Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:44, реферат
Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально промышленности и народных промыслов, а так же достопримечательностей Дивеевского района, как неотъемлемой части русской культуры.
Целью данной работы является подробное изучение особенностей развития промышленности, народных промыслов и достопримечательностей Дивеевского района.
В связи с этим обозначены и следующие задачи данной работы:
Изучить историю села Дивеево
Выявить все виды промышленности, сельского хозяйства и промыслов
Детально изучить историю и особенности Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Рассмотреть святые места и святые источники Дивеевского района
1. Введение 3
2.История села Дивеево 4
3.Дивеево сегодня 6
4.Промышленность и сельское хозяйство и промыслы 7
5.Краткая история Дивеевского монастыря 9
6.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь 11
7.По святым местам Дивеево 13
Храм Казанской Иконы Божией Матери 13
Храм Рождества Христова 13
Храм Рождества Богородицы 14
Колокольня 14
Игуменский корпус…………………………………………………………………………………………………….15
Троицкий собор 15
Трапезный храм………………………………………………………………………………………………………….16
Преображенский собор …………………………………………………………………………………………...17
Святая Канавка 17
8.Святые дивеевские источники 18
Источник Матушки Александры 18
Казанский Источник 18
Иверский Источник 18
Источник Батюшки Серафима 18
9.Заключение 19
10.Список литературы 20
По святым местам Дивеево
Храм Казанской Иконы Божией Матери
Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то — ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.
В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.
Храм Рождества Христова
Строителем Рождественских
церквей с благословения
По заповеди преподобного,
в храме Рождества Христова перед
образом Спасителя горела — и
с 1992 года была вновь зажжена —
неугасимая свеча. В алтаре сохранилась
старинная фреска, изображающая Спасителя
в окружении ангелов. Повторно храм
был освящен в 1993 году.
Храм
Рождества Богородицы
Вскоре после
освящения храма Рождества
В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.
Колокольня
Строительство
колокольни было завершено незадолго
до прославления преподобного Серафима.
На ней были установлены большие
часы, которые отбивали каждый час:
“Пресвятая Богородице, спаси нас”.
Позднее они сломались, но неожиданно
снова зазвонили перед разгоном
обители в 1927 году. В северном и
южном флигелях располагались мастерские.
В советское время на колокольне,
лишенной купола и креста, был установлен
телевизионный ретранслятор, а Святые
врата приспособлены под гараж.
Они были освобождены в июне 1991 года, перед
перенесением мощей преподобного Серафима
в Дивеево. В настоящее время колокольня
полностью восстановлена, собран необходимый
комплект колоколов. Во флигелях колокольни
размещаются административные и жилые
помещения монастыря. На колокольне установлены
новые часы с боем.
Игуменский
корпус
Слева от колокольни
расположено большое
После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.
Троицкий собор
После постройки
Рождественских церквей преподобный
Серафим поручил Елене
В Троицком
соборе находилась чудотворная икона
Божией Матери “Умиление”, перед которой
всегда молился и коленопреклоненно
скончался батюшка Серафим. В
октябре 1989 года Троицкий собор был
передан церковной общине. Весной
1990 года на купол собора был водружен
крест. Богослужения в возобновились в
апреле 1990 года, когда был освящен главный
придел. С 1 января 1991 года службы в главном
дивеевском соборе совершаются ежедневно.
В соборе покоятся мощи преподобного Серафима.
Над которым устроена сень по образцу
сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются
некоторые вещи преподобного Серафима:
нательный железный крест, епитрахиль,
кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до
сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь
подается людям благодатная помощь и исцеления.
Трапезный храм
Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.
О появлении
на этом месте трапезы пророчески
говорил дивеевским сестрам батюшка
Серафим, хотя при его жизни здесь находилось
сельское кладбище. Строилась эта каменная
трапезная в 90-е годы XIX века при игумении
Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного
корпуса монастырю растянулось с 1997 по
2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном
трапезном храме состоялась праздничная
трапеза с участием Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия, а 14/27
ноября 2000 года храм был освящен митрополитом
Нижегородским и Арзамасским Николаем.
Преображенский собор
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.
Несколько
лет продолжалось его восстановление.
Освящение главного престола в честь
Преображения Господня состоялось 3 сентября
1998 года. (В старом монастыре деревянная
Преображенская церковь находилась
на кладбище в восточном углу Канавки,
там, где сейчас расположена средняя
школа.) В том же 1998 году был освящен
правый придел в честь собора Архистратига
Божия Михаила и прочих Небесных
сил бесплотных, а левый — в
честь Всех святых (такие приделы были
ранее в Тихвинской церкви).
Святая Канавка
В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.
Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.
Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.
Когда Царица
Небесная явилась преподобному Серафиму
и повелела основать Мельничную общину,
Она указала ему, как обнести
место этой общины канавою и валом,
причем сделать это непременно трудами
сестер общины. Мельница была построена
в июле 1827 года
Святые дивеевские источники
Источник Матушки Александры
По свидетельству сестер первой общинки, живших при Казанской церкви, на могилке матушки Александры по ночам видели огонь и горящие свечи, слышали необычайный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы ее. Затем в могиле слышалось какое-то журчание, и потому сложилось поверье в народе, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Этот источник был у реки за дорогой, напротив Казанской церкви. Когда в советское время сделали дамбу и водохранилище, вода покрыла источник. Вниз по реке на юго-западе освятили другой источник, где и набирают теперь целительную воду.
Казанский Источник
На северней окраине села Дивеева вблизи деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери находится Казанский источник. Он пробился из-под земли еще во времена Иоанна Грозного после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 г. В 30-е годы XX века на источнике подо льдом была найдена чудотворная икона Казанской Божией Матери. Икона помещена в Троицком соборе в приделе в честь иконы Божией Матери "Умиление".
Иверский Источник
По тропинке вдоль реки можно дойти до дальнего источника матушки Александры. Великая старица сама вырыла его для утоления жажды рабочих, добывавших известковый камень для созидаемой ею Казанской церкви. По преданию, на источнике местные жители молились в засуху о даровании дождя. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили часовенку. По находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название "Иверский".
Источник Батюшки Серафима
История существующего
источника батюшки Серафима такова.
Солдату, несшему службу на границе
охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова,
явился старичок в белом балахончике.
На вопрос: "Старичок, что ты здесь делаешь?"
- тот ударил в землю жезлом, и забил источник.
Произошло это в 60-е годы XX века на берегу
реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес
свой источник из Сарова к доступному
для всех верующих поселку Цыгановка.
Позже было принято решение засыпать этот
источник. Подогнали трактор, но мотор
заглох. Пока ездили за сломавшейся деталью,
трактористу явился старичок и сказал:
"Василий, не засыпай мой источник".
И как ни ругались, как ни уговаривали
Василия, он наотрез отказался это сделать.
Начальника, который приказал засыпать
источник, вскоре перевели на другую работу.
В 1995 г. русло
реки Сатис изменили, и источник
образовал целое озеро. На нем
построили часовню, устроили колодец,
заасфальтировали подъездную дорогу.
За целебной водой сюда приезжает
множество людей, ищущих помощи у
батюшки Серафима. О святости источника
свидетельствует множество
Заключение
Изучив особенности района, можно сказать, что Дивеево является духовным центром России. Это земля, имеющая славную историю и не менее славные традиции.
Сельское хозяйство развито недостаточно хорошо, а промышленность наоборот, в настоящее время существует: механический завод, мясокомбинат, молокозавод и птицефабрика.
Информация о работе Промышленные и народные промыслы Дивеевского района