Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:10, реферат
Душевный порыв первой встречи постепенно перешел в глубокий и зрелый период дружбы и сотрудничества практически во всех сферах жизни. Пиком плодотворного многолетнего взаимодействия наших стран стало подписание
Договора о мире, дружбе и сотрудничестве в 1971 году.
Введение
1. Российско-индийские отношения на ранних этапах развития
2. Экономическая и политическая обстановка в Индии накануне установления дипломатических отношений с СССР
3. Дружба СССР и Индии
4. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее
5. Индия в политике России на Востоке
6. Отношение США к сближению России и Индии
7. Российско-индийские отношения на рубеже XX-XXI веков
Список используемой литературы
Однако
формула стратегического
Первое. У России и Индии нет пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем. Толерантность культур обеих стран, маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения конфликтов на этнической, религиозной или национальной основе.
Второе.
Коренные национальные интересы России
и Индии совпадают. Обе страны стремятся
не допустить, чтобы на смену двуполярному
миру пришел мир однополярный, с явным
доминированием одной группы стран или
одного "центравлияния". Оба государства
осудили агрессию США и Великобритании
против
Ирака в декабре 1998 г.[3] Россия заинтересована
в том, чтобы Индия оставалась единой и
неделимой страной, чтобы ее роль на глобальном
и региональном уровнях постоянно возрастала,
чтобы она заняла одно из ведущих мест
в мировой экономике и политике, в международных
организациях. С другой стороны, и Индии
нужна великая, единая и сильная Россия,
как один из важнейших центров мирового
влияния.
Между
Россией и Индией существуют разные
подходы к Договору о нераспространении
ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний. Это, пожалуй,
самые крупные расхождения между нашими
странами по ключевым международным проблемам.
Но по этим вопросам Индия расходится
и с США, и многими другими государствами.
Расхождения такого рода существовали
во времена Советского Союза и не мешали
нашей дружбе.
Наличие этих расхождений не мешает США
и другим членам западного сообщества
вкладывать миллиарды долларов в индийскую
экономику.
Третье.
В результате изменений геополитической
ситуации в Азии и особенно на пространствах,
разделяющих границы России и Индии, образовалась
зона особых интересов и повышенной заботы
обеих государств. Эта зона характеризуется
политической и социальной нестабильностью,
чревата конфликтами, которые могут иметь
продолжение и на территориях России и
Индии и угрожать их внутриполитической
стабильности и территориальной целостности.
А это значит, что российско-индийское
сотрудничество в современных условиях
приобретает жизненно важное значение
для обеих стран.
"Доктрина Гуджрала", определяющая приоритеты внешней политики Индии и названная по имени ее автора - Министра иностранных дел, - имеет много общего с концепцией внешней политики России. Оба государства придают первостепенное значение отношениям с соседями. Таким образом, районы, находящиеся между границами России и Индии, попадают в зону их взаимных интересов. Сотрудничество Индии с государствами Средней Азии и Казахстаном отвечает интересам России, поскольку оно служит противовесом активности соседних мусульманских стран, США и других западных государств. По той же причине Индии выгодно присутствие в этом регионе России.
Ключевую
роль на азиатском материковом
- не выбор, а судьба. При любых условиях
и Россия и Индия должны стремиться к миру
и взаимопониманию с этой великой азиатской
страной. Но отношения
Москвы и Дели с Пекином в прошлом не были
простыми. Москву и по сей день беспокоит
нелегальная миграция китайцев в Сибирь
и на Дальний Восток.
Отношения между Индией и Китаем осложняют
проблема тибетских беженцев, а также
удержание части индийской территории
в Гималаях, захваченной китайцами в 1962
г. Но у России, Индии и Китая есть и общие
интересы - мир, стабильность в Центральной
Азии, противодействие исламскому и всякому
другому экстремизму и сепаратизму, борьба
с международным терроризмом и наркобизнесом.
