Промышленные и народные промыслы Дивеевского района

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально промышленности и народных промыслов, а так же достопримечательностей Дивеевского района, как неотъемлемой части русской культуры.
Целью данной работы является подробное изучение особенностей развития промышленности, народных промыслов и достопримечательностей Дивеевского района.
В связи с этим обозначены и следующие задачи данной работы:
Изучить историю села Дивеево
Выявить все виды промышленности, сельского хозяйства и промыслов
Детально изучить историю и особенности Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
Рассмотреть святые места и святые источники Дивеевского района

Содержание

1. Введение 3
2.История села Дивеево 4
3.Дивеево сегодня 6
4.Промышленность и сельское хозяйство и промыслы 7
5.Краткая история Дивеевского монастыря 9
6.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь 11
7.По святым местам Дивеево 13
Храм Казанской Иконы Божией Матери 13
Храм Рождества Христова 13
Храм Рождества Богородицы 14
Колокольня 14
Игуменский корпус…………………………………………………………………………………………………….15
Троицкий собор 15
Трапезный храм………………………………………………………………………………………………………….16
Преображенский собор …………………………………………………………………………………………...17
Святая Канавка 17
8.Святые дивеевские источники 18
Источник Матушки Александры 18
Казанский Источник 18
Иверский Источник 18
Источник Батюшки Серафима 18
9.Заключение 19
10.Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 461.44 Кб (Скачать)

     Еще больший вклад в промышленное  развитие края внесли тульские  оружейники братья Баташевы. Они стали заниматься железоделательным производством. Железная руда была местная, и ее помогали добывать крестьяне. Руду в самом Дивееве и в ближайшей округе добывали в так называемых «дудках» - глубоких колодцах. В 1775 году недалеко от Дивеева заработал первый железоделательный завод. К концу XIX века в окрестностях села работали и другие металлургические заводы. На полях вокруг Дивеева до сих пор можно встретить остатки ям – рудокопных «дудок». Когда в начале ХХ века заводы закрылись, рудокопателям пришлось переключиться на рытье колодцев, но уже для питьевой воды. Этот промысел продолжает существовать здесь и поныне.

     Развивались и другие ремесла  и промыслы. Этому способствовало  обилие сырья – дерева, глины,  железа, льна, конопли, а также  близость знаменитой Нижегородской  ярмарки, на которой сбывались  изделия местной кустарной промышленности. Наиболее распространенные промыслы – шитье крестьянского платья, плотничество, плетение лаптей, изготовление ульев, рассох, оглоблей, кузнечное дело, битье шерсти. Искусные мастера своего дела всегда пользовались у сельчан большим уважением. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. Многие из них дошли и до наших дней.

Дивеевские земли всегда давали невысокий урожай, поэтому весьма популярный были различные отхожие и кустарные промыслы. Занятию крестьян ремеслами очень способствовало обилие сырья: дерева, глины, железа, льна, конопли. Одним из первых внеземельных занятий крестьян стала добыча железной руды. Так же популрым было шитье, плотничество, плетение лаптей.

 В настоящее  время в Дивеево находятся:  межколхозная птицефабрика (зима 1963 г.), молокозавод (1936 г.), межколхозное  лесничество (декабрь 1972 г.). В  районе действуют подразделения  "сельхозтехники", "сельхозхимии", имеется несколько строительных организаций, стройучасток системы "Гражданстрой", бытовые службы. В 1967 году открыт механический завод - филиал Горьковского завода "Гидромаш". Существует  механический завод (производство бытовых приборов), мясокомбинат, молочный завод, птицефабрика.

В 1967 году открыт механический завод - филиал Горьковского завода "Гидромаш".

ОАО «Дивеевский мясокомбинат»

«Дивеевский мясокомбинат» - это современное предприятие, более полувека являющееся одним из ведущих поставщиков колбасных изделий, деликатесов и полуфабрикатов в Нижнем Новгороде.

Комбинат основан  в 1954 году для снабжения закрытого  города ученых «Арзамас-16» (в настоящее  время – город Саров), где требования к качеству продукции были самыми высокими. В течение более полусотни лет комбинат является поставщиком колбасных продуктов, деликатесов и полуфабрикатов на нижегородский рынок. Сегодня на юге области, в Арзамасе и Сарове, продукцию «Дивеевского мясокомбината» можно найти в каждом продовольственном магазине. Жители нижегородской области высоко ценят дивеевские колбасы и деликатесы.  На производстве не используется мясо глубокой заморозки – один из показательных признаков продукции высокого качества. Разнообразный ассортимент и широкий ценовой диапазон, включающий и недорогие колбасы, и премиальные деликатесы, также являются достоинствами «Дивеевского мясокомбината».

Птицефабрика «Дивеевская», основанная в 1968 году, входит в группу предприятий «Достояние» — птицеводческий холдинг, включающий в себя птицефабрики мясного и яичного направлений, птицеплемрепродуктор и растениеводческие предприятия для формирования собственной кормовой базы. Все птицефабрики группы оснащены современным птицеводческим оборудованием, позволяющим выращивать бройлеров и содержать несушек при минимальном вмешательстве человека.

Ведущая роль в промышленности принадлежит обрабатывающим отраслям производства, на долю которых приходится 53,5 % общего объема валовой продукции. По итогам 2008 года отгружено товаров  собственного производства, выполнено  работ и услуг по категории  крупных и средних предприятий  на сумму 1 млрд. 248,3 млн. рублей (117,9% к  уровню 2007 года), за 7 месяцев 2009 года — 610,7 млн. рублей (94,4% к аналогичному периоду  прошлого года). Производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 11 сельхозпредприятий и 32 фермерских хозяйства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краткая история Дивеевского монастыря

Дивеевская земля - особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.

