Состав и значение отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа

Описание работы

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира.

Общий объем промышленного производства лесопромышленного комплекса России составляет 10,1 млрд. долл. Объем экспорта составляет более 4,5 млрд. долларов. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность занимают 81,7% в структуре ЛПК РФ в денежном выражении.

Содержание

1. Состав и значение отрасли 3
2. Современный уровень развития отрасли 5
3. Сырьевая база отрасли 8
4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли 10
5. Современное размещение на территории страны 11
6. Межрайонные связи 18
7. Главные проблемы в переходный период 20
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа эконом. география и регионоведение.doc

— 436.00 Кб (Скачать)

     - Переработка: В области производится 10% деловой древесины, 11% пиломатериалов, 36% целлюлозы, 9 % бумаги и 31 % картона от общероссийского. В 2009 году было произведено 2,2 млн. м3 пиломатериалов и 1,95 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.

     - Рынок: На экспорт поставляется 60% производимых в области пиломатериалов и 50% продукции ЦБП (доля в экспорте России по этим показателям ~25%), доля Архангельской области в стоимостном объеме экспорта лесобумажной продукции из Российской Федерации составляет 10 %. Около 1 млн. м3 круглых лесоматериалов вывозится за рубеж.

     - Логистика: Выход к Балтийскому морю определяет основные потоки продукции, которая отгружается в Европу.

     

     Рисунок 2. Структура отрасли 

     2. Республика Коми.

     - Объем заготовки 7,1 млн. м3, доля продукции деревообработки (17%), внутренние цены на сырье выше, чем в соседних регионах.

     - Запасы и заготовка: Обладает самым большим лесным фондом на севере Европейской части РФ (39 тыс. га), суммарная расчетная лесосека 26,4 млн. куб. м3 (используется на 25%). По объему лесозаготовки - занимает 6-ое место в России. В 2009 году заготовка составила более 7 млн. м3.

     - Переработка: В производстве основных видов лесобумажной продукции в России доля Коми составляет от 5 до 7%, а в производстве фанеры и картона – 12-14% от общероссийского уровня. Основной объем производства в республике приходится на ЦБП – 67%, доля лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности – 15% и 17% соответственно. Доминирующим деревоперерабатывающим предприятием является Сыктывкарский ЛПК. В 2009 году было произведено 627 тыс. м3 пиломатериалов и 1,2 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.

     - Рынки: Внутреннее потребление республики составляет - 80% деловой древесины, 50% пиломатериалов, 15% прочей продукции, остальное экспортируется. За рубеж направляется 80% деловой древесины и фанеры и 50% бумаги и картона, 20% плит, остальное вывозится в другие регионы РФ. Экспорт пиломатериалов превосходит экспорт других продуктов.

     - Логистика: Продукция вывозиться по ж/д в Европу напрямую или через Санкт-Петербургский порт.

     - Особенности: Высокие внутренние цены на сырье обусловлены потребностью перерабатывающих предприятий.

     

     Рисунок 3. Структура отрасли 

     3. Республика Карелия.

     - Заготовка в регионе 6 млн. м3, заготовленная древесина преимущественно идет на экспорт в Финляндию, доля деревообработки низкая (8,2%), уровень цен на лесопродукцию выше, чем в соседних регионах.

     - Запасы и заготовка: Запасы древесины в республике составляют 935 млн. м3, заготовка в 2009 году - более 6 млн. м3.

     - Переработка: В отраслевой структуре ведущее место занимает целлюлозно-бумажная промышленность - 69,5% (22,4% от общего объема по РФ), затем лесозаготовительная 22,3%, и деревообрабатывающая 8,24%. В 2009 году произведено 742 тыс. м3 пиломатериалов и более 1 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.

     - Рынки: В общем экспорте лесопродукции доля стран дальнего зарубежья составила 98,6%, из них Финляндии 39,5%, вывозом лесопродукции занимается 73 % экспортеров, преобладает сырьевая направленность экспорта.

     - Логистика: Основные пути вывоза продукции: по автодорогам в Финляндию, и по ж/д или морю продукция вывозиться в Европу.

     - Особенности: Уровень цен на продукцию ЛПК в республике выше на 20-30%, чем в соседних регионах.

     

     Рисунок 4. Структура отрасли 

     4. Иркутская область.

     - Доля продукции глубокой переработки не высока; в основном экспортируется пиловочник (60% в доле экспорта).

     - Запасы и заготовка: Иркутская  область является одним из  лидеров РФ по объему лесозаготовки,  но при этом объем использования  расчетной лесосеки составляет всего 30% (ниже среднего уровня в России). В 2009 году заготовка составила 23 млн. м3.

     - Переработка: Доля переработки  довольно низкая, при самых больших  объемах заготовки по стране (16,7%), доля производства пиломатериалов 8% по РФ (1,7 млн. м3), целлюлозы 26% по РФ. Низкая степень переработки обусловлена малым количеством мощностей по переработке, так как долгое время пиловочник закупался Китаем по высокой цене и деревообработка не развивалась.

     - Рынки: Иркутская область является  крупным экспортером продукции ЛПК: 18,4 % лесного экспорта РФ, 55,3% экспорта целлюлозы в РФ. Структура экспорта: 66,8% круглый лес и только 20% приходится на долю переработанной древесины, на долю целлюлозно-бумажной промышленности приходится только 2,5%.

