Северо-кавказский федеральный округ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении вопроса создания нового восьмого по счету Северо-Кавказского федерального округа.
Задачами данной работы являются:
- проанализировать управление регионом в исторической ретроспективе;
- отследить характерные проблемы территорий, входящих в состав рассматриваемого округа;
- просмотреть план и реализацию решения проблем, существующих в Северо-Кавказском регионе;

Работа содержит 1 файл

СЕВЕРО-КАВКАЗКИЙ ФО.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Введение 
 

     Темой данного реферата является: «Северо-кавказский федеральный округ».

     За многовековую историю южных регионов накопилось много противоречий между центром и периферией, между народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

    Все это обусловило чрезвычайно взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном Кавказе, где вот уже почти десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

     Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в ближайшее время.

Нестабильность  на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, все же остается главной проблемой юга России. И именно выделение этих и других наиболее «проблемных» регионов в один федеральный округ представляет интерес в данной реферативной работе.

Цель данной работы состоит в изучении вопроса создания нового восьмого по счету Северо-Кавказского федерального округа.

Задачами  данной работы являются:

- проанализировать  управление регионом в исторической  ретроспективе;

- отследить  характерные проблемы территорий, входящих в состав рассматриваемого округа;

- просмотреть  план и реализацию решения  проблем, существующих в Северо-Кавказском  регионе;

При написании реферативной работы, мною были использованы различные теоретические материалы: учебная литература, международно-правовые  нормативные акты, электронные ресурсы,  а также периодические издания «Черкесск: вчера, сегодня, завтра», «Вестник Московского университета»         

Методологической  основой исследования является диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ и синтез, методы группировки, сравнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. «Новая власть» в Северо-Кавказском федеральном округе.      

         

          Северо-Кавка́зский федера́льный о́круг — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В. В. Путиным. Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. Это самый маленький федеральный округ России и единственный, в котором этнические русские составляют меньшинство населения. Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа (однако входит в крупную Кавказско-Минераловодскую агломерацию).

          Северо-кавказский федеральный округ был сформирован  из семи регионов, которые прежде входили в состав Южного федерального округа – Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании, Чеченской Республики и Ставропольского края. Полномочным представителем главы государства в этом сложном и важном регионе и вице-премьером Дмитрий Медведев назначил Александра Хлопонина. Таким образом, возникла уникальная позиция, когда одно лицо является и заместителем председателя правительства России и полномочным представителем Президента.

          Дело в том, что определенный отрыв кавказского региона от остальной России и проблемы управления этой территорией из центра существовали с первых лет присоединения Кавказа к империи. Каких только форм правления здесь не пробовали. В 1785 году – учреждение кавказского наместничества из Астраханской области, образование Кавказской губернии с центром в Екатеринограде (нынешняя станица Екатериноградская в Кабардино-Балкарии). В 1802 году губернским городом назначен Георгиевск (Ставропольский край), в 1822 году губерния переименована в область с центром в Ставрополе. В 1844 году организовано Кавказское наместничество, включившее в себя и Закавказье; в состав наместничества территории входили на правах губерний и областей. Наместничество было упразднено в 1882 году. Именно в январе этого года Кавказ и Закавказье были наконец-то включены в общую административную систему Российской империи. Главой всей администрации стал главноначальствующий гражданской частью на Кавказе – "главный блюститель прав самодержавия, пользы государства, точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства1". А в феврале 1905 года наместничество снова восстанавливается. В общем, как мы видим, в Российской империи управление Кавказом всегда было страшной головной болью.

          Таким образом можно сделать вывод о том, что долгое время Кавказ управлялся таким образом, что в определенной мере укреплялась его изоляция от всей страны. Все общероссийские нормативно-правовые акты действовали на Кавказе, если не противоречили особому "Учреждению управления Кавказского края"2. Главноначальствующий мог не применять на территории Кавказа те общероссийские предписания, в тексте которых не было сказано, что они должны применяться на Кавказе. То есть реально существовал разрыв между жизнью России и жизнью одного из ее регионов.

С 1905 года кавказский наместник подчинялся непосредственно императору. В руках  наместника было сосредоточено все  высшее гражданское управление краем, с подчинением ему всех правительственных мест и должностных лиц. Без согласия наместника ни одно министерское распоряжение не было быть предписано к исполнению. Занимавший наместническую должность граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков должен был согласовывать многие свои решения с Комитетом (Советом) министров, Госдумой и Госсоветом, однако предпочитал обращаться непосредственно к самодержцу.

      Уже тогда наместник обозначил одну из главных "болевых точек" Кавказа: «Опыт централизации управления Кавказом из Санкт-Петербурга, с учреждением на месте должности главноначальствующего гражданскою частью дал довольно печальные результаты. Кавказ, вместо того, чтобы идти по пути развития, за центром Империи, отстал от него, и вина в этом лежит не на местной кавказской власти, а на центральных учреждениях».

