Рекреационная география

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Вторая половина XX в. сопровождалась повышением благосостояния советских людей. У трудящихся появилось реальное свободное время, которое можно было употребить для содержательного отдыха. Отдых становился все более активным. Огромные массы людей с целью отдыха стали выезжать «на природу». Отдых как социальное явление и места его осуществления нуждались в научном исследовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Терминологический аспект рекреационной географии…………………….4
Объект, предмет, методы и задачи рекреационной
географии на современном этапе………………………………………………8
Заключение…………………………..
Список использованных источников………………………..

Работа содержит 1 файл

Рекреационная география.docx

— 35.12 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. СЕРПУХОВЕ

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА  И ФИНАНСВОГО ПРАВА»

 

 

 

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«»

НА ТЕМУ:

«»

 

 

 

 

                                                  Выполнила: студентка II курса,

                                                                заочного отделения 

                                                                  Проверил: 

 

 

 

 

 

 

Серпухов 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1 Терминологический аспект рекреационной географии…………………….4

  1. Объект, предмет, методы и задачи рекреационной

географии на современном этапе………………………………………………8

Заключение…………………………..

Список  использованных источников………………………..

 

Введение

 

Вторая половина XX в. сопровождалась повышением благосостояния советских  людей. У трудящихся появилось реальное свободное время, которое можно  было употребить для содержательного  отдыха. Отдых становился все более  активным. Огромные массы людей с  целью отдыха стали выезжать «на  природу». Отдых как социальное явление  и места его осуществления  нуждались в научном исследовании. С конца 1960-х гг. начали проводиться  рабочие совещания и научные  конференции по географическим проблемам организации отдыха и туризма. Появились первые  научные  публикации, в издательстве «Знание» опубликована брошюра В.С. Преображенского и Ю.А. Веденина (1971) с первым изложением теоретических проблем географии отдыха. В этой работе было обосновано образование новой науки – рекреационной географии и определены ее основные понятия. В 1973 г. целый выпуск «Вопросов географии» был посвящен географии и туризму. Среди авторов его статей известные географы Ю.К. Ефремов,  Ю.А. Веденин, И.В. Зорин,    Ю.А. Штюрмер,    В.Б. Нефедова,    И.П. Чалая,    В.П. Чижов, Б.Н. Лиханов,  Н.А. Данилова,  Н.С. Мироненко,  Э.П. Романова и другие. Ефремов, в частности,  отметил, что им еще в  1965 г. было предложено выделение тургеографии как «отрасли знания, которая должна включать все аспекты взаимодействия туризма и географии в самом широком смысле слова, в том числе и все, что связано с географическими аспектами экскурсионной работы... Тургеография - новая отрасль общей географии. Она формируется на наших глазах, и думается, что именно это наименование имеет все основания оказаться более всеобъемлющим и удобным, чем чуждая русскому языку... рекреационная география». Но термин «рекреационная география» прижился.

Рекреационная география многое заимствовала от курортологии, биоклиматологии и  медицинской географии, в частности  в оценке степени благоприятности  условий отдыха. В этом отношении  заметными публикациями были книги  Н.А. Даниловой, В.И. Русановой и других исследователей.

В 1968 г. Институт географии Академии наук приступил к разработке теоретических  проблем организации систем отдыха. Был проанализирован большой  материал о взаимодействии факторов среды на эффективность отдыха, сформулированы представления о рекреационной  деятельности и гипотеза о территориальной  рекреационной системе, ее структуре  и динамике, разработаны принципы, методы и формы рекреационной  оценки территорий. Тщательные изыскания  послужили основой для составления  коллективных монографий «Теоретические основы рекреационной географии» (1975), «География рекреационных систем СССР» (1980), монографий Е.А. Котлярова (1978), Ю.А. Веденина (1982), учебных пособий Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова (1981), И.И. Пирожника (1985).

Рекреационная география отнесена к семейству общественных географических наук, но она тесно связана и  с природным крылом географии.

  

1 Терминологический аспект рекреационной географии

 

Рекреация (от лат. recreation – восстановление) представляет собой восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности развития физического и интеллектуального потенциала. Н.Ф. Реймерс добавляет при этом, что восстановление здоровья и трудоспособности должно проходить путем отдыха вне жилища, т. е. посредством участия в организованном или неорганизованном туристском походе или проведения отпускного периода в специализированных учреждениях отдыха (санаториях, домах отдыха и т. п.). Учитывая, видимо, подобную трактовку, И.И. Дедю рассматривает рекреацию в качестве синонима отдыха, восстановления, оздоровления. Наиболее широкое распространение в настоящее время и в зарубежной, и в отечественной практике получило отождествление рекреации с отдыхом, в задачу которого входит восстановление сил и трудоспособности отдыхающих. При этом отдых подразделяют на активный, предполагающий смену вида деятельности (спорт, туризм и т. п.), и пассивный, который характеризуется резким снижением всякой деятельности, вплоть до состояния расслабленного покоя. Кроме этого, учитывая степень организации процесса отдыха, его подразделяют на организованный и неорганизованный. Первый вид отдыха является строго дозированным, сознательно управляемым процессом использования рекреационных ресурсов, который основан на приспособлении для этого природных и культурных объектов, высокой степени обслуживания отдыхающих. Второй характеризуется отсутствием специально организованных рекреационных объектов маршрутов обслуживания.

