Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Рассмотреть особенности освоения территории и заселения ее европейцами, создавшими государственное образование.
Выявить природные предпосылки развития и размещения хозяйства ЮАР.
Проанализировать отраслевую и территориальную структуру
промышленного и сельскохозяйственного производства.
Введение
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 История формирования государства
2.2 Население южно-африканской республики
ГЛАВА 3 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
3.1 Развитие горнодобывающей промышленности
3.2 Современное состояние обрабатывающей промышленности
3.3 Транспортная система
3.4 Сельское хозяйство
ГЛАВА 4 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Заключение и выводы
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
ГЛАВА 1 | ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ | |
ГЛАВА 2 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | |
2.1 | История формирования государства | |
2.2 | Население южно-африканской республики | |
ГЛАВА 3 | ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА | |
3.1 | Развитие горнодобывающей промышленности | |
3.2 | Современное состояние обрабатывающей промышленности | |
3.3 | Транспортная система | |
3.4 | Сельское хозяйство | |
ГЛАВА 4 | ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ | |
Заключение и выводы | ||
Список литературы | ||
Приложение |
Введение
Актуальность темы определяется ведущей ролью Южно-Африканской республики в социально-экономическом развитии на африканском континенте, а так же уникальным опытом межрасовых и межнациональных отношений в этой стране.
Объект исследования - территория Южно-Африканской Республики.
Предмет исследования – особенности развития и размещения хозяйства ЮАР, расселение его населения.
Целью работы является изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства ЮАР.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
промышленного
и сельскохозяйственного
Научная новизна работы обусловлена тем, что в данной работе наиболее подробно изучено развитие Южно-Африканской республики на современном этапе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования систематизированных научных и учебных материалов студентами ВУЗов и преподавателями, а также практикующими педагогами.
Положения, выносимые на защиту:
1.Заселение и колонизация европейцами Африканского континента в значительной степени повлияли на судьбу Южно-Африканской республики в борьбе за свою независимость, а также на демографическую ситуацию в стране.
2.
Богатство природных ресурсов
определило опережающее
Южно-Африканской республики.
3.В Южно-Африканской республике широкое развитие получили как добывающая, так и обрабатывающая промышленность.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
При написании данной курсовой работы, был систематизирован и проанализирован весь имеющийся материал, тщательно подобраны источники литературы.
В основе курсовой лежит учебник Алисова Н.В. и Хорева Б.С. «Экономическая и социальная география мира» 2000 года, где подробно изложены все вопросы данной темы, а именно территориальная организация хозяйства Южно-Африканской республики.
Максаковский В.П. в учебном пособии «Историческая география мира» 1997 года подробно рассказывает об истории формирования ЮАР. До прихода племён банту эта территория была населена кочевыми скотоводческими племенами кой-кой (готтентотов) и собирателями - бушменами (сан). Земледельцы-банту продвигались на юго-запад, уничтожая либо ассимилируя местное население. Примерно к 1050 году относятся археологические свидетельства об их присутствии в нынешней провинции Квазулу-Натал. Ко времени прихода европейцев область мыса Доброй Надежды была заселена кой-кой, а банту (племена коса) достигли уже берегов реки Грейт-Фиш.
Первое письменное упоминание о постоянном поселении европейцев датируется 6 апреля 1652 года, когда Ян ван Рибек от имени Голландской Ост-Индской Компании основал поселение на «мысе Штормов», позднее получивший название «Доброй Надежды» (ныне Кейптаун). В XVII и XVIII веках в Южную Африку прибывали колонисты из Нидерландов, а также французские гугеноты, спасавшиеся от религиозных преследований на родине, и поселенцы из Германии. В 1770-е гг. колонисты столкнулись с коса, продвигавшимися с северо-востока. Последовала серия столкновений, известных как пограничные («кафрские») войны и вызванных в основном притязаниями белых переселенцев на земли африканцев.
Великобритания впервые получила господство над Капской колонией в 1795 году, в ходе Четвёртой англо-голландской войны.
Открытие богатых месторождений алмазов (1867) и золота (1886) на Витватерсранде привело к экономическому росту колонии и увеличению оттока капитала в Европу, резкому усилению иммиграции в бурские республики и ухудшению положения туземцев. Эти события, спровоцированные и поощряемые английским правительством, в итоге привели к конфликту между англичанами и бурами. В 1880 – 1881 годах произошла первая англо-бурская война.
В 1899 – 1902 годах произошла вторая англо-бурская война, в которой буры, несмотря на первоначальные успехи, всё же проиграли лучше обученным и экипированным англичанам, обладавшим подавляющим численным преимуществом.
