Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:21, реферат
В Швейцарии сельское хозяйство развивалось в течение всего послевоенного периода медленными темпами, переживая постоянные трудности. Большая раздробленность и разбросанность земельных участков, сложность применения машин в условиях гористого рельефа, конкуренция с импортируемыми продуктами сельского хозяйства, непрерывный рост цен на предметы, нужные деревне, и одновременный застой цен на то, что сама деревня производит, -- все это приводит к тому, что сельскохозяйственное производство оказывается малорентабельным, прежде всего для мелкого крестьянства. К этому надо прибавить такие факторы, как все растущая задолженность по банковским ссудам, произвол скупщиков-оптовиков.
1. Особенности сельского хозяйства в Швейцарии
2. Регулирование цен в сельскохозяйственной отрасли
3. Органическое сельское хозяйство
4. Импорт натуральной продукции
3.Органическое
сельское хозяйство
Органическое сельское хозяйство является экологически и экономически устойчивой формой ведения сельского хозяйства. Переход к более интенсивному и механизированному сельскому хозяйству, а также широкое использование генно-модифицированных (ГМ) организмов являются серьезными экологическими рисками, приводящими к падению плодородности почв, появлению новых заболеваний и сужению биологического разнообразия. Органическое сельское хозяйство направлено не на дальнейшее упрощение технологий при помощи технических средств, а на максимальное использование свойств саморегулирующихся систем и природных свойств почв, растений и животных. Интенсивное использование в сельском хозяйстве достижений технического прогресса приведет его в тупик как в экологическом, так и в экономическом смысле: перепроизводство влечет за собой падение цен, одновременно с которым происходит рост расходов на оплату труда более квалифицированных работников, покупку техники и оборудования, их модернизацию. Растущие расходы вынуждают предприятие сильнее эксплуатировать ресурсы своих земель, однако разрыв между доходами и расходами сократить принципиально невозможно. Для многих сельскохозяйственных предприятий стран с переходной или развивающейся экономикой вопрос о внедрении новейших технологий даже не стоит.
Органическое сельское хозяйство является методом интенсивного сельского хозяйства, основанным на эффективном использовании всего комплекса местных условий и ресурсов. В развивающихся странах такая форма хозяйствования может быть чрезвычайно благоприятна для устойчивого социально-экономического и экологического развития, поскольку отличается низким уровнем себестоимости и высокой экономической эффективностью. Рынок продукции органического сельского хозяйства (натуральной продукции) является очень перспективным и недостаточно развитым, поэтому открывает перед производителями и экспортерами широкие горизонты.
Экологически чистому производству уделяется в Швейцарии большое внимание. Жители страны стремятся потреблять безопасные для здоровья продукты. В 2005 г. на общем референдуме был принят пятилетний мораторий на использование генетически модифицированных продуктов (ГМП) в отечественном сельском хозяйстве. Этот запрет не распространяется на ввоз в Швейцарию ГМП, но на каждой этикетке товара обязательно должно указываться, что он генетически модифицирован. Аббревиатуры недопустимы.
Все больше популярность приобретает органическое сельское хозяйство. В 2005 г. доля фермерских хозяйств, применяющих органические методы, составила 11% от общего числа фермерских хозяйств в Швейцарии. По прогнозам их рост будет продолжаться. Особенно много фермерских хозяйств, перешедших на экологически чистое производство, в горных районах. По данным Федерального ведомства по статистике в 2005 г. на их долю приходилось 20%.
Натуральная сельхозпродукция может быть реализована на внутреннем рынке, если она соответствует определенным требованиям, содержащимся в законодательстве Швейцарии.
Естественному выращиванию птиц и животных придается большое значение. Швейцария стала первой страной в мире, запретившей батарейную систему содержания птицы. Здесь также недопустимо использование антибиотиков и гормонов в качестве пищевых добавок.
Население Швейцарии, составляющее 7,3 млн. человек, живет на площади, равной 41 284 кв.км. Более 50% населения сосредоточено в или под Цюрихом, Базелем, Женевой и Берном. Плотность населения составляет 176 человек на кв.км. В течение 20 лет население вырастет до 7,6 млн., основной причиной роста является увеличение продолжительности жизни. В 2020 году более 50% швейцарцев будут старше 50 лет, а возрастная группа 50-70 лет, как считается, обладает особо высокой покупательной способностью вследствие наличия свободного времени и денежных средств. По сравнению с более молодыми, у этой возрастной группой количественной потребление продуктов питания меньше, однако внимания качеству и безопасности пищи уделяется больше. Поэтому группа 50-70 лет особенно интересна для производителей натуральной сельскохозяйственной продукции.
