Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:26, курсовая работа
В современной глобальной экономике сильные позиции какой-либо страны или группы стран на товарно-сырьевых рынках или отдельных рынках готовой продукции, в том числе машиностроения, металлообработки или авиационно-космической техники, не дает автоматического контроля над мировыми финансовыми рынками, а именно эти рынки в последние годы формировали инвестиционный климат в большинстве стран, предопределяя в конечном счете и конкурентные позиции различных стран в производстве полуфабрикатов и большинства видов готовой продукции. При таких обстоятельствах необходимо еще раз внимательно проанализировать структуру экономического потенциала России и возможности его рыночной реализации на рубеже веков с тем, чтобы трезво и взвешенно определить вероятные результаты российского рыночного эксперимента конца века, памятуя о том, что большая часть социальных экспериментов в стране в течение последних 100 лет закончилась довольно плачевно .
Повсеместное снижение цен на мировых рынках сырья, металлов, энергоносителей можно сравнить с реакцией мировой экономики на относительное перепроизводство базовых товаров накануне серьезных структурных перемен в мировом хозяйстве. Отнюдь не случайно многие эксперты в последнее время говорили и писали о синдроме "глобальной депрессии". Как отметил влиятельный английский еженедельник "Экономист", финансовый кризис Бразилии, разразившийся в январе 1999 г. ("Россия номер 2", как окрестили очередное кризисное потрясение мировой экономики эксперты МВФ), вновь напомнил о том, что в мировой экономике "по-прежнему в полной мере сохраняются все ингредиенты глобальной рецессии" .
Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет приспособиться к грядущим перепадам конъюнктуры на мировых рынках и тем быстрее окажется в состоянии выработать долгосрочную стратегию экономического поведения в сравнительно нестабильном и быстро меняющемся мире.
Включение любой страны в мировую экономику происходит не только через внешнюю торговлю. В этом процессе важную роль играют такие явления, как движение капиталов и участие в мировой финансовой системе, включая мировой фондовый рынок. Если на мировых товарных рынках Россия уже имеет определенные традиции, то в финансовой сфере к концу 90-х годов сложилась достаточно драматическая ситуация, вызванная необходимостью уплаты долгов в размере нескольких десятков миллиардов долларов как международным финансовым институтам, так и частным банкам и кредиторам. Растущая зависимость России от решений МВФ, Всемирного банка, безусловно, не способствует раскрытию ее потенциала в системе мирохозяйственных связей. Глубинная причина этого заключается в том, что современные мировые рынки капитала жестко поляризованы по оси "кредиторы-должники", и для того, чтобы "удержаться на плаву" стране-должнику необходимо иметь достаточные золотовалютные запасы.
Урок бразильского кризиса для России, в частности, состоит в том, что Бразилия не смогла удержать курс своей национальной валюты - реала, имея валютных запасов на общую сумму 43,9 млрд. долл. (без учета золотого запаса). Для сравнения можно указать, что по состоянию на начало 1999 г. валютные запасы России оценивались экспертами МВФ на сумму, не превышавшую 9 млрд. долл, что примерно соответствовало запасам Венгрии (9,4 млрд. долл.), Колумбии (8,4 млрд. долл.), Венесуэлы (10,1 млрд. долл.) и Филиппин (9,0 млрд. долл.) .
Россия и ВТО
Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может стать только тогда, когда она сумеет в полной мере раскрыть свой экономический потенциал, размеры, формы и методы использования которого будут сопоставимы с аналогичными характеристиками потенциала наиболее развитых стран мира. Как указывают многие эксперты, страна, доля которой в мировом ВВП не превышает 1-2%, а размеры федерального бюджета (20 млрд. долл.) соответствуют активам среднего американского пенсионного фонда, вряд ли может быть "полюсом притяжения" в современной глобальной экономике или в современном "многополюсном" мире. Косвенное представление о масштабе проблем, стоящих перед Россией в этом отношении, могут дать данные табл.6.
Таблица 6
Крупнейшие державы
мира и характеристики
их потенциала в 1995 г.
|
State of the World 1997. A Worldwatch Institute Report on Progress Toward a Sustainable Society. N.Y., 1997, p.8.
Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики. Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговорный процесс между российской стороной и Рабочей группой ВТО по присоединению России значительно продвинулся вперед. Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам наиболее сложными оказались проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного производства и деятельности государственных торговых предприятий.
Признание "правил
игры" ВТО для
России может повлечь
за собой существенные
изменения внутри
страны - в ее экономике,
экономической политике
государства, правовом
обеспечении
Сам факт постоянного членства России в ВТО - на что всерьез рассчитывает российская сторона - позволит стране исключить дискриминацию во всем комплексе торговых отношений, защитить интересы российских экспортеров и импортеров за рубежом. Противоречия и споры, возникающие между участниками мировой торговли, могут разрешаться с помощью механизмов и процедур, предусмотренных ВТО, хотя, возможно, в ближайшие годы и произойдет их существенное изменение.
