Становление и развитие инновационных центров Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение инновационной структуры Республики Беларусь и перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:
1. Рассмотреть понятия инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных центров и их видов.
2. Изучить инновационную политику Республики Беларусь и направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры.
3. Подробно рассмотреть организации, занимающиеся инновационной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

Введение. Чистовой вариант.docx

— 198.73 Кб (Скачать)

Введение

      Формирование  национальных инновационных систем (далее – НИС) в практике мирового развития стало свидетельством  перехода от исчерпавшей себя индустриальной модели экономики к постиндустриальной. Наука и образование, сфера разума превращаются в определяющие факторы  экономического роста. При оценке конкурентоспособности  продукции на первое место перемещаются её межстрановые технологические преимущества.

     Актуальность  выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще  в начале 20 в. не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры. Эффективное использование этого потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.

     В отличие от стран-мировых лидеров  инновационная сфера Беларуси отличается повышенной инерционностью. Необходимым  условием реализации перехода страны на инновационный путь социально-экономического развития является развитие инновационной  системы (НИС), предполагающей формирование эффективно действующего механизма  генерации, распространения и использования  знаний международного научно-технического сотрудничества.

      Целью моей работы является рассмотрение инновационной  структуры Республики Беларусь и  перспектив её дальнейшего развития. На основе этой цели я сформировала задачи:

      1. Рассмотреть понятия инноваций,  инновационной инфраструктуры, инновационных  центров и их видов.

      2. Изучить инновационную политику  Республики Беларусь и направления  дальнейшего развития инновационной  инфраструктуры.

      3. Подробно рассмотреть организации,  занимающиеся инновационной деятельностью.

ГЛАВА 1

Инновационная инфраструктура Республики Беларусь

    1. ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

     Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих материально- техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности.

     Задачи  инновационной инфраструктуры:

     1. отбор проектов на основе системы  объективной экспертизы создание  благоприятных стартовых условий  для развития малых инновационных  технологически ориентированных  фирм;

     2. поддержка механизмов взаимодействия  с крупными центрами;

     3. формирование материально-технической  базы для создания и развития  малых инновационных фирм;

     4. создание информационных сетей  обеспечивающих развитие малых  фирм, возможность их подключения  к международным сетям;

     5. обучение предпринимательству в  научно-технической сфере и т.  д.

1.2.ИННОВАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ  СТРАНАХ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

      По  выводам экспертов ЮНКТАД «процессы  технологических изменений в  развитых странах, в которых транснациональные  корпорации производят новые знания, коренным образом отличаются от аналогичных  процессов в развивающихся странах, где инновационная деятельность проявляется главным образом  в том, что предприятия учатся осваивать, адаптировать и совершенствовать технологии, которые уже существуют в технологически более передовых  странах. Из этого следует, что инновационная  политика в развивающихся странах  должна отличаться от такой же политики в странах, выступающих технологическими лидерами. А именно, данная политика в развивающихся странах должна заключаться не в создании потенциала для изобретения новых продуктов  и процессов, а в сокращении отставания от более передовых в технологическом  отношении стран. Иными словами, главная задача для развивающихся  странах заключается в изучении и освоении процессов , используемых в технологически наиболее передовых странах, а не в том, чтобы собственными силами в условиях ограниченных и явно недостаточных ресурсов создавать потенциал для изобретения этих новых продуктов и процессов.

      В контексте технологического навёрстывания  процесс инновационной деятельности в какой-либо стране в решающей степени  зависит от её связей с остальным  миром. Приобретение технологии странами, следующими за лидерами, зависит от передачи технологии. В рамках данного  процесса доступ к иностранной технологии равнозначен её эффективному использованию. Такой доступ может быть максимально  увеличен благодаря открытию экономики  для внешнего мира и иностранных  инвестиций в сочетании с вложением  ресурсов в образование, науку, а  также расширением доступа к  Интернету и поощрением  конкуренции  между международными поставщиками телекоммуникационных услуг. На практике вполне очевидно, что приобретение и освоение иностранной технологии связано с затратами и рисками  и что успех зависит от технологических  усилий различного рода – инвестиций в технологические преобразования, - а также развития умений и навыков  на уровне предприятий.

      Вышесказанное весьма актуально для Республики Беларусь. В частности, по мнению отдельных  экспертов «Более чем в 90 % случаев  новые техника и технологии, разрабатываемые  белорусскими учёными и конструкторами, являются новыми лишь для Беларуси, а за рубежом это уже внедрено». В этой связи мнение белорусского академика А. Рубинова созвучно мнению экспертов ЮНКТАД, когда он утверждает, что «от белорусской науки  нельзя ждать большего, чем понимание  того, что делается за рубежом, чтобы  донести эти знания до молодёжи или  делать грамотные экспертные заключения».