     - Логистика: Предприятия ЛПК расположены вдоль железных дорог ТрансСиба, что обуславливает основные товарные потоки: по ж/д в Китай (крупнейший импортер), на Дальний Восток, а затем морем в Японию, и на запад России, а далее в Европу. Доля вывоза по рекам крайне низкая в связи с непродолжительностью навигационного периода.

     - Особенности: На территории Иркутской  области растет самый лучший  сорт сосны (ангарская сосна), довольно низкие тарифы на  электроэнергию.

     5. Красноярский край.

     Уровень лесопользования в крае ниже среднего по России, при объеме заготовки в 10,5 млн. м3 на большинстве предприятий не производится продукция глубокой переработки.

     - Запасы и заготовка: Красноярский  край занимает 1 место в РФ по  объему лесных фондов.

     - Переработка: В 2009 году было произведено 1,84 млн. м3 пиломатериалов, 37,8 тыс. м3 ДСП, 52,6 млн. м2 ДВП, 1,12 тыс. тонн товарной целлюлозы, 43,4 тыс. тонн бумаги, 58,2 тыс. тонн картона.

     - Рынок: Основная доля приходится  на круглый лес и пиломатериалы.  Основными странами импортерами круглого леса являются Китай и Япония, на долю которых приходится более 90% общего экспорта круглого леса.

     - Логистика: основные потоки продукции  направлены по транссибирской  и лесосибирской ж/д, а также  по рекам Енисей и Ангара. Лесные  массивы на севере не могут быть освоены из-за их удаленности от дорог.

     - Особенности: большая протяженность  с севера на юг, сезонный характер  заготовок и перевозок.

     6. Приморский край.

     Приморский  край – регион с одной из самых  развитых инфраструктур, но собственная заготовка невелика – 3,7 млн. м3.

     - Запасы и заготовка: площадь,  покрытая лесной растительностью,  занимает 11344,1 тыс.га. Твердолиственные  и хвойные породы заготавливаются  в соотношении 20% и 80%. Нелегальная  рубка составляет от 650 до 1500 тыс.  м3. Заготовка твердолиственной древесины идет темпами, опережающими прирост.

     - Переработка: доля переработки  невысокая, 216 тыс. м3. Объем лесопиления  в 2009 г. вырос в 1,5 раза. Целлюлозно-бумажная промышленность практически отсутствует. Осуществляется производство фанеры, спичек, мебели.

     - Рынок: основные рынки сбыта  – Китай, Корея, Япония, в виде  пиломатериалов продается 10% продукции.  Реализация твердолиственных пород,  на внутренний рынок сдерживается  их высокой стоимостью.

     - Логистика: наиболее разветвленная  сеть лесных дорог имеется в Дальнереченском и Красноармейском районах. Транскорейская ж/д соединена теперь с Транссибом после ввода в действие в 2003г. Байкало-Амурской магистрали. Значительные потоки продукции ЛПК направлены через порты Ванино и Находка на экспорт в Японию и Корею.

     - Особенности: один из немногих  регионов, где имеются редкие  твердолиственные (hardwood) породы.

     Основные  игроки: "Илим Палп", "Континенталь-менеджмент", Национальная Лесоиндустриальная компания, Группа "Титан", Новгородские лесопромышленники, Группа компаний «ФОКС», Евразхолдинг занимаются консолидацией деревообрабатывающих и лесозаготавливающих активов, строительством новых производств. Западные компании продолжают консолидацию в Европе и европейской части России (например, Stora Enso).

 

      6. Межрайонные связи 

     Основное  значение в транспортном комплексе  Восточно-Сибирского экономического района имеет железнодорожный. Особенно велика роль транссибирской железнодорожной  магистрали и ответвлений: Тайшет- Братск- Усть-Кут, связывающая БАМ с Транссибом ;Тайшет-Абакан, соединяющий Южно-Сибирскую магистраль с Трассибом.

     Важное  значение имеет речной и морской  транспорт. Наиболее крупные порты  через которые происходит соединение речного судоходства с морским  – Диксон –в Енисейском заливе, Дудинка  и Игарка на Енисее.

     Особенностью  межрайонных связей является двукратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозят лес и пиломатериалы, железные руды, руды цветных металлов и др. Ввозят машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного  потребления. Наиболее тесные связи осуществляются с Западной Сибирью.

     В Дальневосточном районе функционируют  все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых  грузов.

     Начало  активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

     Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

     В значительном объеме межрайонные и  внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петро-павловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

     Автомобильными  дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока  значение воздушного транспорта как  для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами.

     Анализируя  потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

 

      7. Главные проблемы  в переходный период 

     В связи с большим риском вложения капиталов в лесной сектор иностранные  инвестиции крайне ограничены. В особенно сложном положении находится базовая лесозаготовительная промышленность. Свыше половины всех инвестиций в ЛПК направляется в целлюлозно-бумажную промышленность. При реформировании лесопромышленного комплекса Необходимо учитывать, что западным странам не нужен конкурент на мировом рынке целлюлозы и бумаги. Ему необходимы дешевое древесное сырье, возможность максимального сохранения своих лесов, получения сверхприбылей за счет реализации, в том числе и в России, продукции, выработанной из нашего сырья.

     Проблемы комплекса вызваны также низким платежеспособным спросом на внутреннем рынке и снижением цен на лесобумажную продукцию на внешней рынке, продолжающимся увеличением затрат на топливо, энергий, железнодорожные перевозки.

Информация о работе Состав и значение отрасли