В Швейцарии насчитывается более 3 миллионов семей; далее их количество будет увеличиваться вследствие роста населения и сокращения размера самих семей. Более маленькие семьи создают спрос на продукцию с большой добавленной стоимостью и степенью переработки, а также придают меньшее значение цене. Маленькие семьи менее расположены покупать натуральную продукцию.
Доля работающего населения в возрасте от 15 лет в Швейцарии примерно 68%: занято 77% мужчин и 68% женщин этой возрастной группы. Распределение занятости по отраслям выглядит следующим образом: сельское и лесное хозяйство - 4%, промышленность - 25%, услуги - 71%. Цены на основные товары народного потребления значительно выросли за последние годы: за 1997-2003 гг. инфляция цен на продукты питания составила 8,2%, что немного выше среднего прироста цен на ТНП. За этот же период отпускные цены производителей снизились на 9,2%. 8,4% от общего объема частного расходования идет на покупку продуктов питания. Негативная динамика сохранятся уже несколько десятилетий и сохранится в будущем, скорее всего. Причина - в увеличении расходов на страховки, развлечения, путешествия, досуг. В течение последних 10 лет швейцарское органическое сельское хозяйство динамично развивалось. С начала 90-х годов оно активно поддерживается государством и общественными организациями. Быстро увеличивается площадь земель, на которых ведется органическое сельское хозяйство - в начале 2002 года она достигла 103 тысяч га. За прошедшее десятилетие число фермерских хозяйств, применяющих органические методы, увеличилось в 8 раз и к началу 2003 года составило 6 466 (10,8% всех фермерских хозяйств Швейцарии). В дальнейшем рост продолжится, хотя будет уже не столь интенсивным.
Натуральная продукция выращивается в основном в частных семейных хозяйствах, средний размер которых - 16 га. Основная продукция органического сельского хозяйства- зерновые, фуражное зерно, овощи и картофель, молоко и молочные продукты, мясо, яйца.
Швейцарский рынок очень разнообразен: в производстве, переработке и реализации натуральной продукции участвуют сотни малых и средних предприятий. В 2002 году оборот этого рынка составил 677 млн. евро (3,5% от общего оборота швейцарского рынка). В качестве посредников между поставщиками и потребителями доминируют две сети супермаркетов: COOP (50%) и Migros (25%). В настоящее время 75% продукции продается через эти две сети. За ними следуют специализированные магазины (16%), булочные, мясные магазины и небольшие сети (4%). Доля прямых продаж - 5%. По сравнению с другими европейскими странами, супермаркеты явно лидируют на рынке натуральных продуктов питания. Кроме того, существует ряд оптовых компаний, импортеров и агентов, специализирующихся на импорте натуральной продукции. Сеть COOP продает натуральные продукты питания с начала 90-х годов. В 2002 году объем продаж достиг 526 млн. швейцарских франков. Эта сеть ставит перед собой амбициозные цели: удвоить оборот в течение ближайших лет и завоевать 10% рынка основных продуктов в 2005 году. В 2003 году на ее долю пришлось 25% продаж натуральной продукции, а оборот составил 264 млн. франков.
Однако
покупатели считают натуральными не только
сертифицированные натуральные продукты
(т.е. натуральную продукцию в узком смысле
слова), но и интегрированную продукцию
или товары, отвечающие более высоким
стандартам качества. Рыночная политика
торговых компаний основана на акцентировании
качества, экологичности и безвредности
натуральных продуктов питания. По мере
роста спроса происходит динамичное развитие
рынка: оборот сертифицированных товаров
с 2002 году составил 1.056 млрд. франков (3,5%
оборота швейцарского рынка продовольствия).
Две трети продаваемой в стране натуральной
продукции могут производиться внутри
страны, остальное - это те продукты, которые
не могут быть выращены в Швейцарии (кофе,
цитрусовые и т.д.). Кроме того, потребность
в импорте возникает в связи с сезонными
колебаниями предложения.
4.