Исторический
опыт (в том числе и негативный)
показывает, что Россия и
Индия способны влиять на отношения в
треугольнике Пекин-Москва-Дели. А это
значит, что российско-индийское взаимодействие
на этом направлении не может быть компенсировано
их сотрудничеством по отдельности с любой
третьей страной. В последние годы внешняя
политика Китая претерпела заметные перемены.
Развивается его сотрудничество с Россией
и с Индией, что содействует интересам
мира и стабильности в Азии.
Имеются
достаточно благоприятные возможности
для наращивания российско-
Некоторые
составляющие такой кооперации уже
определенны межправительственными соглашениями.
Это - электроэнергетика, металлургия,
электроника, информатика, ядерная физика
и т.д. Но реализация этих направлений
продвигается крайне медленно. Мешает
многое, в том числе конкуренция транснациональных
корпораций, глубоко внедрившихся в экономику
Индии и захвативших за время спада индийско-российского
делового сотрудничества даже те ниши
на индийском рынке, которые в свое время
удерживал СССР, а также неподготовленность
российских коммерческих структур к условиям
свободной конкуренции, недостаточное
информационное обеспечение и т.д.
Есть две главные, по мнению автора, причины, устранение которых может помочь решить все другие. Первая заключается в том, что программы сотрудничества, принятые обеими странами, имеют нередко разрозненный характер, недостаточно увязаны между собой. Возьмем программу военного сотрудничества, которая рассчитана до 2005 г. Как известно, российский ВПК, кроме производственных мощностей, располагает новейшими технологиями, которые могут с успехом найти применение и в гражданских областях производства, связи и т.д. Более широкий подход к программе военного сотрудничества и увязка ее с другими программами могли бы оживить обмен высокими технологиями, инвестиционное сотрудничество, которые до сих пор не получили достаточного развития. Можно было бы продумать вопрос более рационального использования индийских долгов. Вторая причина состоит в том, что обе страны (это больше относится к России), пройдя через этапы прямого государственного вмешательства в экономику, слишком уверовали во всесилие решений, постановлений, соглашений и т.д. Слабо используются такие декларированные соглашениями формы сотрудничества, как совместное предпринимательство, участие в выполнении ключевых общенациональных программ друг друга и т.д. Чтобы заработали программы и соглашения, государство должно увязать усилия разрозненных частных структур с общегосударственными интересами, создать систему поощрения именно тех родов и направлений деятельности, которые отвечают его приоритетам - в виде льготного кредитования, гарантий, развития инфраструктуры и так далее.
Разработка всеобъемлющей и долгосрочной программы двустороннего сотрудничества и механизмов ее реализации не под силу одним только государственным структурам. Представляется необходимым создать постоянно действующую российско-индийскую общественную организацию, в которую входили бы представители государственных и деловых структур, науки, общественных организаций обеих стран и которая, после тщательного изучения, могла бы вносить предложения правительственным организациям.
25 февраля
1997 г. Комитет по международным
вопросам Государственной
Думы Российской Федерации провел парламентские
слушания на тему "Россия и
Индия в XXI веке". Выслушав доклады и
выступления депутатов Думы и
Федерального собрания, руководителей
министерств и ведомств, представителей
науки и общественных организаций, Комитет
заключил: «Развитие отношений с
Индией является стратегическим приоритетом
для России. В XXI веке роль российско-индийского
сотрудничества в обеспечении государственных
интересов
России на международной арене будет возрастать».
Подтверждением этого вывода служат результаты
двусторонних переговоров России и Индии
во время двухдневного визита в Дели Е.М.Примакова
в декабре 1998 г. Обсуждались вопросы дальнейшего
расширения экономического, военно-технического
сотрудничества. Индия чрезвычайно заинтересована
в этом, ибо 70% индийского вооружения производится
в России. Подписанное Соглашение между
Россией и
Индией рассчитано до 2010 г. и включает
поставки изделий высоких военных технологий,
в том числе баллистических ракет, атомных
подводных лодок.
