Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 05:48, курсовая работа
Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира.
Общий объем промышленного производства лесопромышленного комплекса России составляет 10,1 млрд. долл. Объем экспорта составляет более 4,5 млрд. долларов. Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность занимают 81,7% в структуре ЛПК РФ в денежном выражении.
1. Состав и значение отрасли 3
2. Современный уровень развития отрасли 5
3. Сырьевая база отрасли 8
4. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли 10
5. Современное размещение на территории страны 11
6. Межрайонные связи 18
7. Главные проблемы в переходный период 20
Список литературы 24
- Переработка: В области производится 10% деловой древесины, 11% пиломатериалов, 36% целлюлозы, 9 % бумаги и 31 % картона от общероссийского. В 2009 году было произведено 2,2 млн. м3 пиломатериалов и 1,95 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.
- Рынок: На экспорт поставляется 60% производимых в области пиломатериалов и 50% продукции ЦБП (доля в экспорте России по этим показателям ~25%), доля Архангельской области в стоимостном объеме экспорта лесобумажной продукции из Российской Федерации составляет 10 %. Около 1 млн. м3 круглых лесоматериалов вывозится за рубеж.
- Логистика: Выход к Балтийскому морю определяет основные потоки продукции, которая отгружается в Европу.
Рисунок
2. Структура отрасли
2. Республика Коми.
- Объем заготовки 7,1 млн. м3, доля продукции деревообработки (17%), внутренние цены на сырье выше, чем в соседних регионах.
- Запасы и заготовка: Обладает самым большим лесным фондом на севере Европейской части РФ (39 тыс. га), суммарная расчетная лесосека 26,4 млн. куб. м3 (используется на 25%). По объему лесозаготовки - занимает 6-ое место в России. В 2009 году заготовка составила более 7 млн. м3.
- Переработка: В производстве основных видов лесобумажной продукции в России доля Коми составляет от 5 до 7%, а в производстве фанеры и картона – 12-14% от общероссийского уровня. Основной объем производства в республике приходится на ЦБП – 67%, доля лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности – 15% и 17% соответственно. Доминирующим деревоперерабатывающим предприятием является Сыктывкарский ЛПК. В 2009 году было произведено 627 тыс. м3 пиломатериалов и 1,2 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.
- Рынки: Внутреннее потребление республики составляет - 80% деловой древесины, 50% пиломатериалов, 15% прочей продукции, остальное экспортируется. За рубеж направляется 80% деловой древесины и фанеры и 50% бумаги и картона, 20% плит, остальное вывозится в другие регионы РФ. Экспорт пиломатериалов превосходит экспорт других продуктов.
- Логистика: Продукция вывозиться по ж/д в Европу напрямую или через Санкт-Петербургский порт.
- Особенности: Высокие внутренние цены на сырье обусловлены потребностью перерабатывающих предприятий.
Рисунок
3. Структура отрасли
3. Республика Карелия.
- Заготовка в регионе 6 млн. м3, заготовленная древесина преимущественно идет на экспорт в Финляндию, доля деревообработки низкая (8,2%), уровень цен на лесопродукцию выше, чем в соседних регионах.
- Запасы и заготовка: Запасы древесины в республике составляют 935 млн. м3, заготовка в 2009 году - более 6 млн. м3.
- Переработка: В отраслевой структуре ведущее место занимает целлюлозно-бумажная промышленность - 69,5% (22,4% от общего объема по РФ), затем лесозаготовительная 22,3%, и деревообрабатывающая 8,24%. В 2009 году произведено 742 тыс. м3 пиломатериалов и более 1 млн. тонн целлюлозно-бумажной продукции.
- Рынки: В общем экспорте лесопродукции доля стран дальнего зарубежья составила 98,6%, из них Финляндии 39,5%, вывозом лесопродукции занимается 73 % экспортеров, преобладает сырьевая направленность экспорта.
- Логистика: Основные пути вывоза продукции: по автодорогам в Финляндию, и по ж/д или морю продукция вывозиться в Европу.
- Особенности: Уровень цен на продукцию ЛПК в республике выше на 20-30%, чем в соседних регионах.
Рисунок
4. Структура отрасли
4. Иркутская область.
- Доля продукции глубокой переработки не высока; в основном экспортируется пиловочник (60% в доле экспорта).
