Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа
Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. При этом большое значение имеет правильное размещение транспортной системы в регионах, формирование оптимального спроса на перевозки и достаточное удовлетворение потребностей общества в перемещении товаров и пассажиров. Изучение этих вопросов позволит нам лучше освоить экономико-географическую структуру производства и транспорта, в том числе и железных дорог: вопросы рационального использования природных ресурсов и эколого-экономические проблемы регионов.
Введение
Глава 1. Общая характеристика размещения производительных сил экономического района
Глава 2. Анализ экономико-географического положения экономического района
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района. Их роль в российском производственном потенциале
3.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса
3.2 Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии
3.3 Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
3.4 Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса
3.5 Экономико-географическая характеристика строительного комплекса
3.6 Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
3.7 Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса
3.8 Экономико-географическая характеристика внешнеторговых и пассажирских перевозок
Глава 4. Характеристика транспортной системы экономического региона
4.1 Общая характеристика транспортной системы
4.2 Железнодорожный транспорт
4.3 Речной транспорт
4.4 Морской транспорт
4.5 Автомобильный транспорт
4.6 Трубопроводный транспорт
5. Основные направления развития региона
Список использованной литературы
Северный Кавказ
район высокотоварного
Спектр предприятий
легкой промышленности широк: кожевенные,
обувные, текстильные, швейные. Наиболее
крупные: Краснодарский камвольно-
3.8 Экономико-географическая
характеристика внешнеторговых
и пассажирских перевозок
Приморско-приграничное
положение Северного Кавказа
определило наличие широких транспортно-экономических
связей России с государствами ближнего
и дальнего зарубежья через морские торговые
порты и пункты пропуска грузов через
государственную границу (Успенская, Гуково
и Саламур). Новороссийский и Туапсинский
морские порты переваливают около 70% российского
экспорта нефти и нефтепродуктов. Импортные
грузы в порты и через передаточные пункты
Северо-Кавказкого экономического района
прибывают более чем из 30 стран.
Экспортные грузы,
проходя по железной дороге, перегружаются
в портах и следуют через сухопутные
переходы с европейской части России,
включая Москву, с Урала и Сибири, а также
транзитом через территорию России из
Казахстана и стран Центральной Азии,
и направляются в более чем 50 стран мира
и всех континентов.
Глава 4. Характеристика
транспортной системы экономического
региона
4.1 Общая характеристика
транспортной системы
Транспортный
комплекс Северо-Кавказкого экономического
района представляет собой сложную
систему железнодорожных путей,
автомобильных дорог, водных магистралей,
морских и речных портов, сети трубопроводов.
Ростов-на-Дону – крупный центр авиационных
связей, важный железнодорожный узел,
морской и речной порт.
4.2 Железнодорожный
транспорт
Территория Северо-Кавказского
экономического района обслуживается
Северо-Кавказской железной дорогой, которая
обеспечивает как внутрирайонную связь,
так и связь с другими регионами. Эксплутационная
длина железнодорожных путей района составляет
6,3 тыс. км. (7,4% эксплутационной длины железнодорожной
сети России) со средней плотностью на
10 тыс. кв. км. территории – 160 км. железнодорожных
путей (средняя по РФ – 51 км). Северо-Кавказская
железная дорога и район её тяготения
полностью совпадает с границами района.
Таблица № 3. Характеристика железнодорожного транспорта региона: (данные 2006 года)Субъект Федерации Длина ж/дороги (тыс. км.) Плотность ж/дороги (км/1000 кв.км.)
Адыгея республика 148 194
Дагестан республика 516 103
Ингушетия республика 39 178
Кабардино-Балкария республика 133 107
Карачаево-Черкессия республика 51 36
Краснодарский край 2174 286
Ростовская область 1865 185
Северная Осетия-Алания республика 144 180
Ставропольский край 944 142
Чечня республика 304 178
И Т О Г
О: 6318 1578
Главной осью Северокавказской
железной дороги, проходящей по территории
Северного Кавказа, является магистраль
(Лиски) – Лихая – Ростов – Тихорецкая
– Кавказская – Армавир – Минеральные
воды – Прохладная - Гудермес – Махачкала
– Самур – (Баку), пересекающая район с
северо-запада на юго-восток. К ней примыкает
линия Армавир – Туапсе – Сочи – веселое,
обеспечивая выход в западные районы Закавказья.
С юго-запада на юго-восток проходит направление
Новороссийск – Крым – Краснодар – Кавказская
- Ставрополь – (Элиста). Выход с Северного
Кавказа на Нижнюю Волгу и далее на восток
обеспечивают два направления: Червленная
– Узловая – Кизляр - Олейниково – (Астрахань)
и Тихорецкая – Сальск – Котельниково
– (Волгоград). Наиболее разветвленную
сеть имеет северо-западная часть Северо-Кавказского
района, которая обеспечивает взаимодействие
с морским и речным транспортом, имея выходы
к портам, а также осуществляя транспортно-экономические
связи с ближним и дальним зарубежьем.
В условиях сложной политической обстановки
и военных действий в Чеченской республике,
была построена обходная железнодорожная
линия Кизляр – Карлан-Юрт, в обход Чечни
через территорию Дагестана.
