со сложившейся рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, разумной налоговой политикой. Это страна с прекрасно организованными службами транспорта и связи; она славится четкостью и надежностью банковского обслуживания и страхового бизнеса. Южная Африка обладает высококвалифицированными кадрами специалистов и обширным рынком сравнительно дешевой рабочей силы. ЮАР входит в группу из 25 крупнейших мировых экспортеров. Доходы от внешней торговли достигают 50% ВВП, при этом объем экспорта превышает объем импорта. Основными торговыми партнерами ЮАР являются США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и Канада, и оборот внешней торговли с этими странами все увеличивается.
Методы исследования:
В отличие от других государств, ЮАР имеет три столицы: Претория - административная столица страны (местонахождение правительства), Кейптаун - законодательная столица (двухпалатный Парламент), Блюмфонтейн (здесь находится Верховный Суд).
В марте 2005г. городской совет Претории, столицы ЮАР, состоящий из членов правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК), переименовал свой город в Тшване, что в переводе с языка ндебеле означает «обезьянка». Словом «Тшване» называлась река, на берегах которой в XIX веке обитало племя ндебеле.
Официальными языками объявлены 11 языков основных групп населения страны. Используются преимущественно английский и африкаанс.
Глава государства и правительства: президент Джейкоб Зума.
Кабинет
министров назначается
Валюта
- южноафриканский ранд, равен 100 центам.
2.1
История формирования
государства ЮАР
Южная Африка, без преувеличения – одна из самых многоликих стран мира, где самым необычным образом переплелись судьбы разных народов, их языков, религий и культур. Здесь еще можно встретить племена собирателей и охотников бушменов. Но в то же время ЮАР сумела создать современное высокопроизводительное хозяйство и науку, страна выходит из тупика апартеида и приступает к созданию демократического многонационального общества.
ЮАР – единственное в Африке высокоразвитое государство, относящееся к типу стран переселенческого капитализма. Юг континента издревле заселяли народы койсанской семьи – бушмены и готтентоты, а к XVII в. эта территория была освоена негроидными народами – зулу, коса, суто, тсвана и др. Европейскую колонизацию региона начали голландцы, основавшие в 1652 г. Капскую колонию.
История ЮАР отмечена не только завоеванием территории пришельцами, но и ожесточенной борьбой (особенно после открытия месторождений алмазов) между потомками переселенцев-голландцев, составивших особую этническую общность буров, и Англией. На рубеже XVIII – XIX вв. она была захвачена Англия взяла под свой контроль Наталь. Противоречия между голландскими поселенцами (позднее получившими название африканеров) и английскими колониальными властями привели в конце 30-х годов XIX в. к массовому переселению буров в северо-восточную часть нынешней территории ЮАР («Великий трек») и их нашествию на земли коса, зулу и других народов банту. Там образовались бурские республики – Оранжевое свободное государство и Трансвааль, которые в результате войны 1899-1902 гг. были захвачены Великобританией. В 1910 г. английские Капская колония, Наталь и бывшие бурские республики были объединены в Южно-Африканский Союз (ЮАС), получивший статус доминиона Великобритании.
Конституция 1910г содержала несколько важных положений:
1) Она была унитарной: права
вошедших в ЮАС
2)
Статьи конституции не были
непреложными, путем обычных законодательных
процедур в них можно было
вносить поправки. Однако некоторые
положения можно было
3)
Как и в период существования
самоуправляющихся колоний,
4)
Конституция сохранила за
Изменения в экономике и общественной жизни. вызванная бурным развитием горнодобывающей отрасли и войной, сопровождалась ускорением процессов урбанизации, охвативших как африканеров, так и африканское население (к тому времени англо-африканцы жили преимущественно в городах, азиатское население концентрировалось в районе Дурбана, а цветное – в западной части Капской провинции). Проживавшие в городах африканцы были либо отходниками, работавшими на горнодобывающих предприятиях, либо становились горожанами, получив работу в качестве домашней прислуги у белых или в обрабатывающей промышленности. Число африканцев, занятых в промышленности, быстро росло. Многие африканеры тоже переселялись в города, пик этого процесса пришелся на период мирового экономического спада 1930-х годов. Перебравшись в город, эти малоимущие белые часто поселялись в трущобах рядом с цветными и африканцами. Еще до Первой мировой войны многие африканеры стали работниками физического труда.