      Однако  такой подход кардинальным образом  противоречит тому подходу, который  был принят в Государственной  программе инновационного развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. Так, одним  из главнейших принципов реализации этой программы является то, что  «инновационное развитие экономики  будет в основном базироваться на отечественных научных разработках  и технологиях, доля которых составит не менее 86% от числа реализованных  в программе инноваций».

     Мировая практика свидетельствует о том, что для создания новых наукоёмких производств требуются значительные начальные капиталовложения, диверсификация источников финансирования и привлечение иностранного капитала в наукоёмкий сектор. Основной сдерживающий фактор развития экспорта наукоёмкой продукции Республики Беларусь – недостаток внутренних ресурсов капитала для модернизации технологий. Например, в мировой электронной промышленности крупные корпорации, оборот которых варьируется от 10 до 30 млрд. долларов, ежегодно направляют на исследования от 1,5 до 2 млрд. долларов. Очевидно, что Республике Беларусь при объёме ВВП около 50 млрд. долларов изыскать средства на техническое перевооружение только внутри страны невозможно. Основной объём исследований и разработок в мировой экономике финансируется за счёт средств транснациональных корпораций. Финансы ТНК становятся важнейшими источниками венчурного капитала. Поэтому недопустимо делать ставку только на средства государственного бюджета или заёмный капитал.

1.3. ИННОВАЦИОННАЯ  ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Инновационная инфраструктура рассматривается как  важнейший сегмент  современной  НИС Республики Беларусь. В настоящее  время в республике функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим  паркам, республиканский центр трансфера  технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы. В целом в республике создано более 80 различных структур, работающих в сфере информационного, консультационного, организационного  и иного обеспечения инновационной  деятельности.

      По  результатам работы научно-технологических  парков в 2006 г. (ЗАО «Технологический парк Могилёв», УП «Технопарк БНТУ «Метолит», СООО «Арвит-авто» и их 32 резидента) выручка от реализации товаров (работ, услуг) в 2006 г. превысила 44 млрд. рублей. В бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды было уплачено налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму  около 8,6 млрд. рублей.

      К основным проблемам развития и обеспечения  эффективного функционирования инновационной  инфраструктуры Республики Беларусь можно  отнести:

      - низкую инновационную восприимчивость  промышленных предприятий, неразвитость  малого инновационного предпринимательства  и отсутствие заинтересованности  частных предприятий в инновациях;

      - недостаточный стимулирующий характер  действующего законодательства  для развития инновационного  предпринимательства и коммерческого  использования результатов исследования  и разработок;

      - отсутствие системной государственной  поддержки как субъектов инновационной  инфраструктуры, так потенциальных  её клиентов (резидентов технопарков,  инновационных центров и т.п.), и отработанного механизма финансового  обеспечения деятельности этих  структур, в особенности на начальных  этапах их создания;

      - отсутствие сформировавшегося рынка  инноваций и действенных механизмов  передачи субъектам малого предпринимательства  результатом научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ технологических работ,  выполненных за счёт средств  республиканского бюджета (в том  числе безвозмездного).

1.4. СУБЪЕКТЫ  ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

      Субъектами  инновационной инфраструктуры в  Республике Беларусь являются:

1.  научно-технологические  парки (далее - технопарки);

2.  центры  трансфера технологий;

3. венчурные  организации.

     Технопарк - коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно- технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами технопарка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации.

      Основное  направление деятельности технопарка - оказание систематической поддержки  резидентам технопарка.

     Центр трансфера технологий - коммерческая организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования.

      Основное  направление деятельности центра трансфера  технологий: осуществление комплекса мероприятий, направленных на передачу инноваций из сферы их разработки в сферу практического применения, в том числе.

     Венчурная организация - коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования инновационных проектов.

     Основными направлениями деятельности венчурной  организации являются: приобретение имущественных прав юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих научную, научно- техническую и инновационную деятельность; финансирование инновационных проектов; оказание управленческих, консультационных и иных услуг лицам, выполняющим инновационные проекты, финансируемые венчурной организацией.

1.5. ИННОВАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР

     Инновационный центр - это собирательное понятие, охватывающее самые разные организации, такие как бизнес-инкубаторы, а также деловые, инновационные или технологические центры. В общих чертах цель инновационных центров заключается в создании общественного богатства на уровне конкретного района/региона. Инновационные центры представляют собой учреждения, оказывающие следующие услуги:

     -консалтинговые  услуги на этапе создания компаний (подготовка бизнес- планов) и в  процессе их развития;

     - предоставление в аренду необходимых  офисных, лабораторных и/или производственных  помещений;

     - технические и организационные  услуги молодым (инновационным)  предприятиям (например, секретарско-референтское обслуживание, телекоммуникационные услуги и инфраструктура для проведения совещаний/конференций);

     - инновационные и технологические  услуги (передача технологии), а также  подготовка кадров и информационная  работа. 
 

1.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ПРОГРАММЫ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Информация о работе Становление и развитие инновационных центров Беларуси