Общий объем поставок составит примерно
$16 млрд.[4]
5. Индия в политике России на Востоке
Объявив себя правопреемницей СССР, Россия отказалась от главного порока, приведшего к гибели Советской империи, – великодержавной импровизации, которой злоупотребляли в Кремле.
Постсоветское российское руководство отказалось от поляризации и идеологизации, через призму которых рассматривался мировой процесс; от преувеличения роли силы и любования собственным “историческим величием”; от иерархии отношений с другими странами, то есть главных принципов политики бывшего Советского Союза. Исходя из того, что основным для России является выведение страны из “экономического шока” и определение модели цивилизованного развития, внешняя политика должна, прежде всего, способствовать интенсификации внутренних преобразований, быть предельно реалистичной и прагматичной.
Россия
одновременно является крупной европейской
и азиатской державой, и на этих двух основных
геополитических направлениях – европейском
и азиатском – она должна умело и гармонично
определять свои приоритеты.
Партнерство России с Западом, комбинационное
и подвижное, будет укреплять ее отношения
с Востоком и Югом. Партнерство с Востоком
и Югом обеспечит самостоятельность в
контактах с Западом. “Вестернизация”
же или
“остернизация” российской политики,
какими бы доводами это ни обосновывалось,
неизменно вызовет недоверие тех или других,
рано или поздно приведет к дисбалансу,
а то и к тупиковой ситуации.
Переход
от тотальной конфронтации с Западом
к тотальному стремлению нему, как это
делалось во времена, когда во главе российского
МИДа был А.
Козырев – пример того, с чего нельзя было
начинать нашему российскому МИДу, переступившему
границы разумного в стремлении к союзничеству
с НАТО, ЕЭС,
США и другими «сильными мира сего». В
свое время те, кто группировался вокруг
Б. Ельцина, критиковали М. Горбачева за
“отсутствие внутренней стратегии и тактики”,
да и внешней тоже. Бывший президент СССР
улыбался
Западу, пытаясь скрыть полную беспомощность,
проявленную им в своей собственной стране.
На глобальном
уровне отказ от конфронтации, блоковости,
снижение уровня вооружений супер держав,
несомненно, способствовали потеплению
международной обстановки, но это потепление
не опустилось на региональные уровни.
Более того, оно выдвинуло на передний
план проблему безопасности, во всяком
случае, для России. Формула оборонной
достаточности, рожденная как альтернатива
формуле силового паритета, оставила ее
«конструктора» М.
Горбачева без “варшавского зонтика”.
После распада СССР на роль ядерных держав
претендуют до десятка государств. Но
главное: в натовских тучах не рассеялась
опасность ядерного дождя, и это тогда,
когда Россию пытаются оставить «не только
без зонтика, но и без плаща».
Надежда
на “мировой порядок” с помощью
ООН, которую лелеял Б. Ельцин, –это
была надежда, что и ООН заступится
за нас, как она заступилась за
Кувейт. Но это и включение “зеленого
света” для действий США и их союзников
в регионах, на что недвусмысленно нам
намекают на Востоке. Такая
«амплитудизация» российской политики
– не что иное, как проявление старой мессианской,
традиционной закваски пожертвовать национальными
интересами во имя красивой идеи стать
цивилизованным государством и, конечно
же, – сновав «авангарде борьбы за торжество
свободного рынка».
Будет обидно, если так же нелепо мы бросимся в другую крайность: неожиданно отвернемся ото всех, вместо того чтобы заняться дозировкой своей реакции на процессы в мусульманском и немусульманском мире в зависимости от своей выгоды, а не от того, что скажет или как прореагирует на это Европа или Америка, или еще кто-нибудь...
Как представляется,
наиболее приоритетным в политике России
на Востоке в
XXI веке должен стать азиатско-тихоокеанский
регион. Там живут наши соседи, близкие
и дальние. Самые крупные из них – Индия,
Китай, Япония –расположились по нашему
юго-восточному периметру.