О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной  известно следующее. Первый - Иверия - выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон - Второй Жребий Богоматери на земле.

В XI веке в  одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену  монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь - Третий Жребий Божией Матери на земле.

Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после  долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою!»

С благословения  старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной  из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек - Сатиса и Саровки. Место это было необыкновенно красиво, и еще задолго до прихода сюда в конце XVII века основателя обители иеросхимонаха Иоанна слышали здесь жители окрестных селений, будто из-под земли перезвон колоколов и видели дивное свечение, наподобие столпа света, указывающего на будущую святость этого места.

Монастырь отличался строгостью устава, устроенного  по примеру Афонского. Пещеры, вырытые  в горе, были местом подвигов первых саровских затворников-подвижников. Тысячи богомольцев шли сюда - приобщиться благодати святого места, испросить совета и благословения мудрых и духоносных старцев.

Не доходя 12-ти верст до Сарова, в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России... - сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. - И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Монастырь сейчас является одним из самых благоустроенных. Считается, что Дивеево - четвертый  и последний удел на земле Небесной Игумении монастыря - Пресвятой Богородицы. В обители проживают более ста сестер, открыто пять скитов, где несут послушание еще около семидесяти монахинь. В восстановленном соборе, где покоятся мощи прп. Серафима Саровского, совершаются богослужения. Здесь же хранятся вещи преподобного Серафима: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавички, башмаки, чугунок. Сохранилась и Канавка Божией Матери, вырытая сестрами обители по указанию преподобного. Сам святой старец говорил о ней: Канавка эта до небес высока. Эту Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила, так что Канавка эта - стопочки Божией Матери. Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому и все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". Серафимо-Дивеевский монастырь. Православная Москва. Москва. 1996. № 9 (69) (март).Каждый день, как и прежде, совершается крестный ход по Канавке Божией Матери после вечернего богослужения. В храме Рождества Христова перед образом Спасителя горит неугасимая свеча. Схимонахиня обители Маргарита, которой в 1996 г. исполнилось 97 лет, была насельницей монастыря до закрытия его Советской властью, она единственная из сестер прежнего Дивеева, дожившая до возрождения обители. Ежегодно 31 июля в монастыре празднуется годовщина второго обретения мощей прп. Серафима, которое состоялось в 1991 г, совершается крестный ход из Дивеева в Саров. В 1996 г. Патриарх Всея Руси Алексий II передал в обитель Евангелие, хранившееся до революции в монастыре и бережно сохраненное православными верующими москвичами.

На территории обители находятся могилы дивеевских блаженных Прасковьи Ивановны (Паши Саровской), Пелагеи Ивановны и Натальи Дмитриевны. В обители без совета с ними ничего не делалось.

На территории монастыря находится единственный и главный собор Пресвятой  Троицы. Здесь под сенью кивория  покоятся мощи преподобного Серафима. Четыре малахитовых колонны несут  пятиглавый золоченный балдахин. Центральная глава в виде островерхого шатра с иконами русских святых в окошках с закомарами. Ниже, посередине фронтона, икона, изображающая стоящего на коленях на камне и простирающего к небу руки преподобного Серафима. Под ней полоска фриза с молитвой мытаря, писанная золотыми буквами на черном фоне: "Боже, милостив буди мне грешному". Серафимо-Дивеевский монастырь.. Православная Москва. Москва. 1996 . № 9 (69) (март).Над ракой висят лампады изящной работы с инкрустацией и эмалью. Рядом возвышается кивот с иконой явления Царицы Небесной с двенадцатью святыми царицами прп. Серафиму. В Троицком соборе пять престолов. Центральный престол и южные приделы восстановлены и освящены. Иконостас центрального престола завершен отделкой и украшен иконами только в нижнем ряду. Слева и справа от иконостаса два великолепных резных золоченных киота. В одном из них поясная икона преп. Серафима, на другом икона Божией Матери "Умиление", та, которую отец Серафим именовал образом Божией Матери "Радость всех радостей". Справа от киота с иконой преподобного находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, обретенная на Казанском источнике. Далее иконы Богородицы "Утоли моя печали", "Иверская" дивеевского письма; иконы Божией Матери "Достойно есть" с мощевиком евангелиста и апостола Луки и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы и другие иконы. Внутреннее пространство храма, устремленное ввысь полукружиями перекрещивающихся парусных арок, удерживается четырьмя мощными столпами. Независимо от массивности архитектурных форм их совершенные пропорции создают ощущение легкости и простора. Вдоль стен храма по периметру идут галереи. По ним можно пройти к двум приделам, расположенным на втором этаже (один из приделов посвящен иконе Владимирской Божией Матери). В монастыре хранятся вещи преподобного Серафима: чугунок; огромного размера бахилы, сработанные руками преподобного; кожаные перчатки, верижный крест, поручи, епитрахиль. собора высится громадная колокольня с золотой, ослепительно сияющей главой. Одни из ближних святых источников - источники матушки Александры и иконы Иверской Божией Матери. Святыней обители является канавка Пресвятой Богородицы, которую при своей земной жизни приказал вырыть преподобный Серафим. "Канавка - это стопочки Божией Матери! - говорил он. - Тут ее обошла Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! - говорила она преподобному Серафиму. - И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не проскочит!" Путь по канавке Богородицы начинается от деревянного креста поблизости бывшей монастырской водокачки и заканчивается у восточного входа в обитель у Нового храма. Отсюда каждый вечер после трапезы совершается крестный ход.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Промышленные и народные промыслы Дивеевского района