Развитие отношений России и Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:10, реферат

Описание работы

Душевный порыв первой встречи постепенно перешел в глубокий и зрелый период дружбы и сотрудничества практически во всех сферах жизни. Пиком плодотворного многолетнего взаимодействия наших стран стало подписание
Договора о мире, дружбе и сотрудничестве в 1971 году.

Содержание

Введение

1. Российско-индийские отношения на ранних этапах развития

2. Экономическая и политическая обстановка в Индии накануне установления дипломатических отношений с СССР

3. Дружба СССР и Индии

4. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее

5. Индия в политике России на Востоке

6. Отношение США к сближению России и Индии

7. Российско-индийские отношения на рубеже XX-XXI веков

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Отношения России с Индией111.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

         Из Закона о независимости Индии от 3 июня 1947 г.:

         “Индия  делится на два доминиона: индусское  государство Хиндустан и мусульманское государство Пакистан... Княжествам предоставляется право решать вопрос, в какой из доминионов они вступают. Если какое-либо княжество не пожелает вступить ни в один из доминионов, оно может сохранить прежние отношения с Британией”.

         Сразу же после разделения страны начались столкновения между индусами и мусульманами. Они вытесняли друг друга с территории свои государств.

         Провозглашение  независимости Индии стало началом распада мировой колониальной системы. В 1948 году, благодаря усилиям индийского правительства, независимости добились бывшие английские колонии Бирма и 
      Цейлон. В 1955 году на Бандунгской конференции освободившиеся страны объединились в Движение неприсоединения, заявив: “Мы не за капитализм и не за коммунизм. Мы - “третий мир”. На мировую политическую арену выступила новая сила.

         3. Дружба СССР и Индии

         Незадолго до объявления независимости, в апреле 1947 года, Индия установила дипломатические отношения с СССР.

         28 сентября  в Париже специальный посланник  Неру Кришна Менон и советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов договорились об экспорте в Индию советского зерна в обмен на индийский чай. Однако отношения двух стран в то время были далеки от дружественных.

         Стремительное развитие дружеских отношений с  Индией началось после смерти Сталина. Под восторженное скандирование “Хинди-руси бхай-бхай!” 
      (индийцы и русские - братья!) Джавахарлала Неру встречали в Москве, а 
      Никиту Хрущева - в Дели.

         В момент обретения независимости экономика Индии была подорвана уходом английских специалистов и притоком миллионов беженцев. Страна начала искать помощи за границей. И нашла ее в СССР. Индия представляла собой тогда гигантскую строительную площадку. Рука об руку вместе с индийцами трудились наши специалисты. В 50-е годы интенсивно менялся ее облик; менялись и люди. 
      Вчерашние крестьяне становились квалифицированными рабочими, тысячи студентов наполняли высшие учебные заведения, рождалась техническая интеллигенция, воспитывались ученые, впоследствии завоевавшие мировое признание.

         Индийцы в то время широко осваивали опыт Советского Союза. Сегодня пришло время поучиться у индийцев нам. Эта великая держава в невероятно короткие сроки по уровню промышленного производства вошла в десятку наиболее развитых стран мира. Научно-технический прогресс, мощный государственный сектор, эффективно действующее частное предпринимательство 
      - основа относительной самостоятельности индийской экономики и независимого внешнеполитического курса страны. Индийский опыт доказывает, что культура людей, нравственные устои общества решают дело при осуществлении научно-технической и социально-экономической модернизации.

         Многое  в опыте этой великой страны могло  бы помочь сегодняшней России. 
      Однако российско-индийское сотрудничество в настоящее время, к сожалению, переживает не лучшие времена из-за объективных трудностей в российской экономике, нестабильности нашей общественно-политической обстановки.

         Пытаясь войти в мировое сообщество в  качестве его равноправного члена, мы обретаем новых деловых партнеров и друзей. Это прекрасно. Но вряд ли разумно в то же время забывать друзей старых, испытанных, связанных с нами общностью интересов и многолетними добрыми отношениями.

         Если  же говорить языком дипломатических документов ,то в первых числах апреля 1947 года в результате обмена письмами между Послом Индии в Китае г-ном К. Менон и Послом СССР в Китае А.А.Петровым было установлено, что 
      Правительство СССР и Правительство Индии опубликуют одновременно в Москве ив Дели следующее официальное заявление: Стремясь к сохранению и дальнейшему укреплению дружественных отношений, существующих между СССР и Индией, 
      Правительство СССР и Правительство Индии решили обменяться дипломатическим и представительствами в ранге Посольств.

