Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа
Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. Рациональное размещение производительных сил на территории России и развитие экономики отдельных районов являются важным направлением повышения эффективности народного хозяйства и благосостояния людей. При этом большое значение имеет правильное размещение транспортной системы в регионах, формирование оптимального спроса на перевозки и достаточное удовлетворение потребностей общества в перемещении товаров и пассажиров. Изучение этих вопросов позволит нам лучше освоить экономико-географическую структуру производства и транспорта, в том числе и железных дорог: вопросы рационального использования природных ресурсов и эколого-экономические проблемы регионов.
Введение
Глава 1. Общая характеристика размещения производительных сил экономического района
Глава 2. Анализ экономико-географического положения экономического района
Глава 3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района. Их роль в российском производственном потенциале
3.1 Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса
3.2 Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлургии
3.3 Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
3.4 Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса
3.5 Экономико-географическая характеристика строительного комплекса
3.6 Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности
3.7 Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса
3.8 Экономико-географическая характеристика внешнеторговых и пассажирских перевозок
Глава 4. Характеристика транспортной системы экономического региона
4.1 Общая характеристика транспортной системы
4.2 Железнодорожный транспорт
4.3 Речной транспорт
4.4 Морской транспорт
4.5 Автомобильный транспорт
4.6 Трубопроводный транспорт
5. Основные направления развития региона
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общая
характеристика размещения производительных
сил экономического района
Глава 2. Анализ
экономико-географического
Глава 3. Экономико-географическая
характеристика важнейших отраслей
промышленного производства района. Их
роль в российском производственном потенциале
3.1 Экономико-географическая
характеристика топливно-
3.2 Экономико-географическая
характеристика черной и
3.3 Экономико-географическая
характеристика машиностроительного
комплекса
3.4 Экономико-географическая
характеристика химического и
нефтехимического комплекса
3.5 Экономико-географическая
характеристика строительного
3.6 Экономико-географическая
характеристика лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности
3.7 Экономико-географическая
характеристика
3.8 Экономико-географическая
характеристика внешнеторговых
и пассажирских перевозок
Глава 4. Характеристика
транспортной системы экономического
региона
4.1 Общая характеристика
транспортной системы
4.2 Железнодорожный
транспорт
4.3 Речной транспорт
4.4 Морской транспорт
4.5 Автомобильный
транспорт
4.6 Трубопроводный
транспорт
5. Основные направления
развития региона
Список использованной
литературы
Введение
В настоящее
время в условиях утверждения
рыночных отношений, повышения автономии
отдельных регионов, развития их самостоятельных
экономических связей с зарубежными
партнерами, совершенствования социально-
Современное экономическое
районирование России включает три
основных звена: крупные экономические
районы; районы среднего звена – республики,
края, области, автономные округа; низовые
районы – административно-хозяйственные
субъекты. Каждый вид экономического районирования
отвечает определенным задачам территориального
развития. К высшему звену районирования
относят крупные экономические районы.
Это четко специализированные и относительно
завершенные территориально-хозяйственные
комплексы, которые играют важную роль
в российском разделении труда и располагают
значительной территорией, большой численностью
населения, разнообразным природно-ресурсным
потенциалом.
В настоящее
время в составе Российской Федерации
находятся 11 крупных экономических
районов: Северный, Северо-Западный и
Калининградская область, Центральный,
Волго-Вятский, Центрально-Черноземный,
Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,
Дальневосточный.
Рациональное
размещение производительных сил на
территории России и развитие экономики
отдельных районов являются важным
направлением повышения эффективности
народного хозяйства и благосостояния
людей. Рациональное размещение производительных
сил на территории России и развитие экономики
отдельных районов являются важным направлением
повышения эффективности народного хозяйства
и благосостояния людей. При этом большое
значение имеет правильное размещение
транспортной системы в регионах, формирование
оптимального спроса на перевозки и достаточное
удовлетворение потребностей общества
в перемещении товаров и пассажиров. Изучение
этих вопросов позволит нам лучше освоить
экономико-географическую структуру производства
и транспорта, в том числе и железных дорог:
вопросы рационального использования
природных ресурсов и эколого-экономические
проблемы регионов.
Экономико-географические
особенности нашей страны выдвинули
железные дороги на первое место в транспортной
системе каждого экономического региона.