31 мая 1910 года был образован Южно-Африканский Союз, куда вошли британские Капская колония, Натал, Колония Оранжевой реки и Трансвааль. Он стал доминионом Британской империи. В 1914 году ЮАС вступил в Первую мировую войну. В 1934 году была образована Объединённая партия, в которую объединились Южноафриканская партия (пробританская) и Национальная партия (бурская). В 1939 году она распалась из-за возникших разногласий о том, следует ли Южной Африке вслед за Великобританией вступать во Вторую мировую войну – правая Национальная партия симпатизировала Третьему рейху и выступала за резкую расовую сегрегацию.
В 1961 году Южно-Африканский Союз стал независимой республикой (Южно-Африканской Республикой), которая вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. Выход был обусловлен и непринятием политики апартеида в ЮАР другими членами Содружества (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года).
На сайте http://ru.wikipedia.org/ представлены современные показатели численности населения.
По
численности населения Южно-
На протяжении последних двух десятилетий численность населения страны почти не меняется (небольшая убыль), из-за высокой заражённости ВИЧ, а также сокращения численности белых.
Средняя продолжительность жизни – 50 лет у мужчин, 48 лет у женщин.
Этно-расовый состав (по переписи 2010 года):
Первая перепись в 1911 в ЮАР показала, что белых на тот момент – 22 %, а к 1980 их показатель снизился до 18 %.
Хорев Б.С. в своей книге «Мировой демографический рост и перспективы человечества» 1995г. отмечает, что для ЮАР характерен быстрый рост населения (2,4% в год) благодаря высокой рождаемости среди небелого большинства (около 3,5%), средняя продолжительность жизни – 63 года, однако если для белого населения этот показатель равен 73 годам, то для африканцев – только 57.
Этнический состав населения сложен. Более 85% граждан страны – чернокожие африканцы, принадлежащие к различным этносам, наиболее многочисленными из которых являются зулу – 38% численности группы, суто – 27%, коса – 11, тсонга – 6, тсвана – 6%.
Численность жителей европейского происхождения составляет менее 15%, примерно для 60% из которых родным языком является африканский. Вторая по численности группа белого населения – этнические англичане. Имеются также достаточно крупные общины выходцев из Германии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, Скандинавии, Греции, которые обычно говорят как на обоих официальных, так и на родном языке. В стране есть и сильная еврейская община, в основном говорящая по-английски.
Лавров С.Б. в учебнике «Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны» 2003г. пишет, что большая часть южноафриканских месторождений уникальна по условиям и масштабам залегания ресурсов. Поэтому начавшая свою историю с разработок залежей алмазов и золота еще в конце XIX в., горнодобывающая промышленность здесь и поныне сохраняет свое значение для экономического роста страны. Причем, с одной стороны, экспорт минерально-сырьевой продукции обеспечивает более чем пятидесятипроцентный приток валютных поступлений в государственный бюджет, с другой - минеральные богатства послужили основой создания крупномасштабной черной и цветной металлургии.
Витковский О.В. в работе «География промышленности зарубежных стран» 2004г. пишет о том, что в настоящее время в стране действует около тысячи горнопромышленных предприятий - рудников, шахт и карьеров, на которых трудится свыше 600 тысяч рабочих. Перечень полезных ископаемых, добыча которых в ЮАР ведется с той или иной степенью интенсивности, кроме тех, что уже были названы, включает уголь, железную руду, асбест, алмазы, никель, сурьму, свинец, уран, фосфаты, титан и др.
Южно-Африканская Республика обладает наиболее развитой обрабатывающей промышленностью на континенте. Эта отрасль создает 25% ВВП и в ней занято около 1,5 млн. человек (11,5% экономически активного населения). Наиболее важными составляющими этой отрасли являются металлургическая, металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, целлюлозно-бумажная, пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность.
Александровская Л.И. в работе «Проблемы промышленного развития Африки» 1996г. считает, что единственным слабым местом минерально-сырьевой базы ЮАР является отсутствие промышленных запасов нефти. Пока что усиленные поиски нефти в районах морского шельфа, которые ведутся уже в течение ряда лет, привели к обнаружению небольших запасов этого сырья, а также источников газа и конденсата в прибрежной полосе к югу от города Моссел-Бэй. В этой ситуации уголь остается основой получения электроэнергии, а также сырья для выработки жидкого топлива.
Шлихтер
С.Б. в книге «География мировой транспортной
системы. Взаимодействие транспорта и
территориальных систем хозяйства» 1995г.
отмечает, что в ЮАР самая густая сеть
железных и автомобильных дорог в Африке.
Протяженность автомобильных дорог 276
тысяч км, железных дорог – 20 тыс. км. Главные
морские порты – Кейптаун, Дурбан, Порт-Элизабет, самые оснащённые в
Африке. Порт Ричардс-Бей используется
для вывоза полезных ископаемых, по грузообороту
(86 млн т) он занимает 1-е место в Африке
и 20-е место в мире. Международные аэропорты
находятся в Йоханнесбурге, Кейптауне
и Претории.
Информация о работе Территориальная организация основных отраслей хозяйства ЮАР