-
Запасы и заготовка: Иркутская
область является одним из
лидеров РФ по объему
-
Переработка: Доля переработки
довольно низкая, при самых больших
объемах заготовки по стране (16,7%),
доля производства
-
Рынки: Иркутская область
- Логистика: Предприятия ЛПК расположены вдоль железных дорог ТрансСиба, что обуславливает основные товарные потоки: по ж/д в Китай (крупнейший импортер), на Дальний Восток, а затем морем в Японию, и на запад России, а далее в Европу. Доля вывоза по рекам крайне низкая в связи с непродолжительностью навигационного периода.
-
Особенности: На территории
5. Красноярский край.
Уровень лесопользования в крае ниже среднего по России, при объеме заготовки в 10,5 млн. м3 на большинстве предприятий не производится продукция глубокой переработки.
-
Запасы и заготовка:
- Переработка: В 2009 году было произведено 1,84 млн. м3 пиломатериалов, 37,8 тыс. м3 ДСП, 52,6 млн. м2 ДВП, 1,12 тыс. тонн товарной целлюлозы, 43,4 тыс. тонн бумаги, 58,2 тыс. тонн картона.
-
Рынок: Основная доля
-
Логистика: основные потоки
-
Особенности: большая
6. Приморский край.
Приморский край – регион с одной из самых развитых инфраструктур, но собственная заготовка невелика – 3,7 млн. м3.
-
Запасы и заготовка: площадь,
покрытая лесной
- Переработка: доля переработки невысокая, 216 тыс. м3. Объем лесопиления в 2009 г. вырос в 1,5 раза. Целлюлозно-бумажная промышленность практически отсутствует. Осуществляется производство фанеры, спичек, мебели.
-
Рынок: основные рынки сбыта
– Китай, Корея, Япония, в виде
пиломатериалов продается 10% продукции.
Реализация твердолиственных
-
Логистика: наиболее
- Особенности: один из немногих регионов, где имеются редкие твердолиственные (hardwood) породы.
Основные игроки: "Илим Палп", "Континенталь-менеджмент", Национальная Лесоиндустриальная компания, Группа "Титан", Новгородские лесопромышленники, Группа компаний «ФОКС», Евразхолдинг занимаются консолидацией деревообрабатывающих и лесозаготавливающих активов, строительством новых производств. Западные компании продолжают консолидацию в Европе и европейской части России (например, Stora Enso).
6. Межрайонные связи
Основное значение в транспортном комплексе Восточно-Сибирского экономического района имеет железнодорожный. Особенно велика роль транссибирской железнодорожной магистрали и ответвлений: Тайшет- Братск- Усть-Кут, связывающая БАМ с Транссибом ;Тайшет-Абакан, соединяющий Южно-Сибирскую магистраль с Трассибом.
Важное значение имеет речной и морской транспорт. Наиболее крупные порты через которые происходит соединение речного судоходства с морским – Диксон –в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Особенностью межрайонных связей является двукратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозят лес и пиломатериалы, железные руды, руды цветных металлов и др. Ввозят машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи осуществляются с Западной Сибирью.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.
Железнодорожное
освоение средней зоны Дальнего Востока
связано с Байкало-Амурской магистралью
(БАМ). С постройкой этой магистрали Россия
получила второй выход на Тихоокеанское
побережье и возможность освоения различных
видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Строительство БАМа привело к созданию
ряда комплексов на трассе и особенно
важного для района Дальнего Востока -
Южно-Якутского территориально-
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петро-павловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.
7. Главные проблемы
в переходный период
В связи с большим риском вложения капиталов в лесной сектор иностранные инвестиции крайне ограничены. В особенно сложном положении находится базовая лесозаготовительная промышленность. Свыше половины всех инвестиций в ЛПК направляется в целлюлозно-бумажную промышленность. При реформировании лесопромышленного комплекса Необходимо учитывать, что западным странам не нужен конкурент на мировом рынке целлюлозы и бумаги. Ему необходимы дешевое древесное сырье, возможность максимального сохранения своих лесов, получения сверхприбылей за счет реализации, в том числе и в России, продукции, выработанной из нашего сырья.
Проблемы комплекса вызваны также низким платежеспособным спросом на внутреннем рынке и снижением цен на лесобумажную продукцию на внешней рынке, продолжающимся увеличением затрат на топливо, энергий, железнодорожные перевозки.