Импорт натуральной продукции
Сельское хозяйство обеспечивает 60% потребностей страны в продовольствии. Основная отрасль -- животноводство (75% стоимости сельскохозяйственной продукции). Рейтинг перспективной конкурентоспособности стран мира, составленный специалистами Всемирного экономического форума в Давосе, отводит Швейцарии почетное 6--7-е место. На долю маленькой Швейцарии приходится около 2% мирового внешнего торгового оборота. Основная часть торговых связей обращена к центральной части Западной Европы и к США (более 80% всего грузооборота). Доля России в импорте Швейцарии -- 6%.
В прошлом спектр импортируемой продукции органического сельского хозяйства был очень широк, но объем импорта ограничивался рядом факторов, что затрудняло регулярные поставки. Среди таких факторов: жесткие требования к качеству, требования посредников, транспортно-логистические проблемы. Но несмотря на все трудности, импорт натуральной продукции быстро растет вследствие уверенного спроса (особенно высок спрос на муку, хлеб, фуражное зерно, сою, рис, цитрусовые и сухофрукты). В перспективе увеличение объемов импорта продолжится. За счет внутреннего производства удовлетворяется только 40% спроса на натуральные зерновые. Натуральное молоко и молочные продукты практически не импортируются.
Для импорта продукции органического сельского хозяйства на швейцарский рынок рекомендуется пользоваться услугами местного импортера, а не пытаться реализовать ее напрямую. Импортер может предоставить экспортеру всю необходимую информацию о ситуации на рынке, стандартах качества, условиях доступа на рынок, порядке оформления импорта. Не менее важно, что импортер может оказать транспортно-логистические услуги, которые максимально ускорят доставку товара к покупателю. Коммерческие потребители зачастую предпочитают покупать товары у известного им поставщика, которые возьмут на себя.
. Швейцария - это один из самых интересных рынков для поставщиков вин, поскольку потребление на душу населения одно из самых высоких в мире (сравнимо с показателями Южной Европы). В год потребляется около 23 тысяч гектолитров натурального вина, из них 10 тысяч производится в Швейцарии и 13 тысяч импортируется. Площадь земель, на которых производится натуральное вино, составляет примерно 250 га; при этом общая площадь земель, используемых для виноделия - 15 тысяч га. Доля натурального вина в общем потреблении - 0,8%. Производимое в Швейцарии натуральное вино, в основном, продается напрямую; розничные сети, занимаются также импортом. Натуральные вина занимают особое место в ассортименте продукции органического сельского хозяйства и считаются предметом роскоши..
За последние пять лет спрос на натуральное молоко развивался быстрее, чем предложение, хотя переход на органическое сельское хозяйство фермерских хозяйств в ряде регионов создал там ситуацию перепроизводства. Поэтому ассоциации производителей натурального молока и молочной продукции Швейцарии приняли на себя функцию координации предложения в этом секторе рынка. Ежегодный прирост спроса стабильно находится на уровне 10-20%. В перспективе он немного снизится - до 5-10%.
Товары их натурального молока очень популярны в Швейцарии. В 2002 году почти 10% проданного молока было получено в хозяйствах, ведущее органическое сельское хозяйство. Согласно двусторонним соглашениям между Швейцарией и ЕС разрешается импорт в Швейцарию только натурального сыра, натуральное молоко и молочные продукты не импортируются. В будущем будут ввозиться только определенные всемирно известные сорта сыра из Франции и Италии. До недавнего времени эту продукцию можно было купить только в специализированных магазинах.
Заключение
В своей работе я рассмотрела и произвела анализ почти большой части сельского хозяйство.
Итак, Швейцария - одна из самых развитых в индустриальном отношении стран мира, занимающая одно из первых мест по опытности и квалификации инженеров и рабочих, качеству производимой продукции и по размерам прибылей, которые получает Швейцария от промышленных предприятий, находящихся в самой стране и за ее пределами, от громадных капиталовложений. Эта небольшая страна играет заметную роль в мировой политической жизни.
Швейцария - высокоразвитое индустриальное государство с интенсивным сельским хозяйством, один из крупнейших экспортеров капитала и финансовых центров мира. Высокий уровень концентрации капитала сочетается с относительно невысокой степенью концентрации производства.
Швейцария
функционирует и развивается гораздо
успешнее и эффективнее, когда для этого
создаются определенные благоприятные
условия. Сельское хозяйство Швейцарии
имеет ярко выраженную животноводческую
направленность , отличается высокой урожайностью
и производительностью труда, имеет мелкие
и средние предприятия, укрепленную фермерскую
хозяйству, хорошо развитую органическую
сельскую хозяйству, где выращиваются
натуральные продукты для потребления
и для импорта.
Список
использованной литературы