Железнодорожный транспорт отличается
регулярностью движения во все времена
года, он принимает на себя основную часть
потоков массовых грузов и в условиях
нашей страны с её большими расстояниями,
массовым и непрерывным производством
наилучшим образом отвечает потребностям
в перевозках. Транспорт играет исключительно
важную роль в функционировании экономических
районов страны. Он выступает одной из
базовых отраслей народного хозяйства
и способствует, с одной стороны, комплексному
развитию каждого экономического района,
а с другой, - объединению всех экономических
районов в единый хозяйственный организм.
Глава 1. Общая
характеристика размещения производительных
сил экономического района
Северный Кавказ
– мощный индустриально-аграрный район
России. Основу его экономического
потенциала составляют межотраслевые
комплексы, среди которых особенно
выделяются агропромышленный, топливно-энергетический,
машиностроительный и санаторно-курортный.
Они определяют специализацию района
в территориальном разделении труда. В
условиях перехода к рынку приоритетное
развитие этих комплексов наиболее целесообразно.
По своему экономическому потенциалу
Северо-Кавказкий экономический район
самодостаточен. Экономические трудности
не причина, а фактор, вытекающий из многофакторной
нестабильности этого региона.
Можно привести
следующие данные о доходах бюджетов
субъектов Российской Федерации, входящих
в Северо-Кавказкий
Республики Кабардино-Балкария,
Дагестан и Северная Осетия-Алания
входят в группу субъектов РФ, на территории
которых в настоящее время отсутствуют
крупные отрасли и предприятия – источники
формирования финансовых средств. На территории
этих республик промышленное производство
размещалось в ограниченных масштабах,
имеющиеся мощности производственных
комплексов используются только на 20-30
%.
В группу субъектов
РФ, расположенных в Северо-
Одной из причин
различий финансовых возможностей регионов
является размер территории субъекта
и связанное с этим число плательщиков
налогов и получателей
На Северном
Кавказе в половой структуре
населения доля мужчин составляет 47%.
Но район имеет самую большую
долю в составе населения лиц
молодых возрастов: 25% населения
здесь моложе трудоспособного возраста.
По продолжительности жизни
Северный Кавказ
– один из самых многонациональных
и поликультурных экономических регионов
России. И с экономической, с политической
и с демографической точек зрения Северо-Кавказкий
регион является самым проблемным в России.
Сегодня Северный Кавказ еще не освободился
от межнациональных конфликтов. Часты
случаи терроризма, похищения людей. Это
сильно отравляет общественный климат
региона, снижает его привлекательность
для инвестиций, несмотря на богатство
его природы и широкие возможности его
развития.
Глава 2. Анализ
экономико-географического положения
экономического района
Северный Кавказ
занимает важное геостратегическое
положение. Регион стал узлом острых
международных противоречий и борьбы
за влияние на него. Здесь «перекрещиваются»
интересы США, Англии, Турции, Ирана, государств
арабского мира, Украины, Казахстана. Северо-Кавказский
экономический район занимает 1,6 % территории
страны, его площадь 355,1 тыс.кв. км., граничит
с Поволжским районом, Азербайджаном,
Грузией и Украиной, омывается тремя морями:
Каспийским, Черным и Азовским. По природным
условиям Северный Кавказ можно разделить
на три зоны: степную или равнинную, предгорную
и горную. Температурный режим равнинных
частей района намного благоприятнее
для развития сельского хозяйства по сравнению
с другими районами страны.
В состав Северо-Кавказского
экономического района входят: Ростовская
область, Краснодарский край, Ставропольский
край, Республика Адыгея, Республика Дагестан,
Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская
Республика, Северная Осетия-Алания, Ингушетия,
Чеченская Республика.
Северный Кавказ
– самый многонациональный
Таблица № 1. Характеристика
экономического района по плотности
населения: (данные 2006 года)Административно-
Городское Сельское Городского
Адыгея г.Майкоп 7,6 448 230
Дагестан г.Махачкала 50,3
Ингушетия г.Магас 5,0 315 135 180 42,8
Кабардино-Балкария
г.Нальчик 12,5 786 436 350 55,
Карачаево-Черкессия
г.Черкесск 14,1 431 190 241
Северная Осетия-Алания
г.Владикавказ 8,2 670 460 210
Чечня г.Грозный 14,1 768 265 503 34,
Краснодарский
край г.Краснодар 76 5млн.7тыс 2503
Ставропольский край г.Ставрополь 66,5 2млн. 660 1793 867 67,4 32,6 40,0
Ростовская область
г.Ростов-на-Дону 100,8 4млн.