Однако для многих российских производителей членство России в ВТО будет означать большую международную конкуренцию, которую не все смогут выдержать. Особенно большие изменения могут произойти в среде производителей, ориентированных исключительно на внутренний рынок. При этом членство России в ВТО ставит перед федеральным правительством как минимум две проблемы. Одна - это источники пополнения доходных статей бюджета из-за возможного сокращения таможенных пошлин и тарифов (при условии сравнительно низких темпов инфляции в российской экономике в ближайшие годы). Другая - это согласование обязательств России перед рядом стран СНГ, с которыми уже имеются таможенные союзы или иные торговые соглашения.
Конечно, пока еще рано говорить о всех плюсах и минусах вступления России в ВТО, но как форма еще одного эксперимента в сфере раскрытия потенциальных возможностей российской экономики этот шаг заслуживает всяческой поддержки. Принимая "правила игры" ВТО, Россия должна поставить дело внутри страны таким образом, чтобы отечественные компании имели мощную поддержку своего государства, дабы выдержать международную конкуренцию. Иначе говоря, эффекта от внешнеторговой открытости можно ожидать лишь в том случае, если социальный климат в российском обществе будет всемерно способствовать этому процессу.
Финансовая система России и глобальные финансы
Одним из главнейших условий развития национальной рыночной экономики является устойчивая финансовая система страны. Финансовую систему в известном смысле можно сравнить с нервной системой организма, ибо благодаря ей в экономике не только постоянно поддерживается жизненный тонус, но и происходит настройка хозяйственной жизни на все перипетии текущего и перспективного развития. Любые сбои в финансовой системе сразу сказываются на всей экономике. Ведь без финансовых инструментов не может обойтись ни одна отрасль, ни один вид рынка. Вместе с тем именно финансовая система в первую очередь выступает связующим звеном любой страны с внешним миром. Степень открытости национальной экономики и уровень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи легко прослеживается прежде всего через финансовую систему. Поэтому и влияние тех или иных событий в мировой экономике на внутриэкономические процессы также происходит непосредственно через финансовую систему. И это со всей очевидностью обнаружилось во время мирового финансового кризиса, который стартовал в 1997 г. в Юго-Восточной Азии и через год вовлек в свою орбиту Россию. Безусловно, и финансовая система России, и мировая финансовая система являются предметом самостоятельного обстоятельного изучения. Здесь есть немало специфических проблем, однако, как указывалось выше, именно функционирование финансовой системы самым непосредственным образом влияет на раскрытие потенциальных возможностей и способностей национальной экономики. За короткий срок в России одновременно с процессом приватизации государственной собственности была создана банковская система на основе акционерных коммерческих банков во главе с Банком Российской Федерации. Банки и другие финансовые институты стали активными участниками становления рыночной экономики в России. Постепенно сформировался фондовый рынок. Акции российских компаний стали обращаться не только на российских, но и на зарубежных фондовых биржах. Последнее стало возможным, в частности, благодаря тому, что заработал валютный рынок и российский рубль свободно конвертировался на территории страны и СНГ. Россия вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы начали активно приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную долю на фондовом рынке заняли различные государственные ценные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка, поскольку они отличались высокой доходностью и наименьшим риском. Традиционно в развитых странах государственные облигации и другие ценные бумаги приносят наиболее гарантированный доход. Эту традицию первоначально сохранила и Россия. Все это создало условия для включения российского фондового рынка в мировой рынок ценных бумаг. Именно здесь экономику России и поджидали наиболее опасные подводные рифы: экономика страны только-только подступалась к мировому хозяйству, а ее финансы фактически стали уже частью глобальных финансов. В результате спрос на финансовых рынках сформировал тенденцию роста рыночной стоимости котирующихся корпоративных акций и государственных ценных бумаг без соответствующего изменения положения в российской экономике. Из-за неравномерности развития финансовой системы и самой экономики сужалась база для государственных финансов, что усиливало зависимость национальной финансовой системы от мировой, от поведения иностранных участников, нередко преследующих спекулятивные интересы. И как только зарубежные инвесторы заметались со своими капиталами, неся убытки от финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии, это не могло не сказаться на российском фондовом рынке - он стал резко "терять в весе". Перед российским государством встала реальная задача, во-первых, привести в соответствие развитие финансовой системы и других отраслей и сфер национальной экономики и, во-вторых, на рыночной основе синхронизировать это развитие. Первые годы функционирования российской финансовой системы на рыночных принципах преподнесли стране немало сюрпризов. Оказалось, что, выполняя роль своеобразного