В период 1910–1924гг. правительство стремилось наладить эффективное функционирование нового государства и решить проблемы управления Юго-Западной Африкой (ныне Намибия), которая была передана ЮАС по мандату Лиги наций после Первой мировой войны.
Власти уделяли значительное внимание сохранению привилегированного положения белого населения. В 1911г. был принят закон, по которому определенные должности в горнодобывающей промышленности могли занимать только белые. В 1913г. вступил в силу закон «О землях аборигенов», закрепивший принцип раздельного проживания африканцев и белых. Согласно этому закону, африканцам запрещалось владеть землей или постоянно проживать за пределами отведенных им резерватов, занимавших менее 13% территории ЮАС.
В 1934г. комиссия установила, что в сельской местности значительная часть белого населения по-прежнему живет в нищете. В 1932г. экономическая комиссия констатировала неравноправное положение африканского населения в сфере экономики. Тем не менее в 1930г. по закону «О туземных городских районах» правительство получило еще больше полномочий контролировать приток африканцев в города. В этих целях использовалась сохранившаяся еще с колониальных времен система пропусков. Работающим в городе африканцам предписывалось жить в специальных поселениях за чертой города.
В 1936г. правительство предприняло попытку расширить площадь резерватов для африканцев до 13% от общей территории страны и выделить дополнительные средства на развитие районов проживания африканского населения. Были выделены ассигнования на развитие системы образования для африканцев, которая в основном финансировалась из средств христианских миссий. Национальная партия, которая поддерживала большую часть этой программы, в 1937г. призвала к распространению системы апартеида на цветное население.
Практика расовой дискриминации в конце 40-х годов XX в. была закреплена в качестве официальной политики «раздельного развития», или апартеида.
Принятый в 1949г. закон запрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» от 1950г. предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «О расселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью.
В 1961г. ЮАС вышел из британского Содружества наций и стал республикой – ЮАР. В результате длительной, в том числе и вооруженной, борьбы африканского большинства населения страны за свои права, экономической и политической бесперспективности апартеида и под давлением мировой общественности, объявившей бойкот расистскому режиму, с начала 90-х годов правительство Де Клерка пошло на проведение коренных демократических преобразований, отменив все ранее принятые дискриминационные законы.
Созданные в 70-80-е годы на месте бывших бантустанов, или хоумлендов, занимавших 13% страны и расположенных в самых ее неплодородных районах, четыре так называемые «независимые государства» и шесть «самоуправляемых территорий», фактически остававшиеся резервациями для чернокожего населения, были ликвидированы.
Вне
бантустанов права черного
Бопутатсвана (тсвана) – «независимость» с 6 декабря 1977 года
Транскей (коса) – «независимость» с 26 октября 1976 года
Цискей (коса) – «независимость» с 4 декабря 1981 года
Венда (венда) – «независимость» с 13 сентября 1979 года
Газанкулу (тсонга)
КваНгване (свази)
КваНдебеле (ндебеле)
КваЗулу (зулу)
Лебоуа (северные сото)
КваКва (южные сото)
А в пределах старых четырех провинций создано 9 новых:
Западная Капская провинция (Кейптаун)
Северная Капская провинция (Кимберли)
Восточная Капская провинция (Бишо)
КваЗулу-Наталь (Питермаритцбург)
Свободное государство (Блумфонтейн)
Северо-Западная провинция (Мафикенг)
Гаутенг (Йоханнесбург)
Мпумаланга (Нелспрейт)
Лимпопо (Полокване)
Международная изоляция Южной Африки официально закончилась 23 июня 1994 года, когда южноафриканский министр иностранных дел занял свое место в зале заседаний Генеральной Ассамблеи ООН. По этому случаю, Ассамблея сняла с повестки дня вопрос о ликвидации апартеида, неизменно стоявший в повестке дня на протяжении трех десятилетий. Нормализация отношений с ООН позволила Южной Африке возобновить членство и участие в международных организациях, договорах и конвенциях, в частности, по ограничению вооружений и разоружению, социальным и гуманитарным вопросам, охране окружающей среды, международной безопасности, здравоохранению, транспорту, сельскому хозяйству, культуре, международному праву и другим областям науки и техники.
Информация о работе Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР