Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:48, реферат
Современная конфликтология возникла во многом как ответ на запрос практики о необходимости разрешения конфликтов и направления их по конструктивному пути развития.
КОНФЛИКТ - процесс возникновения, развития, кульминации и разрешения противоречия во внутренней (психологической) или внешней (социально-психологической, социальной) реальности человека либо группы людей.
РАБОТА
С КОНФЛИКТАМИ
Современная
конфликтология возникла во многом как
ответ на запрос практики о необходимости
разрешения конфликтов и направления
их по конструктивному пути развития.
КОНФЛИКТ
- процесс возникновения,
развития, кульминации
и разрешения противоречия
во внутренней (психологической)
или внешней (социально-психологической,
социальной) реальности
человека либо группы
людей.
КОНФЛИКТЫ ДЕЛЯТСЯ:
Конструктивных конфликтов, к счастью, на несколько порядков больше, чем деструктивных. Именно они обеспечивают внутренне развитие личности, развитие групп и организаций, прогресс общества. Но они почти не замечаются участниками в силу своей частой встречаемости и завершенности. Например, подумал, что делать вечером, решил и забыл о внутреннем противоречии.
Деструктивных конфликтов значительно меньше, но они вызывают столько негативных эмоций, что запоминаются надолго и вызывают страх конфликта, «конфликтофобию».
Конфликт
является сложным, закономерным явлением.
Для его возникновения
Основные факторы, которые могут привести к конфликтам:
Факторы | Содержание |
Информационные | Отсутствие, искажение, избыток, нежелательное обнародование или сокрытие, непонимание и т.д. информации |
Структурные (или объективные) | Факты, события, явления, процессы, которые трудно или невозможно изменить. |
Ценностные | Различия в системах убеждений, верований, идеалов, взглядов и т.п. отдельного человека или группы людей. |
Отношений | Неудовлетворенность людей или групп отношениями между ними. |
Поведенческие | Конкретное, сиюминутное поведение индивидов или групп. |
Условия
возникновения конфликтов:
На поведение оппонентов в конфликте влияет:
К основным характеристика предконфликтной ситуации принято отностить:
При
анализе конфликта крайне важно выявить
истинные интересы сторон и помочь
сформулировать проблему и предложения
по ее разрешению таким образом, чтобы
они могли удовлетворить эти глубинные
побуждения сторон. Объект конфликта может
быть как истинным предметом, способным
удовлетворить потребности и интересы,
так и символом чего-либо иного. Это также
необходимо учитывать в процессе анализа.
Чем выше осознание сторонами своих истинных
интересов и понимание потерь, которые
они могут понести, если не разрешат противоречие,
тем выше вероятность конструктивного
завершения конфликта.
Любой
инцидент может развиваться
Т.о. КОНФЛИКТ
= (ОППОНЕНТЫ + ПРЕДКОНФЛ.СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ)
х ФАКТОРЫ.
Функции
конфликтов в организации.
Конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Менеджеру важно хорошо представлять эти функции.
В таблице приведены примеры некоторых из более, чем 50 функций конфликта.
Функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
Разрядка
напряженности между |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное
увлечение процессом |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений ("шлейф конфликта"). |
Формирование нового стиля поведения в сложных ситуациях. |
Управление конфликтом.
Выделяют следующие важнейшие аспекты управления конфликтами:
Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными
источниками прогнозирования
Особое
место в прогнозировании
Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта, особенно деструктивного. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
Но
конфликты можно предупреждать,
осуществляя в целом
• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности
• воспитание
сотрудников, формирование у них
высокой психолого-
Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с конструктивным завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.
Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
Урегулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону конструктивного разрешения, введение определенных правил поведения для сторон при невозможности прекратить конфликт или взаимодействие сторон.
Технологии
регулирования конфликта
Название | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения, переговоры, посредничество. |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. п. |
Структурные |
Перемещение в другие структурные подразделения, изменение обязанностей, уточнение ответственности, перераспределение функций и взаимосвязей, использование власти, иерархии и т.п. |
Другие | Применение психологического воздействия, манипулирования. Изменения взглядов, включение в общую деятельность ит.д. |
Методы управления организационным конфликтом зависят от трёх обстоятельств.