       Граф прямо обвиняет центральную бюрократию. Проблема была, по его мнению, в том, что местная администрация могла только испрашивать позволение на совершение каких-либо действий, но решали все в столице, в которой далеко не всегда владели ситуацией: "Проекты всех существенных для края реформ, намечаемых главноначальниками (…) не получали в Петербурге дальнейшего движения и под тем или иным предлогом возвращались обратно. Все мелкие должностные вопросы (...) не встречали в центре ни малейшего сочувствия местным интересам, и если получали разрешение, то под углом зрения общегосударственных задач, вроде ограждения средств государственного казначейства от излишних расходов… Деятельность ведомств, не поставленных в прямую связь с деятельностью главноначальствующих (…) совершенно отклонилась от соображений с местными условиями".

        Таким образом, сегодня российская власть, объединив в руках одного человека функции и права местного и центрального руководителя, снова пытается преодолеть пропасть между федеральным центром и регионом, добиться оперативной реализации необходимых решений. 
 

2. Проблемы  Северо-Кавказского федерального округа. 

          Кавказ является уникальной территорией с прекрасной природой, энто-культурной и социальной составляющей. Но, как и у любого другого, у этого региона есть ряд «проблемных» областей.

          Первое: на Кавказе существует доминирование как в экономике, так и политике кланово-этнических структур. Каждая республика не похожа на другую – Дагестан не похож на Чечню, Чечня – на Карачаево-Черкесию, при том, что живут похожие народы. Все кавказские регионы, даже те, где есть заводы, производящие водку, доход от одних акцизов все равно являются дотационными. Почему? Потому что бюджетные деньги просто разворовываются, делятся и не доходят ни до завода, ни до социальных структур.

         Второе: То, что хорошо в Смоленской области, на Кавказе порождает очень серьезные проблемы. На Кавказ нельзя просто наложить какую-то матрицу, какую-то кальку, умозрительно сформированную где-то в другом месте. Проблема общинных территорий общего пользования, проблема их земли, родовых территорий – она существует, сколько бы лет ни проходило. Люди помнят, кто на какие пастбища гонял скот, какие земли принадлежали той или иной общине, джамаату, селу. Кавказ не втискивается в эту схему, он требует к себе внимательного, конкретного отношения. Каждый мельчайший нюанс на Кавказе - особенно это чувствуется в многонациональном Дагестане - может вырасти в огромную проблему, порождающую насилие, терроризм, если его, нюанс, не решать именно в кавказской специфической политике. 
          Отсюда делаем вывод о третьей проблеме Кавказа – у федеральной власти отсутствует концепция кавказской политики. Это особый регион, регион особой кавказской цивилизации. Он требует специального интеллектуального, политического, стратегического описания, и формирование кавказской политики должно быть не просто так - от Каспийского до Черного моря взяли и сформировали политику, - а по каждой республике, по каждому региону отдельно. Кавказ не терпит к себе пренебрежительного отношения, все это на Кавказе отражается конфликтами и приводит к пролитию крови, к войне.

       Вот три важнейшие проблемы, которые необходимо озвучить. Есть еще другие всевозможные проблемы, но терроризм и радикализм являются для меня только следствием. Это ни в коей мере не первоочередные проблемы Кавказа, и порождаются, прежде всего, социально-экономическими и разного рода коррупционными проблемами. Коррупция, неустроенность, бедность, безработица, расхлябанность во власти, все эти факторы мешают сегодня мирной жизни на Северном Кавказе.

          В связи с рассмотренными ранее проблемами необходимо осветить общий политический и экономический курса развития округа, который был озвучен премьер-министром В.В Путиным, который базируется на пяти основных пунктах.

          Первое - должна быть разработана комплексная стратегия развития федерального округа в целом. На ее основе нужно подготовить четкие планы действий по каждому субъекту вновь образованного федерального округа - как, что, в какие сроки, за счет каких ресурсов и каких источников нужно решить те или иные проблемы. Полпреду предстоит обеспечить координацию и контроль исполнения этих планов.

          Второе - необходимы специальные решения для улучшения инвестиционного климата. Путин предложил проработать вопрос создания особых экономических зон на территории федерального округа, региональных индустриальных парков в каждом из субъектов Северного Кавказа. Процедуры их создания должны быть понятны и прозрачны, необходимо исключать возможность для злоупотребления и не повторять ошибок прошлого, сказал премьер. Он попросил руководителей регионов уделить этому личное внимание. Кроме того, Путин поручил Минэкономразвития и Минпрому внести предложения по развитию промышленного потенциала региона.

          В-третьих, заявил премьер, профильные федеральные ведомства и естественные монополии должны сформировать инвестиционные программы по развитию инфраструктуры Северного Кавказа, его субъектов.

"Прежде  всего, речь идет о министерстве  транспорта, министерстве энергетики, "Газпроме", РЖД, Федеральной  сетевой компании. И, конечно,  в сфере сельского хозяйства  Минсельхоз должен подготовить  свою программу", - сказал Путин.

Особо важным он считает развитие малого и среднего бизнеса. Путин поручил  Минэкономразвития оперативно представить  свои соображения по поводу поддержки  предпринимательства в регионе, а крупнейшим банкам с государственным  участием - ВЭБу, ВТБ, Сбербанку - подготовить программы развития кредитования малых предприятий на Северном Кавказе.

Проработать с коллегами этот вопрос премьер  попросил министерство финансов."Понятно, что здесь мы не собираемся никем  командовать, и не давать директивных указаний. Но настроить их на более активную работу в этом регионе можно", - считает Путин.

Информация о работе Северо-кавказский федеральный округ