Для проведения какой-либо деятельности, в том числе рекреационной, необходимо наличие определенных ресурсов. В  эту категорию включают природные  и антропогенные объекты (или  часть природных и культурных ресурсов), которые при современном уровне развития производственных сил могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и организации отрасли, специализирующейся на рекреационном обслуживании населения. Учитывая природную и антропогенную составляющие рекреационных ресурсов, их подразделяют на соответствующие виды, группы, характеризующие климатические, гидроминеральные, водные, лесные, горные ресурсы, и ресурсы морских побережий. Антропогенная составляющая рекреационных ресурсов включает культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные технические сооружения.

Кроме этого, рекреационные  ресурсы подразделяют по видам (ресурсы  туризма, ресурсы лечебные и т. п.) и функциям (курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные) рекреационной  деятельности. Согласно классификации  природных ресурсов, к категории  рекреационно-антропо-экологических  ресурсов, наряду с ресурсами природной  среды, соответствующими оптимуму повседневных жизненных условий человечества, с ресурсами отдыха и с лечебными  природными ресурсами, отнесена также  группа «антиресурсов». Она включает природно-очаговые заболевания и  трансмиссивные болезни, обусловленные  ряде случаев естественным физическим и химическим фоном (например, нехватка йода в природе ведет к зобу, аномальное количество фтора – к  кариесу зубов и т. п.), который, в свою очередь, может выступать  в качестве лимитирующего фактора  для развития рекреации. Наличие  подобных ограничивающих рекреацию  факторов ухудшает показатель способности  природной территории оказывать  на человека положительное физическое, психическое и социально-психологическое  воздействие, т. е. в целом понижает рекреационный потенциал территории.

В научной географической литературе используются также такие  термины как «объект рекреационный», «территория рекреационная» и «территориальная рекреационная система». Согласно существующим определениям, объект рекреационный представляет собой «любое ограниченное по площади место, обладающее особо привлекательными для отдыха свойствами», а рекреационная территория – это «участок суши или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности». Далее в качестве примеров рекреационного объекта приводятся: «пруд, озеро, лесная поляна, памятник природы, видовая площадка», а для рекреационной территории называются «рекреационные леса, рекреационные водоемы (пруд, озеро, река), национальные, природные, городские и другие парки и т. п.». Учитывая подобную расшифровку данных терминов, можно провести между ними границу; поэтому представляется более оправданным считать рекреационным объектом лишь такой пространственно ограниченный участок, в пределах которого вся занимаемая площадь служит для удовлетворения рекреационных потребностей (например, родник, памятник археологии, пляж, смотровая площадка и т. п.). Подобный подход позволяет рассматривать в качестве рекреационной территории пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем (ТРС), расположенных компактно или рассеянно, и выполняющих одну или несколько рекреационных функций.

Третий термин рассматривается  уже с точки зрения системного подхода, поэтому под ТРС понимается геосистема, состоящая из взаимосвязанных  подсистем (природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала, органов  управления и отдыхающих), при этом ТРС характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Концепция ТРС была сформулирована в 1969 г.  В.С. Преображенским. Таким  образом, определение ТРС предполагает ни локальный или сетевой подход, как это отражено в расшифровках рекреационных объекта и территории, а системный, то есть предусматривающий функциональную взаимозависимость составляющих ее подсистем.

 

  1. Объект, предмет, методы и задачи рекреационной географии на современном этапе

 

Организация рекреационной  деятельности носит комплексный  характер, так как в любой рекреационной  системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера  обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных  проблем в современных условиях превращения интеграции научных  знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины – рекреационной географии.

В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии  взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом –  В.С. Преображенский) и экономической  географии (заведующий отделом –  А.А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 60-х годов  ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает  МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии  явилось выдвинутое В.С. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (ТРС).

В рекреационной географии  рассматривается деятельность человека, которая носит социологический  характер. Но, наряду с этим, рекреационная  география определяется как пограничная  наука, «располагающаяся» на стыке  географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято  выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:

  • средовой подход (изучаются физико-географические направления);
  • деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей);
  • субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности).

В последние годы все чаще встречаются  подходы, в которых отрицается преобладающая  роль ТРС как основного объекта  исследования науки.

При определении объекта  и предмета рекреационной географии  изначально следует исходить из следующих  тезисов:

  • географическое познание не универсально – оно тесно связано со своим социокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокультурного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии;
  • каждое социокультурное образование имеет собственную логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах образований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в такой области познания как рекреационная география.

Эти два тезиса очень важны  для понимания относительности  объекта и предмета рекреационной  географии. Нужно избегать неоправданной  универсальности определения объекта  и предмета, когда они представляются едиными и неизменными для  всех времен и народов. Рекреационная  география – очень частный  случай рефлексии, имеющей место  лишь в рамках определенного социокультурного образования, и все особенности  рекреационной географии определяются именно этим. Факт наличия или отсутствия самой рекреационной географии, а также конкретные формы ее реализации как области познания определяются теми внутренними и внешними задачами, которые решаются социокультурными образованиями в процессе их эволюции.

На определенном уровне и  этапе эволюции в социокультурном  образовании может возникнуть потребность  в такой области познания как  рекреационная география. Формулируются  ее объект, определяющий основную область  исследований, и вытекающий из него весьма изменчивый предмет исследования. Все это происходит не абстрактно, а в рамках эволюции того или иного  социокультурного образования.

Таким образом, объектом исследования рекреационной географии, по мнению ученого, являются объекты и субъекты рекреации в различных социокультурных образованиях.

Информация о работе Рекреационная география