         Послами СССР и Российской Федерации в  Индии были:

         К.В.Новиков (1947 - 1953), И.А.Бенедиктов (1953), М.А.Меньшиков (1953 - 
      1957), П.К.Пономаренко (1957 - 1959), И.А.Бенедиктов (1959 - 1967), М.Н. 
      Пегов (1967 - 1973), В.Ф.Мальцев (1974 - 1977), Ю.М.Воронцов (1977 - 1983), 
      В.Н.Рыков (1983 - 1988), В.Ф.Исаков (1988 - 1991), А.М. Дрюков (1991 - 
      1996), А.С.Чернышев (1996 - 1999), А.М. Кадакин (с 1999 года).

         Послы Индии в СССР и Российской Федерации:

         В.Л. Пандит (1947 - 1949), С. Радхакришнан (1949 - 1952), К.П.Ш. Менон 
      (1952 - 1961), С.Датт (1961 - 1962), Т.Н. Кауль (1962 - 1966), Кеваль Сингх 
      (1966 - 1968), Д.П. Дхар (1969 - 1971), К.Р.Ш. Шелванкар (1971 - 1975), 
      Д.П. Дхар (1975 - 1976), И.К. Гуджрал (1976 - 1980), В.К. Ахуджа (1980 - 
      1983), Нурул Хасан (1983 - 1986), Т.Н. Кауль (1986 - 1989), А. Гонсалвес 
      (1989 - 1992),Р.Сен (1992 - 1998), С.К.Ламба (с 1998 года).[2]

         4. Отношения России и индии: взгляд в прошлое и в будущее.

         За 50 лет  дипломатических отношений между  Москвой и Дели менялось многое 
      - международная обстановка, состав правительств в Индии и России, их политика и т.д. Исчез СССР, но взаимная заинтересованность двух государств в тесном сотрудничестве осталась неизменной. Визит Е.М.Примакова в декабре 
      1998 г. в Индию является убедительным свидетельством этого. Советский 
      Союз установил дипломатические отношения с этой страной, даже не дожидаясь формального предоставления ей политической независимости. Индийский народ -жертва колониального насилия - пользовался неизменной симпатией советского народа. Осенью 1953 г. в Дели прибыла официальная советская делегация и начались переговоры о строительстве в Индии с советской финансовой и технической помощью завода в Бхилаи. Обмен визитами Дж.Неру и Н.С.Хрущева с 
      Н.А.Булганиным в 1955 г. ознаменовал собой начало длительного периода ничем не омрачаемой советско-индийской дружбы, который продолжался вплоть до распада СССР.

         Российско-индийское  сотрудничество в 50-60 гг. развивалось  по нарастающей. Крепло взаимное доверие, формировался механизм взаимных консультаций и согласования позиций на международной арене, особенно по вопросам, живо затрагивавшим интересы обеих стран.

         Кульминацией  советско-индийского сближения стал Договор о мире, дружбе и сотрудничестве от 9 августа 1971 г., который придал правовую основу "особым отношениям" между двумя странами и сделал эти отношения важным фактором международной жизни. Стороны сформулировали общие цели и направления сотрудничества - всеобщий мир, приверженность принципам мирного сосуществования, стремление покончить с остатками колониализма и расизма, прекращение гонки вооружений и достижение всеобщего и полного разоружения, охватывающего как ядерные, так и обычные виды вооружений. Договор предусматривал развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, науки, техники и культуры.

         За соглашением  о строительстве завода в Бхилаи последовали десятки соглашений о строительстве других крупных объектов в государственном секторе, которые, в основном, создавались с финансовой помощью СССР. В 1956- 
      1970 гг. 50% советских кредитов предназначалось для развития металлургии, 
      18% - нефтедобычи и нефтепереработки, 9% - для развития тяжелого машиностроения, 5% - горнодобывающей промышленности. В начале 80-х гг. на объектах, построенных при содействии СССР, производилось около 40% чугуна и стали, почти 80% металлургического оборудования, более 40% горно-шахтного и свыше 55% тяжелого энергетического оборудования, более 10% электроэнергии, значительная часть нефти и нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и другой продукции. Одновременно со строительством промышленных объектов СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тыс. индийских специалистов.

         Распад  Советского Союза крайне негативно  сказался на российско-индийских отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-91 гг. доля СССР в экспорте Индии составила 16,2%, а импорте - 5,8% (более 10% внешнеторгового оборота), то в1993-94 гг. - 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2%внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.