4.3 Речной транспорт
Реки Северного
Кавказа многочисленны и
4.4 Морской транспорт
Три моря омывают
территорию Северного Кавказа: с
запада – Азовское и Черное, с
востока – Каспийское. Морские
порты расположенные на территории
региона, хорошо оборудованы. На черноморском
побережье Краснодарского края расположены
глубоководные российские порты. Порт
Новороссийск располагается в Цемесской
Бухте, в его состав входят: Новороссийский
морской торговый порт, Новороссийский
лесной порт, рыбный порт. Туапсинский
морской торговый порт, глубоководный
и незамерзающий, в его составе два грузовых
специализированных района: наливной
и сухогрузный. Порты Азовского моря: в
краснодарском крае: Ейск, Темрюк и Кавказ,
в Ростовской области: Таганрог и Азов.
На побережье Каспийского моря расположен
морской торговый порт Махачкала.
4.5 Автомобильный
транспорт
По территории
Северного Кавказа проходят благоустроенные
автомобильные магистрали, по которым
осуществляются межрайонные и межобластные
перевозки, есть автодороги местного значения,
например в горах – это единственное быстрое
и надежное средство передвижения грузов.
Есть в регионе федеральные автомобильные
дороги, имеющие международное значение
и включенные в сеть международных дорог,
такие как: (…Киев – Харьков) - Ростов-на-Дону
– Волгоград – Астрахань и далее в Центральную
Азию до границы с Китаем; Москва – Воронеж
– Ростов-на-Дону – Краснодар – Владикавказ
и далее на Тбилиси и Ереван. Изменившаяся
политическая обстановка на Северном
Кавказе и нестабильное положение в регионе
привели к закрытию сквозного движения
автотранспорта по главной магистрали
юга России «Кавказ», что обусловило необходимость
пересмотра сети автомобильных дорог.
Таблица № 4. Характеристика автомобильного транспорта региона (данные 2006 года)Субъект Федерации Длина авто/дороги (тыс. км.) Плотность авто/дороги (км/1000 кв.км.)
Адыгея республика 1532 202
Дагестан республика 7221 144
Ингушетия республика 777 199
Кабардино-Балкария республика 2881 230
Карачаево-Черкессия республика 1887 134
Краснодарский край 10253 135
Ростовская область 10998 109
Северная Осетия-Алания республика 2309 289
Ставропольский край 7459 112
Чечня республика 3057 199
И Т О Г
О: 48374 1753
4.6 Трубопроводный
транспорт
Широкое развитие
получил на Северном Кавказе трубопроводный
транспорт – нефтепроводов и газопроводов.
По магистральным нефтепроводам АО «Черномортранснефть»
нефть перекачивается от Тихорецка до
Туапсе и Новороссийска. Из Предкавказья
по системе магистральных газопроводов
газ идет на Москву и Санкт-Петербург,
обслуживая по пути предприятия и население
Ростова, Воронежа и многих других населенных
пунктов. Действует нефтепровод из Казахстана
– от месторождения Тенгиз через Атырау,
далее по трассе Астраханская – Комсомольская
– Кропоткин – Новороссийск. В 2004 году
вступил в строй магистральный газопровод
«Голубой поток», по которому природный
газ из Западной Сибири передается в Турцию
через Новороссийск. Пройдя по территории
Ростовской области и Краснодарского
края, газопровод улучшил энергообеспеченность
и региона, его трасса проходит по дну
Черного моря.
Основные направления
развития региона.
В перспективе
в экономике развития Северо-Кавказкого
района ожидается уменьшение доли тяжелого
машиностроения. Химии и нефтехимии.
Вместе с тем получат развитие
машиностроение и самолетостроение, производство
оборудования для аграрного сектора, отраслей
пищевой и перерабатывающей промышленности,
индустрии строительных материалов. Важнейшей
задачей остается повышение эффективности
работы АПК Северного Кавказа: увеличение
урожайности всех культур, совершенствование
сельскохозяйственной специализации
каждой части района с учетом природных
и экономических условий. Необходимо проводить
постоянную работу по сохранению и восстановлению
рыбных богатств Азовского и Каспийского
морей.
Нестабильность
социально-политической обстановки последних
лет привела к спаду развития
рекреационной сферы, включая туризм
и отдых. Учитывая уникальность природных
ресурсов и их огромный потенциал, а
также ту роль, которую играет рекреационное
хозяйство в экономике района, необходимо
сделать все возможное для его дальнейшего
развития.
Список использованной
литературы
1. Б.М.Лапидус,
Ф.С.Пехтерев, Н.П.Терешина / Регионалистика.
УМК МПС России 2001 г.
2. Экономическая
и социальная география России под
редакцией профессора А.Т.Хрущева / Москва.
Дрофа. 2006г.
3. Учебник / Регионоведение
под редакцией профессора Т.Г.
4. Ю.И.Гладкий,
В.А. Доброскок, С.П.Семенов / Экономическая
география России / Москва 1999 г.
5. Э.Н.Кузьбожев,
И.А.Козьева, М.Г.Световцева / Экономическая
география и регионалистика / Москва.
Высшее образование. 2007 г.
6. А.Л.Чепалыга, Г.И.Чепалыга / Регионы России. Справочник / Москва. 2006 г.