приводного ремня между национальной и мировой экономиками, она способствовала не столько притоку иностранного капитала, сколько утечке российского капитала за границу. Этот процесс едва ли следует считать нормальным, поскольку российские финансовые рынки отличались от фондовых рынков большинства ведущих западных стран как "небо от земли". Именно поэтому в конечном счете зарубежные инвесторы стали настороженно относиться к российскому рынку ценных бумаг, репутация которого в их глазах оказалась окончательно подорванной 17 августа 1998 г. Одновременно начался массовый перевод гражданами России своих капиталов в зарубежные банки, что с точки зрения развития потенциала российской экономики имеет для нее катастрофические последствия. Вместе с тем, как свидетельствует опыт развитых стран, взаимосвязь национальной и мировой экономик, образно выражаясь, представляет собой улицу с двусторонним движением, где противоположные потоки капиталов - в нормальном состоянии - мало отличаются по объему друг от друга. Но именно этого условия и не оказалось в конце 90-х годов во взаимоотношениях российской и мировой систем хозяйств: если российская экономика подошла в конце десятилетия к одной из самых низших фаз "великой депрессии", то экономика ведущих стран Запада, особенно США, наоборот, к одной из самых благополучных фаз устойчивого процветания ("просперити"). Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. обострил все проблемы мировых финансов; при этом все возрастающую роль в современных условиях развития мировой экономики стал играть Международный валютный фонд (МВФ). С момента своего создания главной задачей МВФ остается обеспечивать стабильность мировой финансовой системы в целом и поддерживать устойчивость финансовых систем стран-членов фонда. В 1998 г. из 182 стран - членов фонда 75 государств имели программы поддержки от МВФ или вели по этому вопросу переговоры . В последнее время, опасаясь мощной критики в свой адрес и реагируя на планы создания так называемых "валютных комитетов" для большинства стран, терпящих финансово-экономическое "кораблекрушение", которые в конечном счете могли бы привести к роспуску этого финансового института, МВФ совместно со Всемирным банком занял более активную позицию в мировой финансовой системе, повысив степень избирательности своих программ экономической помощи, стремясь тем самым предотвратить синдром "финансовой депрессии" в глобальной экономике. Глубина финансовых затруднений во многих странах оказалась столь большой, что у МВФ не нашлось достаточных средств, чтобы эффективно повлиять на стабилизацию финансово-экономической ситуации во многих странах, затронутых кризисом. Вместе с тем политика МВФ в отношении России после августа 1998 г. носила достаточно выраженный политизированный характер, что явно шло вразрез с рыночными принципами, декларируемыми фондом при организации программ предоставления финансовой помощи. Впрочем, на политику фонда и других международных финансовых организаций в отношении России оказывает немалое влияние индекс коррумпированности национальных экономик, публикуемый на Западе. В конце 90-х годов Россия по этому показателю находилась "в мировых лидерах", соседствуя с такими странами, как Индонезия, Нигерия и Камерун. По мнению экспертов МВФ, коррумпированность российской экономики в конце 90-х годов была обусловлена развитием в нашей стране "коррумпированной формы капитализма, которая привела к переливу ресурсов от эффективно функционирующих предприятий и фирм к сомнительным образованиям с "хорошими связями" ". Именно фактор коррумпированности национальной экономики России в 90-е годы самым негативным образом повлиял на развитие ее экономического потенциала, способствуя формированию образа "больной" и "неэффективной" экономики в глазах международных инвесторов и финансовых кругов. С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского Союза ввели единую валюту - евро. Обращение евро, возможно, существенным образом изменит ситуацию в мировой финансовой системе. Позиции американского доллара вряд ли укрепятся от этого, ибо доллар, наконец-то, встретит достойного себе конкурента. Конкуренция между ЕС, США и Японией будет приобретать новые формы, и от этого процесса может выиграть и Россия. Опыт европейских стран говорит о том, что поддержание курса национальной валюты в системе глобальных финансов в настоящее время является формой интеграционных усилий многих стран, а не только Центрального Банка одной, отдельно взятой страны. Показательно, что в разгар азиатского кризиса в 1997-1998 гг. в мировых финансовых кругах всерьез обсуждалась возможность введения единой азиатской валюты. На рубеже веков перед Россией стоят исключительно сложные проблемы раскрытия своего экономического потенциала. На этом пути в последнее десятилетие все более активную роль играла система мирохозяйственных связей, которая, с одной стороны, способствовала этому процессу, а с другой - в немалой степени и препятствовала ему. Поиск оптимального баланса национальных интересов и закономерностей развития мировой экономики будет стоять в ближайшем обозримом будущем в центре внимания высшего государственного руководства России, ее предпринимательских и научных кругов. От того, какое решение в конечном счете будет выработано, в колоссальной степени зависят судьбы народов России, перспективы прочного и устойчивого мира на нашей планете.