         Утрата  индийского рынка промышленного оборудования усугубила трудности российской тяжелой промышленности, особенно предприятий ВПК, которые оказались без заказов, без средств, а инженеры и рабочие, составляющие цвет научно-технической интеллигенции и специалистов, - без заработной платы. 
      Товары широкого потребления, в том числе и индийского производства, которые 
      СССР прежде закупал в Индии, теперь приобретались на Западе за твердую валюту.

         Веским  аргументом в пользу восстановления российско-индийского сотрудничества стал долг Индии России по ранее предоставленным кредитам, который превышал 10 млрд. долл., а ежегодные выплаты по которому составляли  около 1 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего Союза 
      Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги, то станет понятным, что для обескровленной и находящейся в глубоком кризисе российской экономики эти выплаты представляются жизненно необходимыми.

         Обрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии. Уменьшились ее возможности для политического и экономического маневра на международной арене. В тяжелом положении оказались вооруженные силы Индии, которые оказались без запасных частей для военной техники советского производства. 
      Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих источников снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать источники снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР,  а также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось покупать на свободном рынке.

         Поворотным  моментом в развитии российско-индийского сотрудничества стал официальный визит Президента России Б.Н. Ельцина в Индию в январе 1993 г. Входе визита были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве и 13межправительственных соглашений. Договор признавал преемственность с 
      Договором о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 9 августа 
      1971 г. и провозглашал решимость обеих стран активно развивать свои отношения в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях. В Договоре 1993 г. были сохранены положения о взаимных консультациях «по всем важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон». Россия и Индия обязались незамедлительно вступать друг с другом в контакт в случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или нарушение мира для согласования своих позиций в интересах устранения возникшей угрозы или восстановления мира.

         В конце  июня - начале июля 1994 г. в Москве состоялась вторая российско-индийская встреча  на высшем уровне. По итогам визита премьер-министра Индии 
      Нарасимха Рао были подписаны Московская декларация о защите интересов  многонациональных государств, Декларация о дальнейшем углублении сотрудничества и 9 соглашений по отдельным направлениям двусторонних отношений.

         Индия приветствовала образование Содружества  Независимых Государств и поддержала усилия России, направленные на утверждение духа добрососедства и сотрудничества в пространстве бывшего СССР. Она с пониманием отнеслась к озабоченности России соблюдением прав человека на территории бывшего Союза. 
      В свою очередь Россия поддержала действия Индии по созданию атмосферы доверия в Южной Азии, налаживанию отношений добрососедства и сотрудничества между государствами этого региона.

         В конце  марта 1997 г. состоялись визит премьер  министра Индии X.Д. Деве 
      Гавда в Москву и его встречи с Б.Н.Ельциным и членами российского правительства. В результате переговоров правительственных делегаций подписан новый пакет документов, который включал соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных делах, в деле защиты растений, в области физической культуры и спорта. 
      Сторонами принято окончательное решение о строительстве российскими специалистами двух атомных электростанций в Индии. Были обсуждены вопросы расширения военно-технического сотрудничества, а также сотрудничества в области торговли, сельского хозяйства, добычи угля и нефти и т.д. Обе стороны оценили общее состояние российско-индийских отношений как высокодоверительные и близкие. Таким образом, Москва и Дели сумели создать правовую базу двухсторонних отношений, восстановить прежний уровень доверия и наметить ряд конкретных направлений сотрудничества.
       

         На базе достигнутых договоренностей окрепли  связи между руководителями обеих стран, между парламентами, министерствами и ведомствами. Развиваются отношения между регионами, между банковскими и коммерческими структурами. В 
      1992 г. была учреждена Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. 
      На трех заседаниях комиссии (сентябрь 1994 г., октябрь 1995 г. и март 1997г.) был рассмотрен комплекс вопросов стимулирования торгово-экономических связей между двумя странами. В результате принятых мер удалось остановить падение торгового оборота, который в 1995-96 финансовом году составил около 
      2 млрд. долларов.

         Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо которой выражается формулой "Россия и Индия - стратегические партнеры". 
      Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том, что и в новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное значение отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной основе, что они готовы заменить прежнюю политизированную модель союзнических отношений новой, деполитизированной и более прагматической моделью партнерства, свободного от каких бы то ни было предвзятостей и основанного на принципах равенства и взаимной выгоды.

Информация о работе Развитие отношений России и Индии